Главный вопрос главы
Как и почему развивалась российская культура в XVIII в.? Какие из её достижений актуальны для нашего времени?
В XVIII в. российская культура развивалась как составная часть общеевропейской культуры. Это связано с реформами Петра І, который всячески старался разорвать существовавшие веками русские традиции и заимствовал западные новшества.
Добавить текст Вернуть оригиналДля нашего времени актуальны архитектурные сооружения в стиле барокко, рококо и классицизма, а также литературные произведения, написанные в стиле сентиментализма.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 288
Темы проектов
1. Великое — в малом: мои земляки — деятели науки, литературы, искусства, образования XVIII в.
Выдающимся земляком является Матвей Фёдорович Казаков (1738 – 1812) – талантливый архитектор, который по указанию Екатерины ІІ, фактически перестроил центр Москвы, «насытив» его крайне популярными в то время зданиями эпохи классицизма. Считается учеником и своеобразным творческим наследником другого архитектора В. Баженова. Под его началом Казаков занимался возведением Большого Кремлёвского дворца, а позже – Пречистенского дворца для Екатерины II.
Добавить текст Вернуть оригиналС середины 1770-х гг. Казаков уже занимался собственными проектами. С 1776 г. по 1780 г. возвел Петровский путевой дворец, который находился при въезде в Москву со стороны Санкт-Петербурга. После он взялся за сооружение здания Сената в Московском Кремле, которое сегодня является основной рабочей резиденцией Президента Российской Федерации. Также он спроектировал старое здание Московского университета (до наших дней не сохранилось).
Добавить текст Вернуть оригиналК числу известных произведений Казакова также можно отнести дом Дворянского собрания (ныне – Дом Союзов), отличающееся уникальной акустикой, и Голицынская больница (сегодня – Первая градская больница). К концу жизни мастер также увлекся популярной в те годы псевдоготикой. Казаков, как никто другой, умел оригинально соединять элементы древнерусской и готической архитектуры в декоре фасадов.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.culture.ru/persons/8380/matvei-kazakov
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.architime.ru/architects/a_kazakov_m_f.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://bigenc.ru/c/kazakov-matvei-fiodorovich-b16436
Добавить текст Вернуть оригинал2. Открытие страны и мира: российские путешественники XVIII в.
К неординарным и в тоже время крайне важным российским путешественникам XVIII в. относится Григорий Иванович Шелихов (1749 – 1795). По роду деятельности он был купцом и промышленником, но именно его деловая хватка и предпринимательская жилка способствовала освоению Русской Америки – Аляски. В отличие от многих сверстников и коллег, он стремился попасть в Сибирь, считая её природные богатства уникальной возможностью для собственного обогащения. Поначалу занимался скупкой и перепродажей пушнины, на чём неплохо преуспел, сколотив за короткий срок огромное состояние.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако, помимо выгоды, Шелихова с детства привлекали дальние и неизведанные земли. Его взор обратился на восток, к Тихому океану и Американскому континенту. В 1783 г. он снарядил три судна на Аляску, где была проведена основательная разведывательная работа (особенности рельефа, климат, а также настроения туземного населения). А уже 22 июля 1784 г., под руководством Шелихова, было основано первое русское поселение в Америке. Оно было основано у побережья Аляски, на острове Кадьяк.
Добавить текст Вернуть оригиналОсвоение Американского континента русскими первопроходцами происходило довольно быстро. Уже в 1786 г. количество поселений выросло до трёх. В отличие от многих чиновников из Тобольска (административного центра Сибирской губернии), Шелихов понимал колоссальное значение Русской Америки. Поэтому он всячески добивался от российской власти определенных льгот переселенцам, а также выделения материальной помощи (в Аляске чувствовалась нехватка многих инструментов, орудий труда и металлических предметов вообще). В 1788 г. его старания увенчались успехом. За заслуги перед Отечеством Шелихов был пожалован в потомственные дворяне, а также награждён золотой медалью и серебряной шпагой «за открытие островов в Восточном океане». В 1791 г. он получил право на создание «Северо-Восточной компании», которая уже после его смерти, в 1799 г. была преобразована в «Русско-Американскую торговую компанию», которой принадлежали исключительные права на колонизацию Америки.
Добавить текст Вернуть оригиналК важным достижениям Шелихова следует отнести организацию полноценного судостроения (основал верфи в Новоархангельске и Кадьяке). Также он составил подробное описание открытых земель и островов, природы и обычаев населяющих их народов. Заботился о внедрении культуры среди индейцев и эскимосов, по его распоряжению были открыты школы для их детей. В последние годы жизни пытался установить торговые связи с Китаем и Японией. Однако реализовать эти замыслы уже попытался его зять – граф Николай Резанов, более известный по рок-опере «Юнона и Авось». Умер Шелихов в 1795 г., в Иркутске, где и был похоронен.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://historybiz.ru/shelihov-shelehov-grigorij-ivanovich.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://discover-history.com/explorers/Shelikov-Grigory-Ivanovich.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shelihovgi.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.rgo.ru/ru/magadan/imya-na-karte/grigoriy-ivanovich-shelihov
Добавить текст Вернуть оригинал3. «Во французской стороне, на чужой планете, предстоит учиться мне в университете…»: российские школьники, студенты, преподаватели, учёные на учёбе, стажировке в образовательных и научных учреждениях в XVIII в.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиция получать образование или повышать уровень квалификации за рубежом ещё тянется со времён Петра I. В России на тот момент просто не существовало заведений, предоставляющих хорошее и качественное образование европейского уровня (Славяно-греко-латинская академия – не в счёт). И даже со временем, ближе ко второй половине XVIII в., когда появилось немало российских учебных заведений (например, Императорский Московский университет), их всё равно не хватало, чтобы охватить всех желающих. Также, вплоть до середины XIX в. среди российской знати существовал устойчивый стереотип о том, что хорошее образование можно было получить только в западноевропейских университетах.
Добавить текст Вернуть оригиналНаибольшей популярностью среди русских студентов и тех, кто ездил на стажировку, пользовалась Германия, а в особенности – Гёттингенский и Лейденский университеты. Именно немецкие университеты на многие десятилетия вперёд считались эталоном научного знания, на основе которого шло «усовершенствование» отечественных ученых и обеспечивалось включение России в единое научное пространство Европы. Наибольшей популярностью пользовались философский и медицинский факультеты, что свидетельствовало о недостаточной базе подготовки по этим специальностям в самой Российской империи.
Добавить текст Вернуть оригиналОбучение было платным, поэтому позволить себе обучаться за границей могли только отпрыски богатых аристократических семейств, однако к концу XVIII в. начали появляться представители купеческих фамилий. Обучение происходило согласно традициям, которые уходили своими корнями в Средневековье. Сохранялись стандартные для того времени тривиум (грамматика, логика и риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Также большое значение предавалось изучению как классических (латыни и древнегреческого), так и европейских языков (французского и немецкого). Основной формой усвоения знаний был диспут, что способствовало проявлению инициативы среди обучающихся и формированию собственной точки зрения. Именно поэтому, со временем, российские монархи (в особенности – с начала Великой Французской революции) начали рассматривать европейские университеты не как источник знаний, а как рассадники вольнодумства, либерализма и революционности, что в целом подтолкнуло уже в начале XIX в. к созданию широкой сети собственных, российских университетов (например, Харьковского, Казанского, Дерптского), учебный процесс в которых жестко контролировался властью.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://history.wikireading.ru/356117
https://studfile.net/preview/9162766/page:6/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.rulit.me/books/russkie-studenty-v-nemeckih-universitetah-xviii-pervoj-poloviny-xix-veka-read-280700-21.html
Добавить текст Вернуть оригинал4. Повседневная жизнь российских школьников и студентов и их преподавателей в XVIII в.
Большинство студентов указанной эпохи жили бедно. Выходцы из семей провинциального дворянства или дети ремесленников или купцов старались получить возможность учиться за средства государства. Таких называли казеннокоштными. Однако большинство все же училось за собственные средства, поэтому их называли своекоштными. Они даже одевались по-разному. Своекоштные носили по будням темно-зелёные сюртуки, а по праздникам – темно-зеленые мундиры с белым исподним платьем. Казеннокоштные одевались как попало. Позже, в конце XVIII в., была введена для всех студентов единая униформа: темно-зеленый мундир с малиновыми воротником и обшлагами и с серебряными пуговицами, украшенными гербом.
Добавить текст Вернуть оригиналЖили студенты тоже по-разному. Казеннокоштные – в общежитиях, которые тогда называли бурсами (поэтому нередко учащихся называли бурсачнёй). Своекоштные, в основном, снимали квартиры или жили у родственников. Казеннокоштные получали небольшую стипендию (2-3 серебряных рубля в месяц), которой никогда не хватало. Поэтому большинство тогдашних студентов занимались различными подработками (гешефтом). Чаще всего – репетиторством. В те годы многие дворянские семьи нанимали студентов обучать своих малолетних детей французскому и немецкому языку. Так было намного дешевле, чем платить учителям. Также некоторая часть студентов подрабатывала в театрах, исполняя различные второстепенные роли и массовку (вплоть до конца XVIII в. в российских театрах женщин-актрис не было, а женские роли исполняли мужчины, одетые в женское платье). Заниматься физической работой для студентов того времени было непринято, и даже унизительно.
Добавить текст Вернуть оригиналЖизнь преподавателей тоже мало чем отличалась от студенческой. В отличие от преподавателей в высших учебных заведениях, учителя гимназий и народных училищ получали немного. Поэтому также нередко подрабатывали репетиторством (как говорили в то время «брали частные уроки»). Жили преподаватели, в основном, в казённых квартирах, которые находились на территории учебных заведений или неподалеку от них. В целом, учительское сообщество представляло собой закрытую корпорацию, которая представляла собой большую семью (вместе отмечали праздники, помогали друг другу, делили радости и невзгоды).
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-i-obschestvo-studenty-moskovskogo-universiteta-xviii-nachala-xix-veka-sotsialnoe-proishozhdenie-i-byt/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.academia.edu/23980165/Повседневная_жизнь_учителей_Daily_life_of_teachers_
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.dissercat.com/content/povsednevnaya-zhizn-moskovskogo-studenchestva-1830-1890-e-gg
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://pikabu.ru/story/ot_sessii_do_sessii_kak_zhilos_studentam_do_revolyutsii_9604512
Добавить текст Вернуть оригинал5. Конкурс эскизов памятников выдающимся деятелям российской культуры (моим землякам) XVIII в.
Уроженец Костромы, Фёдор Григорьевич Волков (1729 – 1763) получил известность как основатель первого в России общедоступного профессионального театра (т.е. в нём играли не любители, а специально обученные актёры). Однако, к великому сожалению, на родине ни памятников, ни бюстов этому выдающемуся деятелю российской культуры XVIII в. поставлено так и не было.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако в Ярославле, где будущий театральный режиссер провёл свои детство и юность, есть памятник Волкову. Он расположен в Васильевском сквере на площади Волкова (более известной, как Театральная), напротив здания Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова. Он был открыт 10 августа 1973 года. Архитектором был В. Маров, а скульптором – А. Соловьёв. На нём Волков изображён в полный рост, одетым в сценический костюм. При этом его взгляд направлен на театр, а руки сложены на груди. По замыслу авторов памятника, он словно любуется своим детищем и раздумывает о его судьбе.
Добавить текст Вернуть оригиналТакже Волкову посвящён отдельный барельеф на знаменитом памятнике-монументе «Тысячелетие России», который был установлен в Великом Новгороде в 1862 г. Здесь он как бы олицетворяет собой российский театр и театральное искусство в целом.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://evertravel.me/ru/posts/2489-pamyatnik-fyodoru-volkovu/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://101hotels.com/recreation/russia/yaroslavl/points/monuments/pamyatnik_volkovu
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.tripadvisor.ru/Attraction_Review-g298488-d19652407-Reviews-Fyodor_Volkov_Monument-Yaroslavl_Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html
Добавить текст Вернуть оригинал6. Рисуем лирический образ: конкурс стихотворений (рэпа) о достижениях и людях российской культуры XVIII в.
Гениальному российскому учёному-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711 – 1765) посвящено множество памятников и топонимов, но мало кто знает, что ему нередко посвящали стихи и оды. Причем не только в его время, но даже в наши дни.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако, наиболее красиво обобщили достижения Ломоносова Г. Державин и А. Пушкин. Первый характеризовал учёного с Цицероном и Вергилием, называя его «неподражаемым» и «бессмертным». В свою очередь, Александр Сергеевич упоминает простонародное происхождение Ломоносова (сын рыбака), упоминает о его стремлении учиться и предрекает ему судьбу «помощника царя».
Добавить текст Вернуть оригиналВ целом, хочется лишний раз подчеркнуть выдающуюся роль Ломоносова как в отечественной, так и в мировой науке. Его вклад, воистину, является бесценным и по сей день.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-lomonosove-mixaile-vasileviche/#google_vignette
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://schoolbiblio.ucoz.ru/index/stikhi_posvjashhennye_m_v_lomonosovu/0-137
Добавить текст Вернуть оригинал7. Запечатлеть эпоху: конкурс рисунков, посвящённых достижениям российской культуры XVIII в.
Своеобразным примером изображения главных достижений российской культуры XVIII в., на мой взгляд, является картина полузабытого российского художника Антона Павловича Лосенко (1737 – 1773) под названием «Владимир и Рогнеда», работу над которой автор закончил в 1770 г. По словам искусствоведа Алексея Савинова, картина «Владимир и Рогнеда» стала «новым словом в русской живописи».
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенность данной работы состоит в том, что она объединила в себе две ведущие тенденции в российском искусстве XVIII в. С одной стороны, ориентация на западноевропейские стандарты («Владимир и Рогнеда» является образцом популярного в то время стиля классицизма). А с другой стороны, сам сюжет картины (междоусобная борьба на Руси в 972 – 978 гг. между князем Ярополком Святославовичем и его сводным братом Владимиром Великим) свидетельствует о существенном возрастании интереса российского общества к собственной истории, в том числе и древнейшей.
Добавить текст Вернуть оригиналВ целом, следует отметить, что такие тенденции (синтез западноевропейских образцов и русских национальных традиций) были характерны для культурного развития России на протяжении всего XVIII в. Именно так и формировалась самобытная светская российская культура.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://ar.culture.ru/ru/subject/vladimir-i-rogneda
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/18_19/zh_4975/index.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2924-vladimir-i-rogneda-anton-pavlovich-losenko-opisanie-kartiny.html
Добавить текст Вернуть оригинал8. Повседневная жизнь российских учёных XVIII в.
По своему социальному статусу российские учёные занимали промежуточное положение между дворянами и мещанами. Но по своему происхождению значительная часть из них принадлежали к мещанскому сословию. Научная карьера для большинства дворян выглядела непривлекательной. Жалованье профессоров и приват-доцентов было хорошим по меркам того времени и сравнимо с денежным довольствием высших офицеров (подполковников и полковников). А те, кто имели учёную степень доктора наук, получали право на потомственное дворянство.
Добавить текст Вернуть оригиналЖили ученые, в основном, на съемных квартирах в т.н. доходных домах. Однако в случае необходимости им предоставлялась казённая жилплощадь, укомплектованная необходимой мебелью и нередко – прислугой (кухаркой, лакеем и привратником). Нередко профессора, выйдя в отставку, могли позволить себе из накопленных средств приобрести поместье с крепостными крестьянами.
Добавить текст Вернуть оригиналНеотъемлемой частью жизни российских учёных был обмен научным опытом с иностранными коллегами. Для этого российские университеты, институты и академии отправляли их в командировку в страны Европы. При этом все расходы на себя брало учебное заведение. Также практиковалось приглашение наиболее талантливых иностранных учёных в Россию на временную работу. Многие из них остались тут навсегда, обретя вторую родину (например, Г. Миллер).
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.prlib.ru/item/1179618
https://www.prlib.ru/Great_Russia/scientists_XVIII
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studyinrussia.ru/why-russia/traditions-of-education/scientists-and-discoveries/
Добавить текст Вернуть оригинал9. Повседневная жизнь российских писателей, журналистов, художников XVIII в.
Образ и способ жизни писателей, журналистов, художников XVIII в. был несколько схожим с российскими учёными, поскольку они также принадлежали к интеллектуальной элите Российской империи. Однако в отличие от университетской профессуры, которая в общем-то имела стабильный доход, жизнь писателей, журналистов, а в особенности – художников полностью зависела от конъюнктуры, т.е. от того был ли заказ. От того, были ли желающие заплатить за плоды их творчества.
Добавить текст Вернуть оригиналЛучше всего жили т.н. придворные писатели, художники и журналисты, т.е. получающие стабильные заказы от государства и отдельных членов императорской семьи. Жизнь таких обласканных властью людей, как Г. Державина, Б. Растрелли или В. Баженова мало чем отличалась от жизни российской аристократии того времени. Они также посещали балы, кутежи и различные увеселительные заведения, и конечно же увлекались азартными играми (прежде всего, картами).
Добавить текст Вернуть оригиналКардинально иной была повседневная жизнь простых писателей, журналистов, художников. Чаще всего они влачили полуголодную жизнь, перебивались случайными заработками, жили от заказа до заказа. Для таких деятелей пера и искусства было вполне нормальным съем даже не комнаты, а какого-то угла в петербургских трущобах, а также поиска любого заработка. Некоторым из них иногда улыбалась удача, однако большинству так и не удавалось подняться из социального дна.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://msupress.com/catalogue/books/book/russkaya-literatura-i-zhurnalistika-xviii-veka/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://godliteratury.ru/articles/2022/08/15/15-pisatelej-hudozhnikov
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://traumlibrary.ru/nav-18.html
10. Повседневная жизнь представителей различных сословий городского и сельского населения России XVIII в.
XVIII в. ознаменовался постепенным сближением образа жизни горожан, а в особенности – богатого купечества, с образом жизни дворянского сословия. Зажиточные купцы первой и второй гильдии, обладающие огромными доходами, постепенно также стали носить европейскую одежду, брить бороды, пользоваться предметами роскоши (например, духами или пудрой) и даже носить парики. Нормой для богатых горожан стало потребление таких неизвестных ранее напитков, как кофе и горячий шоколад, а также иностранных вин (прежде всего, французских). Также получили распространение такие развлечения как бильярд и карточная игра.
Добавить текст Вернуть оригиналКардинально отличалась жизнь городской бедноты. Большинство из них ютилось в т.н. доходных домах, которые специально строились для сдачи жилья в наём. При этом очень немногие могли позволить снять себе комнату или целую квартиру. Обычной нормой был съем угла для ночлега. Питались городские низы традиционной русской пищей: кашей, хлебом и щами. Многие ремесленники и мелкие торговцы посещали трактиры, а также различные «питейные заведения», коих в городах всегда было предостаточно.
Добавить текст Вернуть оригиналПрактически не потерпела никаких изменений жизнь сельского населения. Русский крестьянин XVIII в. мало чем отличался от крестьян предыдущих столетий. Петровские культурные преобразования не коснулись их. Они жили в деревянных избах с минимальными удобствами (столом и скамьями). Обязательным атрибутом такого жилища была большая печь, которая также служила местом для сна. Большая часть времени проходила в работе на барских полях или выполнении различных повинностей. Отдых или какие-либо увеселения крестьяне могли себе позволить нечасто.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://familio.media/history-and-we/kak-zhili-lyudi-raznyh-soslovij-v-rossii/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnaya-kultura-rossii-xviii-v/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/RNMKIS/015_Ankusheva.pdf
Добавить текст Вернуть оригинал11. Отражение особенностей культурного пространства Российской империи XVIII в. в русской живописи того же времени.
На мой взгляд, отражение особенностей культурного пространства Российской империи XVIII в. можно увидеть, прежде всего, в портретах. Особенно в женских. Вот взять, к примеру, «Портрет Марии Лопухиной» кисти художника Владимира Боровиковского (1757 – 1825), написанная им в 1797 г. Современные искусствоведы даже называют эту работу «русской Моной Лизой».
Добавить текст Вернуть оригиналВ этой картине нашли свое отражение стремление российского зрителя к сентиментализму, поскольку автор стремился показать не общественный статус героини, а личные, и даже сокровенные стороны её характера. Т.е. делал акцент на чувствах и эмоциях. Также в данной работе нашло отражение использование приёмов модного в то время в Западной Европе т.н. репрезентативного портрета, т.е. окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими в полной мере раскрыть его образ.
Добавить текст Вернуть оригиналТакже картина отражала такую особенность российского культурного пространства, как ориентация на античные стандарты и наследие. Внешний вид, поза и выражение лица героини делает её несколько похожей на древнегреческие статуи. Этот факт в который раз подчеркивает сложность и многогранность русской живописи XVIII в.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-russkoy-hudozhestvennoy-kultury-xviii-veka-simvoly-i-smysly/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/12177/2/Kozlova.pdf
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://arzamas.academy/materials/1468
12. Погружение в эпоху (варианты): как мы ставили спектакль по пьесе русского драматурга XVIII в.; как мы издавали журнал в стиле XVIII в.; как писали картины в стиле XVIII в. и выставлялись и что из этого получилось.
Добавить текст Вернуть оригиналВ нашем школьном театре мы ставили знаменитую комедийную пьесу Д. И. Фонвизина (1745 – 1792) «Недоросль», написанную ещё в 1783 г. Нами был сделан акцент на том, чтобы изложить слова автора максимально доступным для современного зрителя языком. В целом, это удалось. Нам удалось показать главную проблему данного произведения – изображение последствий невежества и упрямства.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенно удачно удалось изобразить главную роль Митрофанушки (Митрофана Терентьевича Простакова), который, абсолютно не стыдился своей лени и глупости. Он не хочет учиться и посещает уроки только из-за моды на образованность. Однако успеха это не приносит. Он вырос совершенно бесполезным и даже социально опасным членом общества.
Добавить текст Вернуть оригиналВ общем, следует отметить, что многие социальные проблемы XVIII в. актуальны и в наши дни. Нередко можно встретить людей, которые занимают чужое место, исключительно из-за своего происхождения, связей и богатства. Увы, таково неисправимое человеческое общество. И это очень тонко, в свое время, подметил Фонвизин.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://briefly.ru/fonvizin/nedorosl/
http://loveread.ec/view_global.php?id=3428
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ilibrary.ru/text/1098/p.1/index.html
Добавить текст Вернуть оригинал