Жизнь и быт различных сословий
Вспомните
Как жили представители различных сословий в России XVII века?
Представители различных сословий в России XVII века жили согласно уровню их доходов и положению в обществе. Представители знати, а также зажиточные купцы могли позволить себе жить в богато убранных каменных домах, обставленных хорошей мебелью, одеватся в одежду из заморских тканей, есть сытную и разнообразную пищу. Крестьяне и простые горожане жили в простых деревянных домах, ели скромную пищу, носили одежду из льняных и конопляных тканей.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто было общим для большинства населения?
Определённые элементы жизни и быта были общими для всех, независимо от их происхождения. Поскольку и богатые, и бедные русские были, в основном, людьми набожными, необходимым атрибутом практически всех жилищ в XVII веке было наличие икон.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 203
Вопросы к иллюстрации
Объясните на примере этой иллюстрации, что нужно историкам, чтобы восстановить внутренний вид старинных построек.
Чтобы восстановить внутренний вид старинных построек, историкам необходимо или подробное описание такого жилища в письменных источниках (книгах, летописях и т.д.), или наличие сохранившихся до наших дней сооружений в изначальном облике.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 207
Документ №1
1. Что в Москве произвело наибольшее впечатление на автора записок?
Наибольшее впечатление на автора записок произвело наличие огромного (более двух тысяч) количества церквей и соборов, которые придавали Москве такой неповторимый и торжественный вид.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какими показались автору-европейцу условия жизни «обывателей»?
Условия жизни «обывателей» (т.е. простых горожан) показались автору-европейцу слишком простыми и скромными. В особенности его удивило то, что большинство домов были деревянными с небольшим количеством окон.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Чем интересны свидетельства о летних царских дворцах? Выясните, что находится на месте упомянутых дворцовых комплексов в наше время.
Добавить текст Вернуть оригиналСвидетельства о летних царских дворцах предоставляют современника ценную информацию о постройках и сооружениях, находящихся рядом, а также о предназначении каждого из них. Сегодня загородные подмосковные усадьбы Измайлово и Коломенское входят в состав Московского государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника и являются важными туристическими объектами Подмосковья. Ежегодно их посещают сотни тысяч туристов с разных уголков Российской Федерации и других государств.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 208
Вопросы в конце параграфа
1. Объясните, каким было распределение ролей в большой семье. На чём оно основывалось?
В большой семье главой считался старший мужчина. При этом действовало правило, что младшие члены семьи обязаны были беспрекословно подчиняться старшим. Особенно почтительным должно было быть отношение детей к своим отцу и матери.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что было характерно для положения женщины в русском обществе XVII века? В каких случаях имели место исключения из принятых правил?
Добавить текст Вернуть оригиналЖенщина в русском обществе XVII века находилась в подчинённом положении, поскольку считалась во всех отношениях ниже мужчины. Сначала она находилась под властью отца, а после заключения брака – под властью мужа. Исключение состояло только для женщин знатного сословия, когда в Россию, в конце столетия, начали постепенно проникать традиции свободы, популярные в те времена при королевских дворах Западной Европы.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя текст и иллюстрации параграфа, составьте распорядок дня женщины — хозяйки дома, жившей в XVII веке (предварительно выберите сословие, место проживания и так далее).
Добавить текст Вернуть оригиналРаспорядок дня женщины из крестьянской семьи.
Добавить текст Вернуть оригиналВосход солнца – пробуждение, утренняя молитва, кормление домашнего скота (коров, коз, свиней, кур).
Добавить текст Вернуть оригиналУтро – завтрак, начало выполнения домашних дел: (приготовление пищи, шитьё и пряжа, уборка жилища от пыли и мусор).
Добавить текст Вернуть оригиналПолдень – обед, потом послеобеденный сон
Добавить текст Вернуть оригиналВторая половина дня – занятия с детьми (обучения их домашнему ремеслу), присмотр за домашним скотом (уборка и кормление)
Добавить текст Вернуть оригиналВечер – ужин, вечерняя молитва.
4. Сравните воздействие церковных установлений на повседневную жизнь православного населения России и жителей западноевропейских стран в XVII веке (привлеките материал курса всеобщей истории). Что было общим?
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVII веке христианская церковь продолжала оказывать существенное влияние на повседневную жизнь жителей и России, и Западной Европы. Именно религиозные нормы и запреты определяли мировоззрение людей того времени. Также общим было то, что статус женщины был существенно ниже мужчины. И православная, и католическая, и протестантская церкви единогласно утверждали, что женщина должна во всём подчиняться воле мужчин. Особенно это касалось жизни простонародья. Если, среди европейской знати уже начали проявляться тенденции к секуляризации (ослабление влияния церкви), то простые люди жили приблизительно одинаково. Как европейские, так и русские крестьяне были в основной своей массе неграмотными, невежественными, набожными и поэтому легко поддавались влиянию духовенства.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Проанализируйте, как влияли климатические условия русских земель на образ жизни, быт населения.
Климатические условия русских земель непосредственно влияли образ жизни и особенности быта населения. Из-за суровых и длительных зим непременным атрибутом жизни было наличие тёплой одежды: шубы, тулупы, шапки, треухи. Поскольку в России традиционно выращивали коноплю и лён, то распространение получила одежда, изготовленная из этих тканей. Шёлковые ткани были доступны только зажиточным сословиям. Также следует отметить, что наличие огромного количества лесных массивов на территории государства обусловило массовое использования дерева в быту. Из дерева строилось большинство домов (каменные и кирпичные дома были большой редкостью), заборов, хозяйственных пристроек, а также множество различных предметов быта (сундуки, посуда, мебель)
Добавить текст Вернуть оригинал6. Какие новшества появились в домашнем обиходе зажиточных людей в России в XVII веке? Что этому способствовало?
В домашнем обиходе зажиточных людей в России в XVII веке появились такие новшества, как часы, зеркала, картины, гравюры, географические карты, а также иностранная мебель (диваны, кресла, изысканные стулья). Этому способствовало бурное развитие тесных торговых отношений со странами Европы.
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Историческое путешествие. Составьте рассказ от имени иностранного путешественника, посетившего дом именитого московского купца (время действия — XVII век). Опишите увиденное, передайте наиболее сильные впечатления гостя. Материал может быть оформлен в виде письма, записок, сопровождаемых рисунками, и другого.
Добавить текст Вернуть оригиналНа прошлой неделе, я наконец-то прибыл в Москву, столицу этой огромной и необъятной страны, под названием Россия. Эта длительная поездка из Лондона в Амстердам, а потом – в Архангельск меня несколько утомила. Однако нужно действовать быстро, чтобы продать товар по хорошей цене. Многие русские купцы заинтересовались привезенным английским сукном и даже были удивлены его превосходным качеством. Один из них (имя его я так и не запомнил) даже пригласил меня к себе домой, чтобы более детально обговорить все нюансы сделки.
Добавить текст Вернуть оригиналПризнаться, мне самому было очень интересно узнать, как живут русские. Купец, по всей видимости, был человеком богатым, поскольку его дом сделан из камня (в Москве почти все дома деревянные). Это строение было двухэтажным. На первом жила прислуга, а также хранились товары, предназначенные для продажи. На втором было само жилище. Также, в доме был подвал, куда меня также любезно пригласил хозяин. Там хранились продукты, заморские вина, а также странный кисло-сладкий пенистый напиток под названием квас. Его пьют повсеместно.
Добавить текст Вернуть оригиналПервое, что бросается в глаза, когда заходишь в комнату – это наличие большого количества икон. Они находятся в каждой комнате, в специально отведённом для этого углу. Некоторые из них нарисованы очень красиво, не хуже тех картин, которые я видел у себя на родине. Видимо, русские – очень набожные люди. Часто молятся и просят о чём-то Господа. Также, хочется отметить, что живут русские довольно скромно. Даже богатые. Такую изысканную мебель, как у нас в Англии, сложно найти. Обязательным атрибутом каждой комнаты были грубо сколоченные стол, лавки и скамьи. И лишь в одной (наверное, это был деловой кабинет) я увидел стулья с мягкими сиденьями и два кресла. Скорее всего, они были привезённые с Европы. Зато купец не пожалел средств и приобрёл также великолепные кровати с балдахинами (в России простые люди спят на печи). Полы были застелены ворсистыми коврами (купец сказал, что привезены из далекой Персии), а стены покрыты разноцветными тканями, что придавало жилищу красочный вид. Кроме того, важнейшей частью мебели являются сундуки, в которых хранятся различные вещи (например, посуда). Кстати, кухонная утварь также не отличается изысканностью – почти все сделаны с глины и олова.
Добавить текст Вернуть оригиналОдним словом, побывав в доме этого купца, я не просто сумел приобрести ценного партнёра, но и получше узнать быт и условия жизни русских. И хотя они живут немного попроще, чем мы, европейцы, всё же видно, что иноземные вещи всё больше и больше проникают в повседневную жизнь жителей России. Поэтому, в следующую поездку (а она состоится следующем летом) я возьму с собой побольше товаров, которые точно будут пользоваться спросом среди московских купцов, а может даже и среди знати.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 210
Вопросы для обобщения по курсу
1. Когда и в результате каких событий завершилось объединение русских земель в Московском государстве? Какое значение это имело?
Добавить текст Вернуть оригиналОбъединение русских земель в Московском государстве завершилось во времена правления великого князя Василия III (1505 – 1533), в результате подчинения Москве Псковской земли и Рязанского княжества. Данное событие означало окончательное завершение эпохи раздробленности и начало формирования единого централизованного Российского государства. Также, следует отметить, что объединение древнерусских земель в единое целое способствовало их дальнейшему экономическому и культурному развитию.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Охарактеризуйте основное содержание внутренней и внешней политики Ивана IV Грозного. Почему историки называют её противоречивой? Дайте оценку итогов правления этого царя.
Добавить текст Вернуть оригиналОсновной целью внутренней политики Ивана IV Грозного было укрепление царской власти и централизация Российского государства. Во внешней политике он стремился к расширению границ России, в особенности – в сторону побережья Балтийского моря. Противоречие политики первого русского царя состоит в том, что первоначальное успехи внутри страны и за её пределами сменились невиданными проблемами и даже разорением страны. Они стали возможны из-за кровавой и бездушной политики опричнины, а также из-за поражения в Ливонской войне (1558 – 1583 гг.). Поэтому итоги правления Ивана IV были неутешительными. Добившись укрепления царской власти и уничтожения любого проявления оппозиции со стороны знати, он в конце своего правления довёл государство до повсеместной хозяйственной разрухи и потери им ряда важных территорий (Россия так и не смогла получить желанный выход к Балтийскому морю).
Добавить текст Вернуть оригинал3. Объясните, в чём заключался династический кризис в России в конце XVI века.
После смерти царя Фёдора Иоанновича в 1598 г., не оставившего после себя наследников, пресеклась династия Рюриковичей, правившая на Руси ещё с IX века. Единственным человеком, который мог на законных основаниях унаследовать российский престол, был младший брат государя – царевич Дмитрий. Однако он погиб при загадочных обстоятельствах ещё в 1591 г. Таким образом, впервые в истории России монарх получал право на правление не по факту своего рождения, а благодаря решению знати. Царём был избран боярин Борис Годунов, который происходил из древнего рода и пользовался огромным влиянием при покойном монархе. Однако несмотря на поддержку большинства знати, положение избранного царя было непрочным. Немало бояр считало, что Годунов занимает престол незаконно. Тем более, что в народе были популярны слухи о «чудом спасшемся» царевиче Дмитрии. Это дало почву для появления множества самозванцев.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Представьте историческую справку о Смуте в России в начале XVII века (хронологические рамки, причины, ключевые события, последствия).
Добавить текст Вернуть оригиналХронологические рамки Смуты: с 1604 г. (вторжение войск Лжедмитрия I в Россию) по 1618 г. (подписание Деулинского перемирия с Речью Посполитой, окончание военных действий).
Добавить текст Вернуть оригиналПричины Смутного времени: династический кризис в российской монархии (пресечение царской династии Рюриковичей по мужской линии), наличие широких народных масс, недовольных своим положением (из-за Великого голода 1601 – 1603 гг., начала политики массового закрепощения, хозяйственной разрухи, существовавшей со времён Ивана Грозного), а также – желание соседних государств (Речи Посполитой и Швеции) ослабить Россию, отобрать часть принадлежавших ей территорий, а при возможности – уничтожить Российское государство.
Добавить текст Вернуть оригиналКлючевые события Смуты:
1604 г. – вторжение войск Лжедмитрия I в Россию;
Добавить текст Вернуть оригинал1605 г. – смерть Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I.
Добавить текст Вернуть оригинал1606 г. – убийство Лжедмитрия I. Воцарение Василия Шуйского.
Добавить текст Вернуть оригинал1606 – 1607 гг. – восстание Ивана Болотникова
Добавить текст Вернуть оригинал1607 г. – вторжение Лжедмитрия II в Россию. Основание Тушинского лагеря.
Добавить текст Вернуть оригинал1610 г. – свержение царя Василия Шуйского. Переход власти к Семибоярщине.
Добавить текст Вернуть оригинал1611 г. – формирование Первого ополчения и попытка освобождения Москвы.
Добавить текст Вернуть оригинал1612 г. – освобождение Москвы силами Второго ополчения.
Добавить текст Вернуть оригинал1613 г. – избрание на царство Михаила Романова.
Добавить текст Вернуть оригинал1617 г. – подписание Столбовского мира со Швецией.
Добавить текст Вернуть оригинал1618 г. – подписание Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Окончание войны.
Добавить текст Вернуть оригиналПоследствия Смуты: Российское государство сумело сохранить свою независимость, однако существенно ослабло и потеряло часть своих территорий в пользу Швеции и Речи Посполитой.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Расскажите об основных событиях движения за освобождение русских земель от иноземных захватчиков в период Смуты. Как память об участниках этих событий отразилась в художественной культуре?
Добавить текст Вернуть оригиналПосле свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 г. бояре сформировали временное правительство – Семибоярщина, которое должно было править Россией до созыва Земского собора, на котором должен быть избран новый государь. Выбор российской знати пал на польского королевича Владислава, которого пригласили на царствование. Понимая шаткость своего положения, члены Семиборящины впустили в Москву польско-литовские войска. Так столица России попала под оккупацию.
Добавить текст Вернуть оригиналНачало освобождения России от иноземных захватчиков положили призывы патриотически настроенного патриарха Гермогена. Глава Русской православной церкви в конце 1610 г. обращался к представителям всех сословий с просьбой забыть былые разногласия и объединиться для борьбы с польско-литовскими интервентами. В начале 1611 г. в Рязани сформировалось Первое ополчение, во главе с П. Ляпуновым. Однако, несмотря на первоначальный успех, освободить Москву им не удалось. А после убийства П. Ляпунова ополчение распалось.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако борьба за освобождение России только начиналась. В конце 1611 г. – в начале 1612 г. в Нижнем Новгороде, было сформировано Второе ополчение, во главе с Д. Пожарским и К. Мининым. Летом 1612 г. русские войска подошли к Москве и начали её осаду. Разгромив польско-литовские войска, 26 октября 1612 г. они освободили Москву. Таким образом, древняя столица России в конце концов была освобождена.
Добавить текст Вернуть оригиналЭти героические события нашли широкое отражение в исторической памяти русского народа. Среди них: опера М. Глинки «Жизнь за царя» (Иван Сусанин»), памятник в Москве, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, сделанный скульптором И. Мартосом, картины художников Э. Лисснера «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля», В. Савинского «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского», В. Котарбинского «Больной князь Дмитрий Пожарский принимает московских послов», А. Тыранова «Минин и Пожарский» А. Кившенка «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам» и В. Нестеренко «Клятва Пожарского. Кроме того, борьбе с польско-литовскими интервентами были посвящены фильмы «Минин и Пожарский» (режиссеры В. Пудовкин и М. Доллер) и «1612. Хроники Смутного времени» (режиссер В. Хотиенко), а также роман М. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 г.».
Добавить текст Вернуть оригинал6. В чём проявилось возрождение экономической и политической жизни в Российском государстве при первых царях династии Романовых?
Добавить текст Вернуть оригиналВозрождение политической жизни в России при первых царях династии Романовых состояло в стабилизации самого государства. Было покончено с оставшимися самозванцами (например, с Иваном Ворёнком) и теми, кто их поддерживал. Постепенно завершились военные действия со Швецией (в 1617 г.) и с Речью Посполитой (в 1618 г.). Со временем польские короли отказались от прав на российский престол (согласно результатам Смоленской войны), что означало упрочение положения царей с династии Романовых.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто касается возрождения экономической жизни, то здесь главным показателем считалось восстановление хозяйства, разоренного за многие годы Смуты. Возврат русского народа к мирной спокойной жизни благотворно влиял на развитие земледелия. Также активизировались торговые отношения, в том числе и с другими государствами. Происходило увеличение количества городов и рост численности городского населения. Продолжилось освоение необъятных просторов Сибири.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Систематизируйте материал о расширении территории Российского государства в XVI—XVII веках (рекомендуется сделать это в форме таблицы, картосхемы). Как изменился состав населения России в этническом и религиозном отношениях?
Добавить текст Вернуть оригиналГоды присоединения | Приобретённые (утерянные) территории |
---|---|
1510 г. | Подчинение Москве Псковской земли. |
1514 г. | Присоединение Смоленска и прилегающих к нему земель. |
1521 г. | Включение Рязанского княжества в состав Российского государства. |
1552 г. | Уничтожение Казанского ханства и присоединение к России Среднего Поволжья. |
1556 г. | Уничтожение Астраханского ханства и присоединение к России Нижнего Поволжья. |
1582 г. | Уничтожение Сибирского ханства и начало присоединения к России территории Сибири. |
1583 г. | Россия потеряла в пользу Швеции выход к Балтийскому морю: города Ивангород и Копорье, земли по реке Неве и часть Карелии. |
1618 г. | Россия потеряла в пользу Речи Посполитой Смоленск, Чернигов и Северскую землю. |
1654 г. | Присоединение Украины к России |
1667 г. | За Россией окончательно закреплялись Смоленск, Левобережная Украина и Киев. Правобережная Украина возвращалась в состав Речи Посполитой. |
Благодаря расширению Российского государства в XVI – XVII веках, его население стало очень разнообразным в этническом и религиозном отношении. Если в начале XVI века практически все жители России были славянами, исповедующими православие, то на протяжении следующих 200 лет число подданных московских государей пополнилось сотнями различных народов (преимущественно, финно-угорскими, тюркскими, монгольскими), которые исповедовали совершенно разные религии (татары, ногайцы, башкиры и чуваши исповедовали ислам, калмыки и буряты – буддизм, а марийцы, удмурты и практически все народы Сибири оставались язычниками).
Добавить текст Вернуть оригинал8. Назовите основные вехи (события) закрепощения крестьян в XVI—XVII веках. Какой исторический документ поставил точку в этом процессе?
Добавить текст Вернуть оригинал1581 г. – введение «заповедных лет» и временная отмена Юрьева дня. Крестьяне лишались права на переход к другому помещику.
Добавить текст Вернуть оригинал1597 – введение «урочных лет». Помещики имели право на розыск и возвращение беглых крестьян в течение 5 лет.
Добавить текст Вернуть оригинал1642 г. – изменение «урочных лет». Срок давности по сыску крестьян увеличивался до 10 лет.
Добавить текст Вернуть оригинал1649 г. – полная отмена «урочных лет», что означало отсутствие строка давности в розыске крестьян.
Добавить текст Вернуть оригиналДокументом, который окончательно поставил точку в процессе закрепощения крестьян, стало Соборное уложение 1649 г.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Почему XVII век в российской истории часто называли «бунташным»? Какие крупные народные выступления происходили в то время?
Добавить текст Вернуть оригиналXVII век в российской истории часто называют «бунташным» из-за того, что именно в это период в России произошло много народных волнений и восстаний. Наиболее крупными из них были: восстание Ивана Болотникова в 1606 – 1607 гг. и восстание Степана Разина в 1670 – 1671 гг. Менее значительными были: Соляной бунт в 1648 г., восстания в Новгороде и во Пскове в 1650 г., а также Медный бунт в 1662 г.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Кого вы отнесёте к наиболее значительным деятелям отечественной истории XVI — XVII веков? Представьте характеристику (исторический портрет) одного из них — по выбору.
Добавить текст Вернуть оригиналВыдающимся деятелем отечественной истории XVII века был князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 – 1610). И хотя сегодня его личность незаслуженно находится «в тени», во времена Смуты он сыграл значительную роль. Всегда стоял на защите интересов Российского государства и посвятил свою жизнь борьбе с его врагами. Этот человек сделал немало для защиты Отечества от вражеских захватчиков. И, возможно, сделал бы ещё больше, если бы не скоропостижная смерть.
Добавить текст Вернуть оригиналВыдвижению и карьере М. Скопин-Шуйского способствовало его родство с Василием Шуйским (царь приходился ему четвероюродным дядей). Впервые проявил себя во время восстания Болотникова 1606 – 1607 гг. Был назначен воеводой и получил в подчинение царские войска. Первую победу одержал в битве на Пахре (октябрь 1606 г.), где разбил превосходящее по численности войско повстанцев, что позволило выиграть время и подготовить Москву к обороне. Полководческий талант Скопина-Шуйского проявился и в ходе генерального сражения под Москвой (декабрь 1606 г.). Также молодой воевода эффективно действовал во время осады Калуги и Тулы, успешно используя слабые места противника. После окончательного подавления восстания Болотникова, он получил чин боярина, что для такого юного возраста было большой редкостью.
Добавить текст Вернуть оригиналАвторитет М. Скопина-Шуйского среди российской знати был настолько велик, что именно его в начале 1608 г. поставили командовать войсками, направленными против Лжедмитрия II. Однако из-за предательства некоторых воевод и брожения среди самого войска (многие воины просто отказывались воевать за «боярского царя» и переходили на сторону «законного государя Дмитрия Ивановича»), в открытое сражение он не решил вступать, а отступил обратно к Москве. Некоторое время принимал участие в обороне столицы, а потом, по поручению Василия Шуйского, отправился с дипломатической миссией в Швецию. Его задачей было получить военную помощь от короля Карла IX при минимальных потерях для России (в качестве платы за поддержку шведы хотели забрать практически всю Прибалтику). М. Скопину-Шуйскому удалось не только заключить относительно выгодный военный союз (по его условиям Швеция получала только Ливонию и Корелу с прилегающими территориями), но и подавить мятежи в северо-западных областях России (среди псковичей и новгородцев оказалось немало сторонников самозванца), а также собрать новое войско для освободительного похода на Москву.
Добавить текст Вернуть оригиналМ. Скопин-Шуйский в мае-июле 1609 г. нанес несколько существенных поражений польско-литовским интервентам. Под знамена молодого победителя стекались все недовольные действиями Лжедмитрия II и иностранных захватчиков. 18 августа 1609 г. он разгромил противников в Калязинской битве, что позволило снять осаду Троице-Сергиевого монастыря. Финальным ударом стала битва под Дмитровом, которая состоялась 10 февраля 1610 г., и привела к окончательному снятию осады с Москвы. Тушинский лагерь был разгромлен, а Лжедмитрий II и Мария Мнишек с позором бежали в Калугу.
Добавить текст Вернуть оригиналВ разблокированную Москву М. Скопин-Шуйский торжественно въехал 12 марта 1610 г. Это было триумфом русского оружия и лично – молодого полководца. Он стал невероятно популярным как среди дворян, так и среди простонародья. Даже многие бояре хотели видеть на троне энергичного Скопин-Шуйского, а не его дядю Василия. Такие настроения вызывали неприкрытую зависть и опасения бездетного царя, а в особенности – его брата Дмитрия Шуйского, который считался официальным наследником. Большинство историков уверено в том, что именно он спланировал убийство освободителя Москвы, а царь – дал на это свое согласие. На одном из пиров М. Скопин-Шуйский был отравлен и 23 апреля умер. Смерть молодого героя повергла многих в неописуемый шок. В самый разгар Смуты, российское войско осталось без общепризнанного лидера.
Добавить текст Вернуть оригиналЗабегая наперед, хочется сказать, что ни царь, ни его брат абсолютно ничего не выиграли со смерти популярного и талантливого военачальника. Всего через несколько месяцев, польское войско практически полностью уничтожит русское в битве при Клушине, а царь Василий Шуйский 17 июля 1610 г. будет свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи. Фактически Шуйские своими же руками уничтожили человека, который мог спасти их династию, и главное – спасти Российское государство, не доводя его до последней степени разрушения и отчаяния, которое было характерно для правления Семибоярщины.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/skopin_shuy_mv.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://russian.rt.com/science/article/926878-mihail-skopin-shuiskii-polkovodec
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://kohma37.ru/pages/pamyat-pokoleniy/mikhail-vasilevich-skopin-shuyskiy_/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://deduhova.ru/statesman/knyaz-mihail-vasilevich-skopin-shuyskiy/
Добавить текст Вернуть оригинал11. Какие литературные произведения создавались и были распространены в России в XVI—XVII веках? О каких сторонах жизни людей того времени они свидетельствуют?
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVI – XVII веках в России получили распространение такие литературные произведения: летописи («Повесть о взятии Казани», «Сказание» Авраамия Палицына, «Повесть об Азовском осадном сидении»), исторические произведения («Синопсис» Иннокентия Гизеля), религиозные произведения («Великие Четьи-Минеи»), сатирические произведения («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), поэзия (стихи Симеона Полоцкого), а также книги, посвященные домоводству («Домострой»). Названные произведения свидетельствовали о различных сторонах жизни людей того времени: о их духовном развитии, степени их образованности (в частности, о знании ими истории родного государства), злободневных вопросах (несправедливость, неравенство, бедность), а также о необходимости решения бытовых вопросов.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Назовите и кратко охарактеризуйте наиболее значительные памятники российской архитектуры XVI — XVII веков (включая памятники, находящиеся в вашем городе, крае). Выскажите свои впечатления о них. Чем они интересны для современного зрителя?
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее значительными памятниками российской архитектуры XVI – XVII, на мой взгляд, можно назвать: колокольню Ивана Великого, Архангельский собор, Покровский собор (храм Василия Блаженного) и Теремной дворец в Московском Кремле.
Добавить текст Вернуть оригиналКолокольня Ивана Великого является самым высоким зданием Московского Кремля (высота – 81 м). Она была изначально построена в 1505 – 1508 гг. итальянским архитектором Бон Фрязиным, а достроена – спустя столетие, в 1600 г. русским зодчим Фёдором Конем. Это грандиозное здание часто использовали как дозорную башню Кремля. Характерной чертой данного сооружения являются 34 огромных колокола, звучание которых слышно на большое расстояние. При этом следует отметить, что внутреннее убранство колокольни отличается скромностью и простотой.
Добавить текст Вернуть оригиналАрхангельский собор является из главных храмов Московского Кремля Возведённый в 1508 г. итальянским мастером Алевизом Новым, он характеризуется тем, что состоит из пяти куполов и построен из белого кирпича. Внутренне убранство выполнено в торжественных багрово-золотых тонах. Свою известность этот храм получил потому, что на протяжении двух столетий служил местом погребения российских государей.
Добавить текст Вернуть оригиналНаверное, одним из красивейших храмов, построенных за всю историю России является расположенный на Красной площади Покровский собор (полное название – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву). Однако в народе его все знают под названием Храм Василия Блаженного. Это уникальное архитектурное сооружение является одним из самых узнаваемых символов Российской Федерации, наравне с Московским Кремлём. Собор был построен в 1555–1561 гг. талантливыми русскими архитекторами Бармой и Постником Яковлевым. Существует легенда, подчёркивающая паталогическую жестокость Ивана Грозного. Если верить ей, после окончания строительства царь приказал ослепить (по другой версии – обезглавить) этих зодчих, что бы они больше не могли построить ничего более прекрасного, чем это здание. Храм Василия Блаженного выполнен в шатровом стиле. Он имеет 11 куполов, 9 из которых называют луковичными главами. Именно они придают собору такой неповторимый и оригинальный вид.
Добавить текст Вернуть оригиналТеремной дворец был построен на территории Московского Кремля в 1635 – 1636 гг. несколькими талантливыми русскими зодчими, под руководством Антипы Константинова. Данное сооружение было построено как постоянное место проживания царя Михаила Фёдоровича, а позже – и его потомков. При постройке дворца, архитекторы использовали древнерусские традиции, в частности – форму постройки в виде терема (отсюда и название). Также дворец характеризовался искусной отделкой снаружи и богатой отделкой изнутри. Благодаря чему, это чудо архитектуры сохранило свою неповторимость, изящество и шарм.
Добавить текст Вернуть оригиналЕстественно, такие уникальные сооружения производят на любого человека неизгладимое впечатление. Внешний облик, богатство и грандиозность указанных зданий просто поражают воображение. Особенно это касается религиозных построек, поскольку именно величественность и размеры христианских соборов должны были внушать простым людям величие и могущество Господа, и одновременно с этим – свою слабость и ничтожество по сравнению с Богом. Также для современного зрителя эти произведения архитектуры ещё важны тем, что они непременно вызывают у людей чувство восхищения и гордости за своих талантливых предков.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://bigenc.ru/fine_art/text/2081618
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10674
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://drevo-info.ru/articles/2639.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.patriarchia.ru/db/text/138918.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.msk-guide.ru/arkhangelskiy_sobor.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://muzei-mira.com/muzei_rossii/11-arhangelskiy-sobor-moskovskogo-kremlya.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://wikiway.com/russia/moskva/arkhangelskiy-sobor/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://shm.ru/museum/hvb/
https://www.culture.ru/materials/211445/7-interesnykh-faktov-o-khrame-vasiliya-blazhennogo
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://planetofhotels.com/guide/ru/rossiya/moskva/hram-vasiliya-blazhennogo
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.sputnik8.com/ru/moscow/sights/hram-vasiliya-blazhennogo/info
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://trave-l.ru/moskovskij-kreml/teremnoj-dvorec/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.patriarchia.ru/db/text/277545.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://mos-holidays.ru/teremnoj-dvorec-moskovskogo-kremlya/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://rg.ru/amp/2019/07/24/rodina-teremnoj-dvorec.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://putidorogi-nn.ru/evropa/574-teremnoj-dvorets
Добавить текст Вернуть оригинал