Искусство XVII века
Вспомните
Как расширилось пространство художественной культуры в России XVII века?
Пространство художественной культуры в России в XVII веке расширилось за счёт заимствования определённых элементов западноевропейской культуры, особенно в сфере живописи.
Добавить текст Вернуть оригиналКак сочетались в ней европейские влияния и традиции русского искусства?
Европейские влияния сохраняли на русское искусство ещё незначительное влияние. За основу мастера брали именно старинные русские традиции. Однако с середины XVII века западные заимствования усилились. К примеру, иконописцы начали использовать при написании своих работ элементов светской живописи, в первую очередь – гравюр. В частности, стали изображаться человеческие эмоции и страсти, передаваться объём тел и предметов, которые ранее не практиковались.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 196
Вопросы к иллюстрации №1
Чем интересны фрески, показанные на иллюстрациях?
Фрески, показанные на данных иллюстрациях, интересны тем, что на них было изображено множество мелких деталей и элементов.
Добавить текст Вернуть оригиналЧем они привлекают зрителей?
Зрителей эти фрески могут привлекать тем, что благодаря наличию большого количества исторических и бытовых деталей, было легче воспринять сюжет работы, понять основной замысел художника.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 198
Вопросы к иллюстрации №2
В чём, по вашему мнению, проявилось мастерство тех, кто создал представленные на этой странице предметы?
По моему мнению, мастерство тех, кто создал представленные предметы, проявляется в том, что они сумели на относительно небольшом пространстве изобразить очень красивый орнамент, изысканные рисунки и украшающие их детали.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 198
Вопросы в конце параграфа
1. Назовите основные виды построек, представляющих русскую архитектуру XVII века. Приведите примеры наиболее известных сооружений. Что можно сказать о мастерстве тех, кто их строил?
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVII веке, в России получили распространение следующие виды построек: православные храмы (соборы и церкви), дворцы и форпосты (крепости). Наиболее известными из них можно назвать: дворец Алексея Михайловича в Коломенском, Теремной дворец в Московском Кремле и Митрополичий двор в Ростове. Глядя на эти грандиозные сооружения, можно с уверенностью сказать, что их строили талантливые зодчие, обладающие творческим подходом и креативностью. Это заметно из-за наличия многих декоративных элементов, которые придавали данным сооружениям красоту и изящество.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Поясните, кто выступал заказчиком крупного строительства в XVII веке. Приведите примеры.
Заказчиками крупного строительства в XVII века, в первую очередь, государство и православная церковь. Также средства на постройку сооружений выделяли представители знати и даже богатые купцы. Например, Воскресенский Новоиерусалимский монастырь на берегу Истры был построен по инициативе патриарха Никона, а церковь Троицы в Никитниках (Москва) была построена на средства богатых купцов Никитниковых.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Искусствоведы называют стиль, утвердившийся в русском зодчестве XVII века, в особенности после возведения Теремного дворца в Московском Кремле, пышным и ярким. Привлекая иллюстрации учебника, объясните, что дало основания для такой характеристики.
Добавить текст Вернуть оригиналСтиль, утвердившийся в русском зодчестве XVII века, действительно можно характеризовать как пышный и яркий. При возведении таких сооружений как Теремной дворец или дворец Алексея Михайловича в Коломенском главным для архитекторов уже была не столько практичность, сколько привлекательный внешний вид. Поэтому здания украшались дополнительными декоративными элементами, а внутри – различными росписями. Также использовались яркие краски, что придавало строениям особенную торжественность и величие.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Во второй половине XVII века в русских землях появился новый вид построек — каменные гостиные дворы (в Москве, Архангельске). О чём это свидетельствовало?
Добавить текст Вернуть оригиналПоявление каменных гостиных дворов свидетельствовало о расширении торговых отношений во второй половине XVII века и об увеличении количества купцов. Недаром, Москва и Архангельск (крупнейший морской порт того времени) были важнейшими торговыми центрами России.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Объясните, что нового появилось во фресковой живописи XVII века в сравнении с предшествующими столетиями. Покажите на примерах.
Добавить текст Вернуть оригиналВо фресковой живописи XVII века появилось такое новшество, как детальное изображение определённых бытовых или исторических подробностей. Примером может служить фреска «Колесница вельможи», написанная в 1680 – 1681 гг. в церкви Пророка Ильи в Ярославле. Здесь, помимо главного сюжета, художником сделан большой акцент на изображении мелких и незначительных деталей (травы на дороге, сбруи на лошадях, богатое убранство колесницы).
Добавить текст Вернуть оригинал6*. Подготовьте сообщение о русском декоративно-прикладном искусстве (используйте иллюстрации из учебника и дополнительной литературы). Какое впечатление оно производит на вас сегодня?
Добавить текст Вернуть оригиналДекоративно-прикладное искусство является важнейшей частью русской культуры. Отечественные мастера XVII века славились своей креативностью и умением придать любой, даже самой незатейливой вещи оригинальность и привлекательность. Наиболее популярными предметами декоративно-прикладного искусства следует назвать церковную утварь, иконы, одежду, посуду, а также другие предметы быта. Также умением украшать свою продукцию славились и оружейники. В работе они часто использовали драгоценные камни, золото и серебро. Что касается одежды, то использующиеся орнаменты и узоры часто вышивали золотыми и серебряными нитями, жемчугом, шелком. Такие вещи сразу же становились настоящими произведениями искусства.
Добавить текст Вернуть оригиналУ современного зрителя подобные творения декоративно-прикладного искусства, скорее всего, вызывают чувства восхищения и восторга, а также гордости за работу наших талантливейших предков. В любом случае, равнодушным такие уникальные и красивые вещи никого не оставят.
Добавить текст Вернуть оригинал7*. Составьте описание архитектурного памятника XVII века (по выбору, в том числе находящегося в вашем городе, крае).
Одним из наиболее известных архитектурных памятников XVII века является церковь Покрова в Филях (полное название – Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях). Это здание – одно из красивейших религиозных сооружений, выполненных в стиле барокко (популярного в Западной Европе стиля). Специалисты определяют этот тип как московское (нарышкинское) барокко.
Добавить текст Вернуть оригиналЦерковь была построена в 1690 – 1694 гг. на средства боярина Льва Нарышкина, родного дяди будущего императора Петра I Великого. Точных данных о архитекторе не сохранилось (предположительно – популярный в те времена московский зодчий Яков Бухвостов). Местом строительства были избраны Фили – ранее подмосковное село, ныне – часть Москвы. Предположительно именно здесь, в 1618 г. была одержана победа русского оружия над войсками польского королевича Владислава. Следует отметить, что заказчик не жалел денег на внутреннюю и внешнюю отделку храма. Поэтому само здание было сделано из красного и белого кирпича (дорогого по меркам того времени материала) и состоит из пяти ярусов. Каждый из них как бы дополняет друг друга. Благодаря этому церковь характеризуется особенным изяществом. Также следует отметить, что стены храма украшены различными декоративными элементами и лепными украшениями, что характерно для всех сооружений, выполненных в стиле барокко. Таким образом, церковь Покрова в Филях можно считать выдающимся объектом культурного наследия России конца XVII века.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://hramy.ru/of_filipokr.htm
https://www.msk-guide.ru/tzerkov_pokrova_filyah.htm
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://bigenc.ru/fine_art/text/3151577
https://w.histrf.ru/articles/article/show/pokrova_v_filiakh_tsierkov
Добавить текст Вернуть оригинал8*. Со второй половины XVII века Оружейная палата Московского Кремля стала, благодаря деятельности специальных художественных мастерских, крупнейшим общерусским центром живописного и декоративно-прикладного искусства. Подготовьте сообщение о мастерах Оружейной палаты и их творениях (используйте дополнительную литературу, интернет-ресурсы).
Добавить текст Вернуть оригиналОружейная палата, вместе со всем её содержимым, является национальным достоянием Российской Федерации. Именно здесь хранится множество шедевров, созданных руками нескольких десятков русских и иностранных мастеров (оружейников, литейщиков, резчиков по дереву и кости, ювелиров, иконописцев, портных и т.д.). Практически все они, как и их творения, достойны отдельного внимания. Приведём в качестве примера лишь несколько из них.
Добавить текст Вернуть оригиналНикита Давыдов – оружейный мастер, посвятивший практически всю свою жизнь (с 1613 по 1663 г.) Оружейной палате. Его ещё называют отцом русского оружейного дела. Славился искусным изготовлением оружия, доспехов и прочей военной амуниции. Среди наиболее его известных работ Шапка (шлем) ерихонская и шишак (особая разновидность шлема), принадлежавшие царю Михаилу Фёдоровичу, а также латные доспехи и зерцальный доспех его сына – Алексея Михайловича.
Добавить текст Вернуть оригиналИосиф Владимиров (ок. 1642 – 1666) – талантливый иконописец, стенописец и знаменщик (изготовитель боевых знамён). Несмотря на свою короткую жизнь участвовал в росписи Успенского собора Московского Кремля и других религиозных сооружений. В Оружейной палате хранятся знамёна изготовлены его рукой.
Добавить текст Вернуть оригиналСевастьян Дмитриев (ок. 1629 – 1676) – иконописец и знаменщик. Его иконы характеризовались большой объёмностью, рельефностью и активным использованием различных второстепенных деталей, что фактически нарушало существовавшие столетиями традиции русского иконописания. Его основные работы: «Троица» и «Николай Чудотворец в деянии».
Добавить текст Вернуть оригиналФёдор Зубов (? – 1689 г.) – тоже занимался иконописанием, а также стенописанием. Его руке принадлежат росписи практически всех Кремлёвских соборов, а также храмов Малого Донского собора и собора Новоспасского монастыря, а также иконы, изготовленные по заказу Новодевичьего монастыря. В своих работах старался подражать новаторским подходам и взглядам С. Дмитриева.
Добавить текст Вернуть оригиналСимон Ушаков (1626 – 1686) считается самым выдающимся русском иконописцем XVII века. Его главной работой является «Спас Нерукотворный» – одна из величайших икон Русской православной церкви. Другие иконы: «Тайная вечеря», «Богоматерь Елеуса Киккская», «Христос Эммануил» также отличаются оригинальным творческим подходом и креативностью, что выделяло автора среди сотни других и принесло ещё при жизни большую славу и успех
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://armoury-chamber.kreml.ru/exposure/view/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://acathist.ru/en/novosti/item/139-mastera-oruzhejnoj-palaty-v-xvii-veke
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://vs-travel.ru/articles/Armory.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.armoryhall.ru/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1558373
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 199