Решебник по истории средних веков 6 класс Агибалова §26

Авторы:
Год:2021-2022
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

§26

Вопрос в начале параграфа

Римляне изобрели бетон. При сооружении здания выкладывали на небольшом расстоянии друг от друга две тонкие стенки из кирпича или камня. Пространство между ними заполняли бетоном. Применение бетона позволяло строить быстро и дешево. В городах империи возводились амфитеатры, театры, храмы, портики, бани.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Прямоугольный план базилики ориентировали по сторонам света: ранние базилики были обращены по античной традиции алтарём на запад, главный вход открывался на восток, навстречу восходящему солнцу. Только позднее, после Крестовых походов, алтарную апсиду стали ориентировать на восток, в сторону Иерусалима, а ранее построенные здания «поворачивали». С функциональной точки зрения базиликальная постройка отличалась большой вместительностью, с символической — напоминала своей протяжённостью ноев ковчег.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие акцентировали удлинённый план базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивали арки. Потолки со временем стали делать не подшивными, а с открытыми кессонами деревянных балок, украшая их резьбой и росписью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Крестово-купольные храмы стали возводить в X-XI веках. В плане такой храм имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении – барабане. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В городах-коммунах на центральной площади – рыночной площади – располагался собор – главная городская церковь. На этой же площади находилась ратуша – здание городского совета. Ратушу венчала башня с набатным колоколом. В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, мастерские и прочее.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 232

Вопрос к документу

1. Готическая архитектура в XVI веке вызывало отвращение, так как она отличалась пышностью. В этот период идет упадок авторитета католической церкви, поэтому пышность воспринималась негативно. Однако со временем готика стала вызывать восторг благодаря своему изяществу и формам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. «Готический» объясняет тем, что манера была создана готами, разрушившими древние постройки.

3. Я не согласен с мнением Вазари, что готика была бесформенной, была менее красивой, чем архитектура древних построек.

Стр. 235

Вопрос к иллюстрации

Миниатюра «Октябрь» создает прекрасное настроение. Красивый белый замок, ухоженные поля, светлое небо. Люди, работающие на поле, не выглядят несчастными.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 235

Проверьте себя

1. Романские и готические соборы восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Готические соборы отличались высокими сводами, просторными и высокими залами. Стрельчатые арки, крутые скаты, высокие башни колоколен – все создает впечатление стремительного порыва ввысь. Романский собор исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Романский собор имеет вид креста, в центре которого – башня, завершающаяся пирамидой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2.

Романский собор Готический собор
План собора В плане имеет вид креста, в центре которого – башня, завершающаяся пирамидой Легкий и высокий стрельчатый свод опирается на пучки узких, высоких колонн, а снаружи – на массивные опорные столбы и соединительные арки
Архитектурные элементы Полукруглые арки Стрельчатые арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен
Внутреннее убранство Три или пять нефов; центральный неф подтянут над боковыми Просторные и высокие залы, с большим количеством света, богато украшены живописью, резьбой, барельефами

3. Архитекторы и скульпторы Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие – вот главная мысль средневекового искусства. В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный образ людей. Главной фигурой в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Книжная миниатюра в позднем Средневековье отразила новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. Изображения людей в минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были новшества в книжной миниатюре. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV-XV веков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 235

Подумайте

1. Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей.

2. Готические постройки создавались только в городах. Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду.

3. Католические храмы в Средневековье создавались в двух основных стилях – романском и готическом. Православные храмы имели крестово-купольный тип. В православных храмах алтарь отделен от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарем называется сам престол, расположенный, как правило, в открытом пространстве храма. Кроме того, в католических церквях установлены скамьи, на которых верующие сидят во время части богослужения. Для православия, напротив, важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное пространство для совершения земных поклонов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В большинстве католических храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути. В оформлении православных храмов скульптура представлена незначительно (хотя, вопреки распространенному заблуждению, не запрещена); практика Крестного пути отсутствует, но цикл изображений пересекающейся тематики может быть представлен в Страстном ряду иконостаса.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Недавно я побывал в готическом храме. Увидев его снаружи, я долго любовался им. Это большой, высокий собор, поражающий своей мощью. Высокие башни колоколен, крутые скаты крыш вызывают восхищение. На фасаде собора огромное количество статуй и рельефов. Внутри собор полон света, залы просторные и высокие, богато украшены живописью, резьбой и барельефами. Это вызывает приятные эмоции, возникает внутренняя сила от всего вида собора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 236

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам