Решебник по истории средних веков 6 класс Агибалова §27

Авторы:
Год:2021-2022
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

§27

Вопрос в начале параграфа

Античной культуре присущи стремление к красоте и прекрасному, культ тела.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Возрождение» - расцвет городской культуры, связанный с развитием городов-государств и античным наследием.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Своеобразие политической жизни в Италии заключалась в формировании порядка управления в городах-государствах, который получил название тирании – власти единоличных правителей из богатых семей, которая передавалась по наследству.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 237

Вопрос к иллюстрации

Готику напоминают стрельчатые арки, три окна-розы. К архитектуре Возрождения относятся такие элементы, как колонны, сводчатые арки, богатое украшение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 240

Вопрос к иллюстрации

В этом здании есть характерные полукруглые арки, четкость и гармония форм, изящество, использование аттика с небольшими пилястрами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 240

Вопрос к документу

Данный сонет вызывает глубокие чувства от красивого описания любви. Это вызывает улыбку, радость от такого красивого описания чувств одного человека к другому.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 242

Вопрос к иллюстрации

В картинах Сандро Боттичелли воплощен идеал античной красоты.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 243

Проверьте себя

1. «Любителями мудрости» называли себя гуманисты. Это были хорошо образованные люди, которые считали, что Античность можно считать золотым веком, когда процветали науки и искусство. Среди них были люди разных сословий и занятий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Человек, считали гуманисты, — это лучшее и главное создание, «венец творения» Бога, которого они нередко отождествляли с природой. Они считали, что человек может и должен добиться величия и счастья уже в земной жизни. Наградой ему будет слава среди современников и потомков. Идеал гуманистов – «универсальный человек», то есть такой, который достиг совершенства во всем: в физической силе и красоте, в философии и других науках и искусствах, в воинском мастерстве и во многом другом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. В феодальном обществе благородными людьми считались те, у которого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Гуманисты изучали латинский и греческий языки, разыскивали античные статуи, переписывали и изучали античные рукописи, тратя на это свободное время и деньги. Они подражали героям и философам Древнего Рима и Греции в поведении и даже в одежде.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Художникам стал интересен реальный человек. Широкое распространение получили живописный и скульптурный портрет. Используя светотень, художники достигали в изображении фигур и предметов ощущения объема, разрабатывали перспективу. Их внимание привлекала глубина и сила человеческих переживаний. Город Возрождения «горизонтален», а не вертикален, как ранее. Архитекторы строят здания новых типов: городские дворцы – многоэтажные палаццо, загородные виллы, купеческие особняки, университеты, госпитали. Эти строения более просторны, комфортабельны, созданы для удобства человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6.

Имя Даты жизни Основные мысли и работы
Франческо Петрарка 1304-1374 Мыслители древности были не абсолютные авторитеты, а любимые учителя; не соглашался с отказом от свободы размышлять и от собственного мнения. Написал книгу «Жизнь знаменитых мужей»
Джованни Боккаччо 1313-1375 «Декамерон» - книга, состоящая из ста новелл, в которых ярко изображен повседневный мир Италии XIV века
Джотто 1266-1337 Отразил новое понимание ценности человеческой личности и земного бытия; героям его фресок на библейские темы присущи внешнее сходство с живыми людьми и человеческие эмоции
Сандро Боттичелли 1445-1510 Обращение к глубине и силе человеческих переживаний; «Весна», «Рождение Венеры»

Стр. 243

Подумайте

1. Гуманисты считали период между Античностью и временем своей жизни «темным провалом» в истории. Их идеалом была Античность, в которой они видели истинные знания. Я не согласен с этой мыслью, так как в период после Античности были созданы книги Данте и стихи трубадуров, готические соборы, учение Фомы Аквинского, философия греков. Нельзя считать, что искусство и философия какого-либо периода может быть хуже.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Данте Алигьери создавал свои произведения в распространенных жанрах Средневековья. Он объединял уже существующие знания и представления Средневековья. Таким образом, он создал основу для эпохи Возрождения, так как гуманисты могли отталкиваться от тех знаний, что Данте собрал воедино.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Арабское Возрождение заключалась в сборе и переводе древнегреческих, иранских, индийских работ. Это дало толчок для развития математики, истории, географии, медицины и литературы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Каролингское возрождение сопровождалось возрождением античной культуры и античных знаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Раннее итальянское Возрождение отличалось тем, что на основе античных знаний и культуры происходит формирование новой, уникальной культуры, которая не копировала существовавшие знания, а создавала новые, которые отличались по своей форме.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Понятие «Возрождение» применяется как показатель расцвета культуры, восстановления утраченных знаний и формирования новых, на основе уже существовавших.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Гуманист – тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, развитие и проявление своих способностей, считает благо человека критерием оценки общественных отношений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В эпоху Возрождения гуманистом считался человек, который достигает совершенства во всем, кто активно проявляет свои возможности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Санта-Мария-дель-Фьоре (Собор Святой Девы Марии во Флоренции).

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции - виртуальная экскурсия по достопримечательности

Стр. 243

Научные открытия и изобретения

Вопрос в начале параграфа

Компас впервые был изобретен в Китае в XI веке. Первыми европейцами, кто добрался до Америки, были норманны в X веке. Средневековые рукописные книги создавались при монастырях, в скрипториях – мастерских по переписке рукописей. Монахи переписывали не только религиозные книги, но и рукописи римских поэтов и философов. По своему виду и материалу средневековая книга отличалась от античной. В Средние века книга приобрела современный вид сложенных и переплетенных листов пергамена. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки – инициалы, вписывая в них целые живописные сцены – миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 247

Вопрос к иллюстрации

Прибор, изображенный на сукне, называется астролябия – прибор для определения места, где находится корабль. Основной астролябии является «тарелка» - круглая деталь с высоким бортом и подвесным кольцом для точного выравнивания прибора относительно горизонта. Внешняя часть тарелки имеет шкалу, оцифрованную в градусах и часах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 247

Вопрос к иллюстрации

Корабли в раннее Средневековье были весельными. Со временем появился парус. Каравеллы имели иную форму, мачты и новый тип паруса. Такие корабли могли отправляться в дальние плавания, что позволило начаться Великим географическим открытиям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 249

Проверьте себя

1. Но наблюдения и опыты астрологов и алхимиков позволили накопить знания по астрономии и химии. Алхимики, например, усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали многие химические приборы. Астрологи изучали расположение звезд и светил, их движение и законы физики.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Изобретение книгопечатания – одно из величайших открытий в истории человечества. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Выходить в открытое море стало безопаснее, после того как моряки освоили компас. Была изобретения астролябия – прибор для определения места, где находится корабль. В XV веке появился быстрый легкий парусник – каравелла – подвижный и вместительный. На каравеллах можно было отправляться в далекие морские путешествия. Открытие европейцами Америки имело всемирно-историческое значение. Оно положило начало в ближайшие столетия новым Великим географическим открытиям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4.

Название открытия или изобретения Область применения Значение открытия или изобретения
Мельница Сукноделие, промывка и плавка металлических руд Развитие металлургии
Домны Металлургия Выплавка большого количества металла
Пушки Огнестрельное оружие Начало переворота в военном деле
Астролябия Мореплавание Определение места, где находится корабль
Каравелла Кораблестроение и мореплавание Начало Великих географических открытий
Печатный станок Книгопечатание Информация стала распространяться быстрее, лучше сохранялась и передавалась следующим поколениям людей

Стр. 250

Подумайте

1. На мой взгляд, технический прогресс в Средние века происходил медленными темпами, однако он закладывал основу для будущих открытий. Появление первых механизмов, огнестрельного оружия заложили основу для переворота в производстве и военном деле. Создание каравеллы и астролябии подтолкнуло к началу Великих географических открытий, которые изменили всю картину мира. Изобретение книгопечатания позволило собрать и сохранить имеющиеся знания, что в будущем позволило ускорить технический прогресс благодаря знаниям предыдущих поколений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Появление книгопечатания имело огромное значение для мировой культуры. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям людей. В настоящее время для многих основным источником информации является интернет, однако информация в интернете появляется из книг или основана на знаниях предыдущих поколений, которые мы получаем из книг.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Торговля позволяла средневековым людям знакомится с достижениями других народов, так как из стран Востока приходили товары, которых не было в Европе. Военные походы требовали улучшения вооружения, изменения тактики боя, что серьезно сказалось на военных знаниях и создании новой техники, такой как огнестрельное оружие. Завоевания территорий и культурные контакты позволяли обмениваться знаниями. Знакомство с другими культурами, например, знакомство европейцев с мусульманской культурой привело к обогащению знаний обеих культур. Шло взаимное заимствование технических достижений, которые дорабатывались и улучшались, что положительно сказывалось на развитие европейской науки и техники.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Астролябия – прибор для определения места, где находится корабль. Он позволит кораблям свободно выходить в открытое море, что позволит нам вести торговлю со странами Востока, богатой своими товарами. Это позволит сократить потери кораблей, а также ускорить процесс торговли, что принесет огромную прибыль всем купцам и мореплавателям. Прибор точно определяет место корабля в море, поможет определить путь в новые страны или обратно домой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Современный человек до сих пор использует компас, читает книги, на кораблях может отправиться в другие страны, особенно дальние. Открытие механизмов позволило создать часы, телефоны, телевизоры и прочее, так как заложило основы для их работы. Любой процессор на компьютере имеет свои механизмы, которые были открыты еще в Средневековье.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 251

Вопросы и задания к главе IX

1. В эпоху Средневековья расширялись и становились более реалистичными взгляды европейцев на мир. Одним из главных изменений стало появление интереса к человеку, его земной жизни. Теперь человек считался хозяином своей судьбы. Изменились представления о благородстве человека, которое теперь определялось его образованием и размышлением над возвышенными предметами. Интерес к земной жизни человека, к самому человеку является самым важным изменением, так как начался процесс ухода от исключительно религиозного представления об устройстве мира и роли человека в нем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. На мой взгляд, связь минимальна. Гуситское движение выдвигало требования по переустройству церкви и общества. Эти требования были связаны с положением людей, их материальному положению. Гуманисты же не призывали к отказу от церкви, они призывали обратить внимание на личность человека. Связь существует лишь в том, что все добивались изменения возможностей человека – все должно было зависеть от самого человека, а не от его статуса.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Джотто ди Бондоне (1266/1267 – 1337) – итальянский живописец и архитектор XIV века, один из первых представителей проторенессанса. Ключевая фигура в истории западноевропейского искусства. Джотто стал основателем итальянской школы живописи, разработал новый подход к изображению пространства. Произведениями Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти11.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV – начало XVI вв.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Исав перед Исааком. Фреска. Около 1295, Ассизи, церковь Сан Франческо

  Добавить текст Вернуть оригинал

Поцелуй Иуды. Падуя, капелла дель Арена, южная стена

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мадонна Оньисанти. Около 1310 г., Уффици, Флоренция

  Добавить текст Вернуть оригинал

Триптих Стефанески. Около 1330 г. Оборотная сторона. Пинакотека, Ватикан

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. г) создание первых хроник, житий святых и эпических песен – VI-VIII века.

в) преподавание Абеляра в Парижской соборной школе – начало XII века.

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) создание «Божественной комедии» Данте – начало XIV века.

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) появление первой печатной Библии – 1456 год.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. в) превращать любой металл в золото.

Стр. 251

Творческие работы и проекты

Групповой информационный проект «Непростая история простых предметов»

Вилка

Медные вилки (вилицы) известны со времен Моисея и фараонов. Костяные вилки были обнаружены археологами в захоронениях древнекитайской культуры Цицзя бронзового века (2400—1900 до н. э.). Вилки были найдены также в захоронениях эпохи династии Шан (1600—1050 до н. э.) и последующих династий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Древнем Египте большие вилки использовались в качестве кухонной утвари.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Римской империи использовались бронзовые и серебряные вилки, о чём свидетельствуют многочисленные экспонаты в музеях по всей Европе. Использование варьировалось в зависимости от местных обычаев, социального класса и характера пищи, но в основном вилки использовались при приготовлении и раздаче пищи. Как персональный столовый прибор вилка, по всей видимости, стала использоваться в Византии. Первоначально у вилки было только два зубца. Зубцы были прямыми, поэтому её можно было использовать только для нанизывания, а не зачерпывания пищи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Согласно историческим свидетельствам, к IX веку в некоторых элитных кругах Персии подобная посуда, известная как баржин, использовалась ограниченно. К X веку, столовая вилка была широко распространена на всём Ближнем Востоке.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В XI веке вилка была завезена в Италию. Святой Пётр Дамиани описывает использование золотой вилки с двумя зубцами при византийском дворе в XI веке. В Европе вилкой стали широко пользоваться к XIV веку, а в XVII веке вилка стала необходимым атрибутом на трапезах знати и купцов. До широкого распространения вилки большинство жителей Запада использовали для приёма пищи только ложку и нож, часто крупные куски твёрдой пищи брали руками. Богатые люди могли перед едой надевать перчатки, а после трапезы испорченные перчатки выбрасывались. Мода на широкие воротники-рафы способствовала распространению (сначала в Италии) вилки, использование которой за столом позволяло уберечь воротники от пятен соусов, паштетов, жира и пр. Распространение вилки за пределами Италии шло тяжело, поскольку прибор считался творением дьявола. Аристократы иногда предпочитали держать по ножу в каждой руке — один для разделки, другой для переноса еды из посуды в рот.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Северной Европе вилка появилась значительно позже. Впервые на английском языке она была описана Томасом Кориэтом в книге о его итальянских путешествиях в 1611 году, однако широкое применение в Англии вилка получила только в XVIII веке. Некоторые источники говорят, что вилки были распространены во Франции, Англии и Швеции уже к началу XVII века. Интересно, что католическая церковь не приветствовала её использование, а Св. Петр Дамиан называл вилку «излишней роскошью».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вилки с изогнутыми зубцами впервые появились в Германии в XVIII веке. Примерно в это же время в основном стали пользоваться вилками с четырьмя зубцами12.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Носовые платки

Бумажные носовые платки известны в Китае со II века. На арабском Востоке носовые платки были привилегией знати, которая их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранялась до XIX века.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В средневековой Европе гигиенический платок также использовался для демонстрации романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря. Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В эпоху Возрождения носовые платки оставались роскошью и использовались только высшими классами. Они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами (франц. mouchoir de Venus). Эразм писал, что «вытирать нос о рукав невоспитанно». Немецкая пословица гласит: «Что у господина в кармане, то у мужика на рукаве».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Со временем платки становились всё более украшенными, часто служили знаками взаимных чувств мужчины и женщины. В викторианскую эпоху девушки нередко вышивали платки для возлюбленного собственными волосами. Шёлковые или батистовые платки свидетельствовали о высоком положении их обладателя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С конца XVIII века на различных собраниях и мероприятиях женщины махали носовыми платками, чтобы показать своё одобрение чему-либо (точно так же, как мужчины размахивали своими шляпами)13.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Аналитическое сочинение

А) Абеляр: «Нельзя верить просто, без рассуждений»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Клервоский: «Нужно верить, а не рассуждать»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Абеляр: «Но человек должен понимать, во что он верит, почему»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Клервоский: «Вера человека должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка. Рассуждения ведут к гордыне и заблуждениям. А заблуждаться в святой вере – нельзя»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Б) Аквинский: «По своему положению человек — промежуточное существо между существами или сущностью живого и ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответственен за свои поступки. А корень его свободы — мудрость»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Петрарка: «Человек – «венец творения» Бога, который должен стать хозяином своей судьбы»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Аквинский: «Собственных усилий человека для совершения благих действий недостаточно, так как нужна божественная благодать»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Петрарка: «Он сам может достичь величия путем своего собственного труда, именно таким людям помогает Бог»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Аквинский: «Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире»

Петрарка: «Наградой такому человеку будет не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Победителей в этих спорах быть не может, так как каждый представляет взгляды разных эпох, которые не являются единственно верными.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 252

Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки

Вопрос в начале главы

Культура Китая в период Средневековья развивала традиции древности и оказала огромное воздействие на сопредельные страны, прежде всего Японию. Цивилизации доколумбовой Америки – майя, ацтеки и инки – создали уникальную культуру и имели своеобразное политическое и общественное устройство. Искусство Индии в Средние века вобрало в себя многие достижения мастеров стран Востока. Многие изобретения средневекового Китая оказали огромное влияние на Европу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 252

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам