Вопросы и задания к главе
1. Составьте тесты по истории науки и культуры (в каждом тесте должно быть 4 элемента), требующие соотнести:
• деятелей культуры и их произведения;
• учёных и их достижения;
• деятелей культуры и вид искусства;
• учёных и сферы науки.
Режиссером какого фильма является Ф. Коппола?
Добавить текст Вернуть оригинала) «Титаник б) «Крёстный отец» в) «Взвод» г) «Апокалипсис сегодня»
Добавить текст Вернуть оригиналКто из перечисленных учёных известен тем, что работал над созданием баллистических ракет?
Добавить текст Вернуть оригинала) Р. Оппенгеймер б) Я. Вильмут в) Н. Винер г) С. Королёв
Добавить текст Вернуть оригиналКто из указанных деятелей культуры является художником?
Добавить текст Вернуть оригинала) Дж. Поллок б) Г. Маркес в) А. Таковский г) О. Нимейер
Добавить текст Вернуть оригиналВ какой научной отрасли работал Н. Винер?
Добавить текст Вернуть оригинала) Кибернетика б) Генетика в) Химия г) Медицина
Добавить текст Вернуть оригинал2. Напишите эссе на одну из тем:
1) «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы» (А. Эйнштейн);
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, Альберт Эйнштейн абсолютно прав. Наука никогда не стоит на месте. Каждое открытие или достижение только порождает новые вопросы, точно подчеркивают её непрерывное развитие. Даже самые значительные открытия и прорывы в науке не приводят к окончательному знанию, а всего лишь расширяют горизонты неизвестного. Перед человечеством всё время открываются новые перспективы, которые оно и не могло ранее предугадать. Процесс постижения знаний является бесконечным, и, вероятно, в этом заключается сила науки.
Добавить текст Вернуть оригиналВо многом это объясняется тем, что научное знание строится на непрерывном анализе и проверке гипотез. Теории, признанные в одно время истинными, спустя годы и даже столетия вполне могут быть пересмотрены и даже опровергнуты в свете новых данных. Например, представления о строении атома неоднократно изменялись с момента их первого возникновения. Если изначально атом считался неделимой частицей, то со временем выяснилось, что он состоит из более мелких частиц, таких как протоны, нейтроны и электроны. Позже открытие субатомных частиц, таких как кварки, полностью изменило наше понимание структуры материи. Таким образом, каждое новое открытие не завершает исследование, а, наоборот, создаёт ещё больше вопросов, заставляя учёных углубляться всё дальше.
Добавить текст Вернуть оригиналТакже следует отметить, что сферы научного познания постоянно расширяются. Новые технологии и методы исследования открывают области, которые ранее были недоступны. Сегодня, благодаря достижениям в области биологии, учёные изучают геном человека и могут анализировать его на уровне отдельных генов. Однако, с каждым успехом, связанным с расшифровкой генетического кода, возникают новые вопросы, такие как: каким образом гены влияют на развитие различных заболеваний? Как взаимодействуют гены и окружающая среда? Как можно использовать эти знания для борьбы с наследственными болезнями? Каждый ответ влечёт за собой череду новых проблем, которые требуют решения.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, наука действительно не является законченной книгой, её успехи и достижения не ставят точку, а лишь добавляют многоточие. Научный процесс — это бесконечный поиск и стремление к знаниям, которые всегда остаются под вопросом. В этом и заключается истинная ценность науки: она учит нас не останавливаться на достигнутом и принимать неизвестное как часть вечного пути к истине. Слова Эйнштейна напоминают, что наука движима не стремлением к конечной истине, а жаждой исследования, открытий и преодоления границ.
Добавить текст Вернуть оригинал2) «Искусство и приподымает человека и часто уводит его в сторону» (И. Эренбург).
Известный советский писатель и общественный деятель Илья Эренбург весьма оригинально сформулировал п воздействие искусства на человека. И в самом деле, с одной стороны, искусство возвышает людей, позволяет выйти за пределы обыденного, вдохновляет на глубокие размышления и душевное преображение. С другой стороны, оно может уводить человека от реальности, порой в мир иллюзий и фантазий, где можно потерять ясность восприятия жизни. Естественно, что в таких условиях неизбежно возникает вопрос: «А что же представляет собой искусство? Высокую цель или опасный соблазн?»
Добавить текст Вернуть оригиналНа этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку искусство — это та сила, которая способна и облагораживать, и сбивать с пути. Ведь через картины, музыку, поэзию и танец человек может познать глубину своих эмоций, приблизиться к пониманию высокой красоты и гармонии. Знаменитые произведения искусства веками вдохновляют людей, заставляют задуматься о вечных вопросах жизни, морали, смерти и любви. Таким образом, искусство действительно приподнимает человека, поднимая его над повседневной суетой и раскрывая перед ним смысловые и духовные глубины.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако ни в коем случае нельзя обращать внимание и на то, что искусство может быть в чем-то и опасным. Особенно если его влияние не направлено к добродетели и смыслу, а склоняет к бегству от действительности. Искусство способно увлечь в мир фантазий, иллюзорных представлений о жизни, где реальность воспринимается через призму идеализма или утопии. Также искусство иногда способно порождать чувство оторванности и одиночества. Некоторые художники и поэты, стремясь к уникальному самовыражению, создают произведения, которые далеки от общепринятых норм и ценностей. Многие из таких авторов, гонимые страстью к искусству и самовыражению, начинают искать «истину» вне общепринятых рамок. Подобный путь творчества может увлечь их и их поклонников далеко в сторону от реальных ценностей, их интерес к реальной жизни может затмиться захватывающим, но изолированным миром собственных идей.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, высказывание И. Эренбурга правдиво отражает двойственную природу искусства. Оно и возвышает человека, дарит ему чувство красоты и сопереживания, помогает найти смысл в жизни и прикоснуться к чему-то великому и вечному, но при этом запросто может увести в сторону, заставить погрузиться в мир иллюзий, оторвать от реальности и утратить чувство настоящего.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Важнейшие научные открытия второй половины ХХ в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
Добавить текст Вернуть оригинал1. Предпосылки основных научных открытий.
Добавить текст Вернуть оригинала) Создание ядерного оружия.
б) Основание атомной электроэнергетики.
в) Первые разработки в отрасли кибернетики.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Основные направления научных открытий в 1950-х – 1960-х гг.
Добавить текст Вернуть оригинала) Достижения в области генетики и медицины.
Добавить текст Вернуть оригиналб) Основные открытия в физике и химии.
в) Начало освоения космического пространства.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Информационная революция.
а) Усовершенствование компьютерной техники.
Добавить текст Вернуть оригиналб) Создание персональных компьютеров.
в) Начало широкого использования Интернета.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основные тенденции развития науки в конце ХХ в.
Добавить текст Вернуть оригинала) Цифровизация жизни человека.
б) Достижения в области клонирования.
в) Освоение космического пространства.
4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Развитые архитектуры во второй половине ХХ — начале XXI в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.
Добавить текст Вернуть оригинал1. Характерные черты архитектуры середины ХХ в.
Добавить текст Вернуть оригинала) Наиболее популярные архитектурные стили.
Добавить текст Вернуть оригиналб) Самые известные архитектурные сооружения данной эпохи.
Добавить текст Вернуть оригинал2. «Интернациональный» стиль в архитектуре.
Добавить текст Вернуть оригинала) Основные характерные черты данного стиля.
Добавить текст Вернуть оригиналб) Наиболее известные архитектурные сооружения в данном стиле.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Архитектура деконструктивизма.
а) Характерные черты данного стиля.
б) Архитектурные сооружения в данном стиле и их авторы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 259
Темы проектов
1. «Музыка 2-й половины ХХ — начала ХХI в.» — отражение политического и культурного развития в музыкальной культуре.
Музыкальное искусство второй половины ХХ – начала XXI века очень четко отражает динамичные изменения в политической и культурной жизни общества. Данная эпоха в жизни человека отмечен взрывным развитием различных музыкальных жанров и стилей, стремлением к свободе самовыражения, влиянием глобализации и цифровых технологий. При этом, следует подчеркнуть, что музыка стала не только способом развлечения, но и мощным средством выражения общественных настроений и протестов.
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из самых ярких направлений того времени стал рок. В 1960-х – 1970-х годах рок-музыка стала символом свободы, бунта и протеста против системы. Артисты таких групп, как «The Beatles», «The Rolling Stones», «Pink Floyd» и других символизировали желание молодёжи быть услышанной обществом и правящими элитами. Важнейшими темами песен тех времен являлись критика норм капиталистического общества, социального неравенства, а также антивоенные протесты (прежде всего, против участия во Вьетнамской войне).
Добавить текст Вернуть оригиналС 1970-х годов активно развивался панк-рок. Это музыкальное направление родилось как вызов традиционным и коммерческим установкам, критикуя правительство, консервативные порядки и навязываемую обществом мораль. Панк-рок воспевал индивидуализм и свободу самовыражения, при этом тексты песен часто касались тем отчуждения и экономического неравенства. А в 1980-х – 1990-х гг., на фоне борьбы за гражданские права и роста бедности в городах США, возникли хип-хоп и рэп. Эти стили стали голосом афроамериканских и латиноамериканских общин, которые сталкивались с бедностью, расовой дискриминацией и полицейским произволом. Исполнители затрагивали темы социальной справедливости, прав человека и сопротивления насилию и несправедливости. Хип-хоп также стал мощным культурным движением, привнеся в массовую культуру элементы граффити, брейк-данса и DJ-культуры.
Добавить текст Вернуть оригиналС начала ХХI века, благодаря глобализационным процессам, музыка стала более разнообразной. Этому также способствовали взаимопроникновение жанров и доступность, а также технологическое развитие. Последний фактор радикально изменил музыкальную индустрию и само восприятие музыки. С развитием цифровых технологий и массовым использованием Интернета музыка стала доступной для широкой аудитории. Такие платформы, как YouTube, Spotify и Apple Music, навсегда изменили способы распространения музыки и сделали её доступной для прослушивания из любой точки мира. Кроме того, цифровые технологии дали новый толчок развитию электронной музыки. Появление синтезаторов, драм-машин и семплеров позволило музыкантам создавать инновационные звуковые ландшафты. Электронные жанры, такие как техно, хаус и транс, оказали сильное влияние на популярную музыку и культуру клубов. Электронная музыка стала символом глобальной молодёжной культуры, объединяя людей на фестивалях и в клубах по всему миру.
Добавить текст Вернуть оригиналВ наше время, музыка продолжает нести в себе социальные и политические послания, привлекая внимание к вопросам экологии, прав человека и социальных проблем. А влияние музыки на общественное мнение стало ещё более значимым с развитием социальных сетей. Теперь музыканты могут напрямую общаться со своей аудиторией, донося до неё важные послания и мотивируя к активным действиям.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://files.mgik.org/oop/2015/mr_443265/530304/Metod_muz_vtor_pol_XX_veka_nach_XXI_530304_07.05.15.pdf
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://e.lanbook.com/book/156992
https://rostcons.ru/assets/edu3/spc/comp/rpd-8.pdf
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://skgii.ru/images/stories/oop/programmi/itm_spes/muz_20_21__for_vok_sp.pdf
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://e.lanbook.com/book/114390
2. «Живопись 2-й половины ХХ — начала ХХI в.» — эволюция изобразительного искусства после Второй мировой войны.
Радикальные изменения в политике, культуре и философии общества во второй половине ХХ – начале XXI в. нашли свое отражение и в живописи. Холодная война стала периодом новых идеологических вызовов и социальных перемен, что отразилось в искусстве. Художники стремились к пересмотру традиционных канонов и активно искали новые способы выразить своё видение мира. В это время зарождаются и получают развитие такие направления, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм, концептуализм и многие другие. Каждый из этих стилей стал откликом на исторические события и культурные трансформации, а также способом преодоления трагедий прошлого.
Добавить текст Вернуть оригиналНапример, абстрактный экспрессионизм стал своеобразной реакцией на ужасы Второй мировой войны и желание авторов уйти от реализма, который, по мнению многих художников, был слишком привязан к действительности. Абстрактный экспрессионизм символизировал стремление к свободе самовыражения, что проявилось в динамичных мазках, абстрактных формах и использовании цвета как основного выразительного средства. Ключевыми представителями абстрактного экспрессионизма стали Джексон Поллок, известный своей техникой «дриппинга» (разбрызгивания краски на холсте), и Марк Ротко, чьи работы основаны на крупных цветовых полях. Их работы не просто картины, а мощные эмоциональные заявления, которые подчеркивают влияние бессознательного и интуитивного восприятия мира. Абстрактный экспрессионизм не стремится к отображению конкретных объектов или сюжетов, что подчеркивает желание художников уйти от формальных ограничений.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1960-е годы в Западной Европе и США стали активно развиваться искусство массовой культуры – поп-арт. Это направление стало ответом на массовую культуру и коммерциализацию общества. Художники поп-арта черпали вдохновение в рекламных образах, массовых товарах, газетах и кинозвёздах. Поп-арт стремился стереть границы между «высоким» и «низким» искусством, утверждая, что любые изображения, будь то портреты знаменитостей или консервные банки, могут быть достойны изображения в живописи. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн — одни из самых известных представителей поп-арта. Их работы стали своеобразной сатирой на общество, показывая, как предметы массового потребления становятся частью жизни и самовыражения людей.
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале 1970-х гг. популярность приобретает концептуализм, в котором главное внимание уделялось идее, а не визуальной составляющей произведения. В концептуальном искусстве первостепенное значение приобретает замысел, и произведение часто реализуется через тексты, инструкции или перформансы, а не через традиционные живописные приёмы. Художники-концептуалисты, такие как Джозеф Кошут и Сол Левитт, подчеркивали, что искусство может существовать как идея. А в 1980-х гг. в искусстве проявляется влияние постмодернизма. Постмодернистские художники отвергают идеи единого стиля или направления, экспериментируя с эклектикой, пародией и смешением различных жанров. Постмодернизм часто обращается к прошлому, используя и переосмысляя элементы традиционной живописи, что делает его антидогматичным и разнообразным.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1990-е и 2000-е годы изобразительное искусство активно развивалось под влиянием глобализации и новых технологий. Появление цифрового искусства, которое сочетает живопись с компьютерной графикой и мультимедиа, открыло художникам новые формы для самовыражения. Цифровое искусство часто использует интерактивные элементы, привлекая зрителя к соучастию в создании произведения.
Добавить текст Вернуть оригиналВ последние десятилетия искусство всё больше начинает отражать социальные и политические изменения. Такие современные художники, как Герхард Рихтер, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг и Бэнкси используют свои работы как платформу для осмысления тем, связанных с глобализацией, миграцией, защитой окружающей среды, гендерными вопросами и проблемами неравенства. Живопись и инсталляции активно исследуют и выражают социальные конфликты, привлекая внимание к острейшим проблемам современного мира.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-vekov-kak-vizualnaya-filosofiya/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://arzamas.academy/materials/1665
https://studfile.net/preview/4241337/
3. «Архитектура 2-й половины ХХ — начала ХХI в.» — поиск новых форм
в зодчестве.
Во второй половине ХХ - начале XXI в. архитекторы во всех уголках планеты занимались поиском различных инновационных подходов, которые изменили традиционные представления о зодчестве. Архитекторы стремились не только создавать функциональные и эстетически выразительные здания, но и воплощать в них новые философские и культурные идеи. Быстрый рост городов, развитие технологий и глобализация стимулировали возникновение таких направлений, как модернизм, брутализм, постмодернизм, деконструктивизм, а также «зелёная» и цифровая архитектура.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая половина 1940-х – 1950-е гг. стала истинным расцветом модернизма, зародившегося еще в первой половине столетия. Этот стиль ориентирован на простоту форм, функциональность и использование современных технологий. В модернистской архитектуре главенствовала идея, что форма должна следовать за функцией, а декор и избыточные украшения отходили на второй план. Модернизм особенно ярко проявился в общественных зданиях, которые должны были выражать прогрессивные идеи своего времени. Среди известных примеров — штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, спроектированная Ле Корбюзье и Оскаром Нимейером, и Берлинская национальная галерея Миса ван дер Роэ. Эти здания демонстрируют минимализм и строгость линий, а также функциональный подход, характерный для модернизма.
Добавить текст Вернуть оригиналБлиже к концу 1950-х гг. модернизм трансформировался в брутализм — стиль, который использовал грубые, необработанные материалы, в частности крайне популярный в то время бетон. Брутализм стремился выразить «честность» материалов, подчеркивая массивность и силу конструкций. Этот стиль часто применялся в общественных и жилых зданиях, школах и правительственных учреждениях, что подчёркивало его ориентацию на функциональность и практичность. Одним из наиболее известных примеров брутализма является Барбиканский комплекс в Лондоне, а также Жилой комплекс Марселя Ле Корбюзье. Эти здания обладают монументальными формами и открытыми бетонными конструкциями, что символизирует силу и основательность. Брутализм часто подвергался критике за свою тяжеловесность и мрачность, но в то же время он оказал значительное влияние на архитекторов следующих поколений.
Добавить текст Вернуть оригинал1970-е - 1980-е гг. стали периодом расцвета постмодернизма. Этот стиль отвергал стандартизацию и однообразие, характерные для модернизма, и стремился к более эклектичному и выразительному подходу. Архитекторы постмодернизма использовали исторические стили и культурные символы, смешивая их с современными формами. Среди выдающихся постмодернистов можно назвать Майкла Грейвза и Роберта Вентури. А наиболее ярким примером здания в стиле постмодернизм стал Портленд Билдинг в США.
Добавить текст Вернуть оригиналВо второй половине 1980-х и в 1990-х гг. наибольшей популярностью пользовался деконструктивизм, который полностью изменил представления о форме и функции архитектуры. Этот стиль и стремится к нарушению симметрии и традиционной геометрии. Одним из самых известных представителей деконструктивизма является Фрэнк Гери, который спроектировал Музей Гуггенхайма в Бильбао — здание, состоящее из причудливых, изогнутых форм, напоминающих гигантские металлические волны. Деконструктивизм бросает вызов традиционным представлениям об архитектуре, предлагая смелые формы и нестандартные решения, что делает его символом инноваций и отказа от стандартов.
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале XXI века всё большее значение приобретает экологическая архитектура, основанная на принципах устойчивого развития. Экологическая архитектура стремится минимизировать воздействие зданий на окружающую среду, используя природные материалы, энергоэффективные технологии и возобновляемые источники энергии. Примером такого подхода является Эдем-проект в Великобритании, который включает в себя гигантские биомы — оранжереи, построенные из лёгких, прозрачных материалов, обеспечивающих естественное освещение и вентиляцию. В России концепцию экологического строительства воплощает проект «Москва-Сити», который включает современные здания с энергоэффективными технологиями. Такие проекты призваны подчеркнуть важность устойчивого развития и экологической ответственности в архитектуре.
Добавить текст Вернуть оригиналТакже в последние годы все более и более популярной становится т.н. цифровая архитектура. Этот стиль сформировался под воздействием компьютерного моделирования и 3D-печати, что, в свою очередь, позволяет архитекторам создавать сложные, органические формы, которые было бы невозможно реализовать традиционными методами. Эти технологии дали рождение так называемой цифровой архитектуре, где формы становятся гибкими, адаптивными и индивидуальными. Ярким примером цифровой архитектуры является плавательный павильон «Водяной куб» в Пекине, специально созданный для летних Олимпийских игр 2008 г.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, современная архитектура продолжает развиваться, сохраняя дух новаторства и открытия, что свидетельствует о её значительной роли не только как функционального, но и как культурного явления. И хотя архитектура стремительно меняется с внедрением новых технологий, её главная цель остаётся неизменной: улучшать и обогащать жизнь людей, создавая гармоничное и вдохновляющее пространство для жизни, работы и творчества.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://studfile.net/preview/4410892/page:18/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://art24.info/articles/86/
https://architecturalidea.com/architecture-history/arhitektura-vtoroj-poloviny-xx-v-nachala-xxi-v/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://elima.ru/articles/?id=961