Сочинение на тему Особенности развития русской литературы на рубеже 20-21 веков

Cart klass
Класс
10
Cart ocenka
Оценка
5
Cart slov
Кол-во слов:
686
Cart check
Работа проверена учителем
Да

1 вариант сочинения (686 слов)

Литературно-художественная и общественно-культурная жизнь России на протяжении XX столетия была чрезвычайно насыщенной и сложной. В конце века русская литература опять оказалась в ситуации идеологического и эстетического многообразия. В современном литературном процессе одновременно существуют разнообразные стилевые течения таких художественных систем, как реализм, модернизм и постмодернизм. Притом границы между ними подвижны: один и тот же автор может обращаться в своём творчестве к разным методам создания художественного образа. Так, например, в творчестве С. Довлатова реализм сочетается с модернизмом, произведения В. Пелевина, Т. Толстой, Л. Петрушевской, В. Пьецуха тяготеют то к реалистической, то к постмодернистской эстетике.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Роль постмодернистских литературных течений при всех различиях между ними сводится к формально-содержательному раскрепощению русской литературы, долгое время находившейся под политическим давлением. Интерес публики к постмодернизму вызван, прежде всего, отсутствием в литературно-художественном произведении пафоса назидательности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Модернистские идейно-эстетические принципы, используемые в литературе конца XX – начала XXI века, являются средством преодоления пределов рационалистического мышления, поскольку в человеке и человеческой жизни всегда существует нечто непостижимое разумом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Благодаря взаимодействию с другими художественными системами, реалистическая литература к началу XIX века пополнилась приёмами адекватного выражения мироощущения современного человека. Стало очевидным, что принцип историзма предполагает не только воплощение в образе представлений о прогрессе, но и отражение связи времён в их качественном своеобразии, а принцип детерминизма не сводится исключительно к социально-исторической обусловленности характеров. Эта обусловленность может иметь и психологический, и социально-психологический характер.

  Добавить текст Вернуть оригинал

К концу XX века в реализме выделяют следующие стилевые течения:

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. Традиционный реализм, наследующий традиции классического и социалистического реализма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Реализм, вбирающий в себя элементы разных художественных направлений, в частности, сентиментализма, романтизма, модернизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Реализм, использующий формы вторичной, явной условности (миф, сказку), поэтому его называют «мифологическим реализмом».

  Добавить текст Вернуть оригинал

В традиционных для реалистической литературы формах продолжают писать прозаики В. Белов, Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Солженицын. Тяготеет к обновлённому реализму проза В. Маканина, Р. Киреева, А. Кима, В. Крупина, Д. Галковского, О. Павлова, Б. Екимова, А. Варламова, С. Каледина и др. Постмодернистское мироощущение обнаруживается в творчестве Вик. Ерофеева, Е. Харитонова, Евг. Попова, А. Королева и др.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сюрреалистические тенденции развиваются в поэзии И. Жданова и гражданской лирике Ю. Кузнецова. Гражданские и патриотические мотивы характерны для творчества молодых поэтов И. Тюленева и Ф. Черепанова. Продолжает своё творчество и Г. Айги, которого исследователи называют «мастером подлинного верлибра в современной поэзии». Переосмысливает иронический пафос своей поэзии Т. Кибиров. Политически заострённую окраску носит лирика И. Савельева, О. Шестинского и др.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В драматургии пока практически не развиваются традиции русского реалистического театра. Постмодернистские пьесы создаёт Л. Петрушевская.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Говоря об особенностях русской литературы рубежного периода, нельзя обойти вниманием такое явление, как «массовая литература». Это явление активно развивается с 1990-х годов. Сначала книжный рынок заполнили произведения массовой литературы зарубежных писателей, а теперь уже на этом рынке появились и произведения отечественных авторов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Развитие массовой литературы объясняется существованием в едином культурном пространстве, объединённом устойчивыми константами нашего менталитета, субкультур, отличающихся друг от друга не только политическими взглядами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Благодаря этим свойствам, массовая литература осуществляет определённые общественные и психотерапевтические функции. Она интересна читателю, потому что даёт ответы на незатейливые, но насущные проблемы: показывает стереотипы поведения и общения людей, объединённых одной культурой, принадлежащих к той или иной социальной группе; помогает читателю отвлечься от реальных забот и т.п.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В лучших своих образцах зарубежная массовая литература нацелена на внедрение в массовое сознание стереотипов поведения гражданина, думающего о своём отечестве, заботливого семьянина, защитника природы и т.д. Отечественный же рынок массовой литературы изобилует детективами, боевиками и фэнтези.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, возникающей после 1917 и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы. Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны, оккупации Парижа – носила массовый характер. Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны. Третья волна началась после хрущёвской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наибольшее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции. В центрах рассредоточения эмигрантов – Берлине, Париже, Харбине – была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества. За рубежом выходили русские газеты и журналы, были открыты школы и университеты, действовала Русская Православная церковь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Незамеченное поколение» – огромная панорама духовной жизни русского Парижа, многочисленных кружков и литературных направлений эмиграции. В начале 1956 года в издательстве им. Чехова вышла книга «Незамеченное поколение». Это название вошло в историю.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Оценка: 5

(686 слов)

2 вариант сочинения (336 слов)

Список литературы:

• И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», цикл «Тёмные аллеи»

  Добавить текст Вернуть оригинал

• А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

• М. Горький «Челкаш», «На дне»

Серебряный век русской поэзии:

• А. Блок поэма «Двенадцать»

• А. А. Ахматова поэма «Реквием»

• М. А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

  Добавить текст Вернуть оригинал

• М. А. Шолохов «Тихий Дон»

• А. Солженицын «Матрёнин двор»

• В. Шаламов «Колымские рассказы»

• Б. Васильев «А зори здесь тихие…»

Литература рубежа XIX-XX веков

Серебряный век – это период расцвета русской литературы и, в первую очередь, поэзии, характеризующейся появлением большого количества авторов, литературных течений, проповедующих новую, отличную от старых идеалов, эстетику. К этому периоду относятся 90-е годы XIX века (до 1917 года).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Литературные направления:

• Реализм:

- критический реализм: Куприн А., Бунин И. (критика действительности);

  Добавить текст Вернуть оригинал

- социалистический реализм: Горький М., Фадеев А. (изображение положительных моментов соц. строя).

  Добавить текст Вернуть оригинал

• Модернизм:

- символизм: Брюсов В., Мережковский Д.;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- акмеизм: Ахматова А., Гумилёв Н.;

- футуризм: Маяковский В., Северянин И.

В период Серебряного века была Русско-японская и Первая мировая войны. О них писали: Шолохов М. «Тихий Дон», Пришвин М. (рассказы), Вересаев В. (рассказы).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Октябрьская революция 1917 года

Статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» – программа советской литературы (литература – придаток политики, писатели не могут писать, что им хочется).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Писатели, принявшие новую власть: М. Горький, В. Маяковский, А. Блок.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Не приняли: И. Бунин, Е. Замятин, Д. Мережковский.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Позиция над схваткой»: А. Ахматова, М. Цветаева, А. Волошин. Не приняли революцию, но остались.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Новые темы: революция, труд, интеллигенция.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Появление поэтов из крестьян и рабочих.

Гражданская война

Отражение темы войны:

• Шолохов М. «Донские рассказы»

• Фадеев А. «Разгром»

• Булгаков М. «Белая гвардия»

Эмиграция Первой волны:

• Куприн А.

•Бунин И. и др.

Построение СССР

• Литература социального реализма: прославление завоеваний революции, социальных построек, колхозов: Леонов Л., Фурманов Д.

  Добавить текст Вернуть оригинал

• Отражение отрицательной действительности: Зощенко М., Платонов А.

  Добавить текст Вернуть оригинал

• Репрессии писателей, запрет свободы слова.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Великая Отечественная война:

Отражение событий войны: Симонов К., Быков В., Воробьёв К. и др.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Хрущёвская оттепель» (1953-1964 годы) – духовное обновление страны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Период «застоя» (1960-1980-е годы) – ограничение свободы слова; репрессии в сторону писателей; Третья волна эмиграции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Перестройка» (конец 80-х XX века – XXI век) – реабилитация истории в литературе; отмена цензуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Оценка: 4

(336 слов)

Скачать ответ

Сочинение на схожие темы

Решебники по другим предметам