Решебник по обществознанию 10 класс Боголюбов §16

Авторы:
Год:2020-2021-2022
Тип:учебник
Серия:Базовый уровень

§16

Массовая культура

Стр. 150

Вопросы в начале параграфа

Массовая культура не могла появиться в традиционном обществе. Термин «массовая культура» возник в 40-х годах XX века в текстах Макса Хоркхаймера и Дуайта Макдональда, посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы. В традиционном обществе не было технического прогресса, телевизора, радио, чтобы вводить массовую культуру в общество.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Связь СМИ и массовой культуры. СМИ - порождают новый тип культуры - «массовой», транслируют «массовую культуру» по ТВ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Термин «желтая пресса» появился, как известно, в США, когда за рынок боролись крупнейшие монополисты газетного бизнеса Дж. Пулитцер и У.Р. Херст. Жизнь данному выражению дал комикс о «Желтом малыше», судебное разбирательство вокруг которого возникло между пулитцеровской «New York World» и херстовской «New York Journal». В 1896 году Э. Уордмэн, редактор «New York Press», назвал конкурирующие издания «желтыми». Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем. Позднее он приобрел иной, более глубокий смысл, сохранившейся по сей день. Многие исследователи ведут отсчет истории «желтой» прессы с конца XIX века, забывая, что и ранее были газеты, способствовавшие формированию данного вида печати.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 158

Вопросы и задания к документу

1. «День рождения» массовой культуры по К.Э. Разлогову – 1870г. – принятие закона об обязательной всеобщей грамотности в Великобритании. Едва  научившись  читать,  массы  обратились  к Пинкертону  и  популярной  беллетристике,  а  в  пограничной  с  изобразительным  творчеством  сфере  —  комиксам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Направления массовой культуры:

- комиксы;

- кинематограф;

- музыка.

Я бы добавила интернет, телевидение, радио.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Если элитарное  искусство  характеризуется  в  известной  мере  торможением непосредственных  человеческих  переживаний,  то  массовая  культура базируется  на  универсальных  психологических  и  даже  психофизиологических  механизмах  восприятия,  которые  активизируются  независимо  от  образования  и  степени  подготовленности  аудитории

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 159

Вопросы для самопроверки

1. «Массовая культура» - это различные культурные продукты, а также системы  их создания и распространения.  Прежде всего к таким  продуктам  относятся  произведения литературы  (беллетристика),  музыки  (поп-музыка),  изобразительного  искусства  (комиксы,  плакаты),  кино-  и  видеофильмы  (триллеры,  комедии  и  т.  д.).  В  сферу  массовой  культуры можно  также  включить  определённые  образцы  поведения,  внешнего  вида. 

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Черты массовой культуры:

- общедоступность (Доступность  и  узнаваемость  стали  одной из  основных  причин  успеха  массовой  культуры);

  Добавить текст Вернуть оригинал

- занимательность (Эта  особенность  массовой  культуры  обеспечивается  обращением  к  таким  сторонам  жизни  и  эмоциям, которые  понятны  большинству  людей,  вызывают  неизменный интерес,  а  подчас  и  шокируют  зрителя:  любовь,  семейные проблемы,  приключения,  ужасы);

  Добавить текст Вернуть оригинал

- серийность, тиражируемость (находит  выражение  в  том,  что продукты  массовой  культуры  выпускаются  в  очень  больших  количествах,  рассчитанных  на  потребление  действительно  массой людей);

  Добавить текст Вернуть оригинал

- пассивность восприятия (Читая  даже  «облегчённое»  литературное  произведение,  мы  неизбежно  что-то  домысливаем,  создаём свой  образ  героев);

  Добавить текст Вернуть оригинал

- коммерческий характер (Культурный  продукт,  создаваемый в рамках  массовой культуры, — это  товар, предназначенный  для массовой  продажи);

  Добавить текст Вернуть оригинал

- профессиональное творчество (музыку  пишут  профессиональные  композиторы,  сценарии  фильмов  —  профессиональные литераторы,  рекламу  создают  профессиональные  дизайнеры).

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Рынок  массовой  культуры  —  это  в большей  степени  рынок  покупателя,  чем  рынок  продавца  (т.  е. условия  обмена  «культуры  на  деньги»  диктует  покупатель,  а не  продавец).  Если  вдруг  по  какой-то  причине  массовый  покупатель  начнёт  требовать  трансляции  концертов  классической музыки,  а  не  очередного  шоу  звёзд  эстрады,  рынок  массовой культуры  пойдёт  ему  навстречу.  Но  и  «продавцы»  на  этом  рынке  (как  и  на  любом  другом)  также  активны,  стараются  сформировать  спрос  на  уже  имеющийся  у  них  продукт,  рекламируют свой  товар.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Нет, в традиционном обществе не могла существовать массовая культура. Массовая  культура  сформировалась  в  условиях  индустриального общества  под  влиянием  таких  процессов,  как  технический  прогресс,  механизация  труда,  секуляризация  культуры  (отделение светской  культуры  от  церковной),  урбанизация  (сосредоточение населения  и  экономической  жизни  в  городах),  распространение рыночных  отношений  на  область  культуры,  становление  системы  всеобщего  образования.  Таким  образом,  появление  массовой культуры  связано  с  глубокими  общественными  изменениями,  а не  с  внезапной  «порчей  вкуса»  огромного  числа  людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Этапы становления массовой культуры:

- появление массовой культуры связано с глубокими общественными изменениями в условиях индустриального общества, а не с внезапной «порчей вкуса» огромного числа людей;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- с ХIV в.  в Европе начался переход от церковных жанров искусства к светским: от храма к дворцу, от иконы к портрету и пейзажу, от песнопения к опере;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- на рубеже ХIХ и ХХ вв. культурное развитие общества сделало новый виток: «культура для образованных», продолжая существовать, стала уступать место «культуре для всех».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сначала церковь, затем искусство Средневековья, потом скульптура, а затем урбанизм способствовали формированию массовой культуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Например, телевидение повысило просмотры фильмов. Благодаря появлению электронных книг чтение перешло в новый формат: теперь тысячи произведений доступны читателям в онлайн-формате.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Основные аргументы критиков массовой культуры:

- общедоступность;

- занимательность;

- серийность;

- пассивность восприятия;

- коммерческий характер.

Контраргументы:

- общедоступность тоже самое что и примитивность в данном случае;

  Добавить текст Вернуть оригинал

- простота информации и произведений часто связана с их низким качеством

  Добавить текст Вернуть оригинал

- развлекать - то же самое, что зомбировать, люди смотрят примитивные вещи без смысла, просто потому, что они не требуют анализа-

  Добавить текст Вернуть оригинал

- серийность связана с отсутствием индивидуальности, копированием

  Добавить текст Вернуть оригинал

- продукты массовой культуры не требуют от нас активизации интеллектуальных способностей, они вообще не нужны, чем меньше думаешь, тем больше покупаешь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

- люди, не привыкшие анализировать, делают деньги, и все создается только для того, чтобы продать подороже.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Задания

1. Подтверждение «высоких истин» - доказательство народу истины той или иной культуры. Когда массовая культура подтверждает эти возвышенные истины, следует им и не противоречит им, она становится успешной

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Любой коммерчески успешный артист - это товар, потому что помимо самих песен и концертов, доход также идет от продажи различных товаров с изображением артиста. Плюс различные рекламные контракты. То есть исполнитель становится брендом. Но это не отменяет того факта, что музыка исполнителя может быть талантливой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. В этом факте появляется особенность коммерческого характера массовой культуры. Культурный продукт, созданный в рамках массовой культуры, - это продукт, предназначенный для массовой продажи. Для этого продукт должен быть подходящим, нравиться большому количеству людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители такой продукции стали ориентироваться на самые обычные, фундаментальные человеческие эмоции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Легче получить информацию через визуальное изображение, чем через книги. «Картинка», или так называемый видеоряд, имеет большой потенциал для привлечения внимания и пробуждения интереса. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на визуальном характерен для массовой культуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. За десять лет число людей, считающих, что телевидение должно информировать, уменьшилось, но увеличилось и число тех, кто считает, что телевидение должно просвещать. В других функциях особых изменений не произошло.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Такие изменения связаны с тем, что за десятилетие увеличилось количество научно-популярных каналов и программ, люди стали больше думать о получении знаний, образовании.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 160

Вопросы для повторения к Главе 2

1. Культура влияет на все сферы человеческой деятельности. Культура выступает как способ самовыражения и самопознания. Сферу культуры образуют различные области, такие как: художественное творчество, распространение культурных ценностей, сохранение культурного наследия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Я считаю, что Сартр прав. Жан Поль Сартр предполагает, что у культуры нет спасительной миссии или оправдания. Сартр рассматривает культуру как человеческое творение, в котором человек может увидеть себя, узнать свое истинное лицо.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Культура - это совокупность духовных и культурных ценностей, созданных человеком. Человек, действительно, смотрится в культуру как в зеркало, потому что она отражает реалии человеческой жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Может ли культура спасти человека - вопрос спорный. Если человек просто наслаждается культурой, смотрит на нее, но не делает никаких практических выводов, то, конечно, культура не может его спасти. Но если человек видит свое лицо, узнает себя, понимает эту критику, то, скорее всего, культура может спасти человека. То есть культура может спасти человека только в том случае, если он сам над ней работает.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Взгляды и мировоззрение любого человека должны иметь под собой какую-то основу, убеждения человека должны быть сначала поняты им самим, и в определенные моменты каждый должен переосмыслить свои взгляды, чтобы в итоге найти свою «истину», основанную на жизненном опыте и наблюдениях, рассуждениях, мышлении как таковом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наше мировоззрение должно соответствовать общим этическим нормам и, прежде всего, быть направлено на улучшение существующего мира и порядка в соответствии с моральными принципами, нравственностью, человечностью - мы не должны зацикливаться на достигнутом и должны смотреть в светлое будущее, участвуя в его «строительстве», а не ждать, пока мир изменится сам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Я разделяю мнение мыслителя А. Швейцера. Это очень актуально для нашего общества сейчас, потому что речь и мышление сильно загрязнены, и это отталкивает.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Я считаю, что Гегель несомненно прав в своём высказывании, потому что правитель должен поступать жестко, но при этом мудро, справедливо и твёрдо. Он не должен сомневаться в правильности своего решения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Пословицы, осуждающие лень.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ленивый сидя спит, лежа работает.

Проглотить-то хочется, да прожевать-то лень.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лень добра не делает.

Ленивые руки не родня умной голове.

Встань кормит, а лень портит.

6. Я думаю, что такая триада в современном образовании означает непрерывное образование. Целью данного образования является формирование и развитие личности, расцвет и стабилизация жизненных сил и способностей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Хасидизм – это религиозное мистическое движение в иудаизме, возникшее в начале 18 в. у евреев Западной Украины, на уклад жизни которых серьезно повлияли последствия восстания Богдана Хмельницкого и русско-польских войн 17 в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ислам - вторая по численности приверженцев (после христианства) мировая религия. Возник в Аравии в начале 7 в. н. э. в период разложения патриархально-общинного строя, образования классового общества и арабского государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Буддизм - учение, проповедовавшееся на рубеже 6-5 вв. до н. э. на Севере Индии Буддой Гуатамой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первые достоверные сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на сев. берегах Черного моря датируются 1 в. н. э.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Религия и культура неразрывно связаны в общей истории развития человеческой цивилизации. Религия, являясь неотъемлемой частью культуры, способствовала развитию определенных ее пластов: письменности, книгопечатания, искусства, принимая одни культурные явления и отталкивая другие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Например, храм - собор Василия Блаженного. Он является произведением искусства религии и светской жизни, так как представляет не только православное исповедание христианства, но и историю, период правления Ивана Грозного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Искусство позволяет увидеть мир через призму образности, где реальность сочетается с вымыслом. Например, через картины прошлого мы можем узнать о жизни прошлых лет. Искусство называют «образным познанием», потому что здесь происходит интуитивное исследование новых явлений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Примеры массовой культуры – эстрадные песни. Главным признаком эстрадных песен является то, что они исключительно направлены на коммерческий успех, удовлетворяют средний вкус.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Самый примитивный пример – девушка из деревни. В сюжете обязательно должно присутствовать ее путь переезда в город, как она идет к своей мечте о лучшей жизни, и конечно, огромное количество несправедливости и очень злых людей. Развязка должна быть такой: девушка должна стать успешной в бизнесе и выйти замуж за принца на белом коне.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. К элитарной культуре можно отнести картины Пабло Пикассо, балет. Такие примеры я отнес/ла к элитарной культуре, потому что эти произведения искусства направлены на определенный круг любителей. Я считаю, что элитарная культура не взаимодействует с массовой, потому что нужен большой уровень подготовки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 162

Готовимся к экзамену. Работаем с понятиями

1. Ответ: 1).

2. Ответ: 3), 6).

3. Признаками моральных норм являются всеобщность, добровольность.

Мораль характеризуется особой чертой духовности, которая проявляется в стремлении человека улучшить себя и окружающий его мир.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Работаем с фрагментами текста

Прежде всего под 4 (А) понимается особая система знаний и способы добывания таких знаний. Наука как 2 (Б) знаний включает несколько направлений, в рамках которых выделяются отдельные науки. Так, 6 (В) охватывает, в частности, такие науки, как физика, химия, биология и др.  Обществознание объединяет 1 (Г), социологию, правоведение, экономическую теорию, политологию и другие науки. Если акцент сделать на процессе приобретения научных знаний, то науку можно определить как творческую деятельность, направленную на получение, обоснование и систематизацию новых 5 (Д)  (понятий,  законов,  теорий)  о  природе, 8 (Е),  человеке.  Определение «творческая» здесь вполне уместно, поскольку научный поиск — это во многом дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 163

Работаем с таблицами

1. Пропущенное слово - мораль.

2.

Познавательно-прогностическая Социально-производственная Культурно-мировоззренческая
Позволяет с помощью идеальных «моделей» справедливого устройства общества, путем нравственного предвосхищения угадывать, какими должны быть отношения в обществе. Использование научных знаний и методов при решении общественных проблем Определяет мировоззрение, которое превращается в составную часть культуры

Стр. 164

Учимся писать мини-сочинение

1. Ответ: 1), 3).

2. 2.1. Для обоснования тезиса можно использовать понятия «духовной культуры», «духовных ценностей».

2.2. Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей, идеальных представлений об истине, справедливости, добре, человечности, красоте, мироустройстве в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам