Проверьте себя
1.
В начале XVIII столетия, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности и сами содействовали ей. В это время укрепилась независимость России, возросла её военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось её влияние на европейской арене. Широко используя достижения отечественной и мировой науки, культуры, техники, промышленности, образования, Пётр I своими реформами открыл новые пути для русской литературы.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
Различные слои русского общества в этих условиях получили возможность для широкой умственной и художественной деятельности: были открыты Московский университет, общеобразовательные школы и профессиональные училища, введён новый календарь, основана первая русская газета, учреждены Академия наук, Академия художеств, Вольное экономическое общество, первый постоянный русский театр. Общество получило возможность высказывать свои мнения, критиковать дела правительства, вельмож и сановников.
Добавить текст Вернуть оригиналВо второй половине XVIII века, примерно с 1760-х годов, в литературе наступил новый период. В это время появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слёзная драма».
Добавить текст Вернуть оригиналВ России сразу же появилось несколько сатирических журналов («И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Трутень», «Ни то, ни сио в прозе и стихах», «Подёнщина»). Самыми радикальными журналами, воевавшими с екатерининской «Вся-кой всячиной», были журналы выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова — «Трутень» и «Живописец».
Добавить текст Вернуть оригинал3.
Я встречался с творчеством М. Ломоносова, Д. Фонвизина, И. Крылова, Г. Державина.
Добавить текст Вернуть оригиналМихаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в деревне Мишанинское Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии Русского царства (сейчас — село Ломоносово в Архангельской области Российской Федерации) в зажиточной семье промысловика.
Добавить текст Вернуть оригиналОтец — Василий Дорофеевич Ломоносов (1681–1741), занимался рыбным промыслом. Мать — Елена Ивановна (Сивкова) Ломоносова (?-1720) .
Добавить текст Вернуть оригиналО раннем детстве Ломоносова почти ничего не известно. Когда Михаилу было девять лет – умерла мать. В 1721 году отец Ломоносова женится во второй раз, но и вторая жена в 1724 году умерла. Через несколько месяцев Василий Дорофеевич женится в третий раз на вдове Ирине Семёновне Корельской.
Добавить текст Вернуть оригиналС 10 лет, юный Ломоносов начал помогать отцу. Они вместе ходили рыбачить в Белом море. Опасные плавания закалили Михаила физически. Так же оказали влияние на его научные интересы. Уже к 14 годам Ломоносов грамотно писал. Грамоте его учил местный дьячок. Отношения с мачехой у Михаила не складывались, она сильно не одобряла его увлечение книгами.
Добавить текст Вернуть оригиналВ декабре 1730 года, после того, как Ломоносов узнал, что отец собирается его женить, Михаил тайно, ночью сбежал из дома ни с кем не простившись и отправился в Москву.
Добавить текст Вернуть оригиналОтправился он в путь пешком, и на третий день догнал караван с рыбой, направлявшийся из Холмогор в Москву. Уговорил караванщиков взять себя с собой. Путь занял три недели. И в начале января 1731 года Михаил добрался до Москвы.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1731 году поступает в Славяно-греко-латинскую академию («Спасские школы»). Для поступления ему пришлось подделать документы и выдать себя за сына холмогорского дворянина. В 1734 году отправляется в Киево-Могилянскую академию.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1735 году, так и не дойдя до богословского класса, Ломоносов направлен в Петербург в университет при Академии Наук. Здесь он обучается математике и физике и самостоятельно стихосложению.
Добавить текст Вернуть оригиналВ марте 1736 года Академия Наук отправила Ломоносова, в числе наиболее способных студентов, в Марбургский университет в Германии. Обучался у профессора Христиана Вольфа, известного в то время философа, математике, физике и философии. После этого, около года, обучался в Фрайберге у профессора Генкеля – химии и металлургии.
Добавить текст Вернуть оригиналОтзывались о Ломоносове, как о прилежном ученике, который ведет беспорядочный образ жизни. 26 мая 1740 года свадьба с Елизаветой Цильх. 8 июня 1741 года вернулся в Петербург и был направлен к профессору ботаники и естественной истории Амману для изучения естествознания.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1742 в Петербургской Академии наук Ломоносов сделан адъюнктом по физике, а в 1745 профессором химии. По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получил дворянский статус. 1755 — по проекту М. В. Ломоносова учреждён Московский университет. 1757 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника.
Добавить текст Вернуть оригиналСамым известным литературным произведением Ломоновая является стихотворение “Я знак бессмертия себе воздвигнул”, которое часто сравнивается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.
Добавить текст Вернуть оригинал4 апреля 1765 года Ломоносов умирает на 54‑м году жизни от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточник: https://litfest.ru/biografii/lomonosov.html
Добавить текст Вернуть оригинал4.
М. Ломоносов
Г. Державин
5.
Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII—XVIII веков, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам античной литературы и искусства как к эстетическому эталону.
Добавить текст Вернуть оригиналПоэтика классицизма начинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, сформировалась в XVII веке во Франции.
Добавить текст Вернуть оригиналЭстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров: «высокие» жанры — трагедия, эпопея, ода; «низкие» жанры — комедия, сатира, басня.
Добавить текст Вернуть оригиналЗаконы и правила классицизма получили теоретико- художественное воплощение в стихотворном трактате Никола Буало-Депрео «Поэтическое искусство», написанном в 1674 году. В нём приведены в систему, полно и всесторонне обобщены законы и правила классицизма, изложенные в простой, доступной и вместе с тем изящной и увлекательной форме.
Добавить текст Вернуть оригиналКлассицизм в России.
В начале XVIII столетия, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. Центральным жанром высокой гражданской поэзии была ода. Критическое направление представляли жанры высокой сатиры, близкой к оде, басня и бытовая комедия нравов.
Добавить текст Вернуть оригинал6.
Д. Фонвизин «Недоросль».
«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения от учителя литературы. Недорослей не принимали на службу, им не давали «венечных памятей» — документов, разрешающих вступление в брак.
Добавить текст Вернуть оригиналГероями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII века в России: чиновники, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофан и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми: в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана (на самом деле его воспитанием и образованием она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».).
Добавить текст Вернуть оригиналКак и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки, Простаковой и Вральмана стали отрицательными, как и их носители.
Добавить текст Вернуть оригинал(Википедия)