Решебник литература 9 класс Коровина Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 279

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 279

10.

Традиции романтизма: мечты поэзии, создания искусства

  Добавить текст Вернуть оригинал

(создают элегически-романтический подтекст)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Общественно-политические слова: постыдно, позорно малодушны, наука бесплодная, добросовестный ребяческий разврат, ошибками отцов

  Добавить текст Вернуть оригинал

(создают злободневность)

Поэтические обороты: вянем без борьбы, пришлец осиротелый, иссушили ум

  Добавить текст Вернуть оригинал

(обеспечивают красочность речи)

Слова ораторского стиля: поприще, бремя познанья и сомненья, презренные рабы

  Добавить текст Вернуть оригинал

(делают стихотворение обращением в массы)

  Добавить текст Вернуть оригинал

11.

Жанр «Пророка» М. Ю. Лермонтова (1841) (так же, как и пушкинского) — лирическое стихотворение. Однако М. Ю. Лермонтов придает своему «Пророку» черты исповеди. Как и у А. С. Пушкина, лермонтовский герой чувствителен, читатель видит его переживания. Но внутренний мир изгнанника раскрывается глубже за счет исповедального характера повествования, за счет монолога лирического героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Композиционно «Пророк» М. Ю. Лермонтова может быть представлен следующим образом. Жизнь героя до уединения в пустыне – одиночество – возвращение в общество, в город. Композиция стихотворения помогает читателю сконцентрироваться на конкретных проблемах каждой условной части лирического произведения (гений поэта как снизошедший по божьей воле дар, непризнание поэта и его отрешенность от мира людей, отношения поэта и толпы).

  Добавить текст Вернуть оригинал

А. С. Пушкин «Пророк»:

Пророк томится духовно, ему необходимо сильное потрясение для того, чтобы пробудиться, испытать нечто новое – вдохновиться. Шестикрылый серафим буквально «открыл» глаза и уши герою: теперь он видит мир совершенно иначе, его сознание перевернулось. Он признает, что прежде язык его был «празднословным» и «лукавым». Отныне цель лирического героя – «глаголом жечь сердца людей».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лирический герой предстает в образе пророка. Именно от его лица ведется повествование, раскрывается внутренний мир. Образ толпы нарисован весьма схематично.

  Добавить текст Вернуть оригинал

М. Ю. Лермонтов «Пророк»:

Напротив, гений пророка М. Ю. Лермонтова остается покинутым и непризнанным. Всеведение лирического героя – здесь им также оказывается пророк – жестоко отвергается невежественным обществом. Действительно, люди презирают его – он понят только в пустыне, звездами и зверями. Лирический герой не испытывает тоски по этому поводу, он доволен своей участью. Вокруг него в пустыне тишина и радость гармонии. Благодаря исповеди, к которой прибегает М. Ю. Лермонтов в стихотворении, легче представить душевное состояние лирического героя. Он смирен, не испытывает ответной ненависти и неприязни к социуму.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Город становится средоточием толпы – это сборище невежд, не желающих принимать плоды науки и открывать глаза истине. Толпа жестока: она бросает в пророка камни, она смеется и унижает его – она изгоняет героя из жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В обоих стихотворениях пророк – собирательный образ. Он олицетворяет собой поэта вообще. В обоих произведениях читатель видит: пророк обладает знанием и хочет поделиться им со всеми, но в одном из них люди отвергают любые стремления гения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/stihotvorenij-pushkina-i-lermontova-prorok/

  Добавить текст Вернуть оригинал

12.

Эти строки мы находим в «Молитве» Лермонтова. Поэт говорит о том, что в минуту трудную человеку всегда поможет молитва, в которой содержится благодатная сила.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13.

Отправной точкой при рассмотрении темы трагизма положения поэта служит стихотворение «Поэт», разделённое на две части. В первой рассказана судьба кинжала (уподобление кинжала слову поэта или, наоборот, слова поэта кинжалу — давняя поэтическая традиция). Во второй части она сопоставлена с судьбой поэта.

  Добавить текст Вернуть оригинал

И участь кинжала, и участь поэта прослежены во времени — прошлом и настоящем. Участи каждого трагичны, и в этом отношении они похожи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сила слова подобна кинжалу. С одной стороны, поэзия как будто по воле поэта изменилась и перестала выполнять своё назначение, а с другой — поэт остался прежним, с тем же «простым и гордым... языком», а переменилась «толпа», которая уже не нуждается ни в прежнем поэтическом «языке», ни в той духовной роли, какая принадлежала поэту в прошлом. Разрешение противоречий дано в последней строфе, которая связывает первую часть со второй и в которой неудовлетворённый голос лирического «я» сливается со столь же неудовлетворённым голосом «толпы». Название «осмеянный пророк» теперь равно принадлежит и автору, и «толпе».

  Добавить текст Вернуть оригинал

14.

В центре стихотворения — переживания лирического героя, обращённые в первом четверостишии к нелюбимой женщине, в последнем — к прежней возлюбленной. Композиция стихотворения призвана последовательно отвергнуть любовь — в первом случае несостоявшуюся, во втором уже невозможную.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В этом стихотворении живого любовного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей возлюбленной, т. е. сосредоточено не на настоящем, а на прошлом и замкнуто в границах личного мира, личного сознания. Лирический герой признаётся в нелюбви, в равнодушии к собеседнице. Это значит, что из жизненных бурь он вынес трагическую неспособность любить, что он омертвел душой. Всё осталось в прошлом, на всём лежит печать смерти. (по материалам учебника с.271)

  Добавить текст Вернуть оригинал

15.

Исследователи выделяют три периода творческого развития М. Лермонтова:

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) Юношеский (1828-1831);

2) Переходный (1832-1836);

3) Зрелый (1837-1841).

Характерной чертой ранней лермонтовской лирики в целом является неразрывная связь, взаимопроникновение самых интимных мотивов и мотивов общественных, вселенских. Характерная особенность лирического “я” у Лермонтова – сочетание условности, чрезмерного использования поэтических штампов и автобиографических деталей, что неоднократно подчеркивалась учеными-лермонтоведами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В переходный период за четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона - в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений "Парус", "Я жить хочу! Хочу печали...", "Моряк" (1832).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Многие стихотворения, написанные в начале зрелого периода, такие, как “Я не хочу, чтоб свет узнал…”, “Гляжу на будущность с боязнью…” и некоторые другие, по исповедальному тону, стилистике еще тесно связаны с ранней лирикой. Однако постепенно происходит перестройка лирической системы, что и станет предметом рассмотрения в настоящей статье.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Изменения в лермонтовском методе проявятся, прежде всего, в сознательном отказе от “бессвязного и оглушающего” языка романтических страстей (“Из альбома С.Н.Карамзиной”, “Журналист, читатель и писатель”, “Не верь себе”). Лирическая тема развивается в 1837-1841 годы без импульсивного эмоционально-интеллектуального потока: О чем писать? Восток и юг Давно описаны, воспеты;

  Добавить текст Вернуть оригинал

Коснулось изменение и романтической антитезы “поэт” - “толпа”. Теперь “толпа” уже не враждебный “поэту” монолит, нечто, определяемое только отрицательно (тупая, бесчувственная, непонимающая), теперь она состоит из живых, разных страдающих, как и поэт, людей:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лирический герой ранней лирики Лермонтова отмечается чертами гиперболизма: отсутствием полутонов, максимолизмом, сверхчеловеческими деяниями. Деятельный, гордый герой не приемлет покоя. Герой лирики зрелого периода утрачивает эти черты.. Тем не менее, утрачивая черты демонизма, становясь проще, лирический герой не утрачивает ни воли, ни стойкости, ни желаний.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Прежде всего претерпевают заметную эволюцию мотивы “изгнанничества”, “одиночества”, ни то, ни другое не является теперь признаком исключительности героя. Изгнанничество, как и странничество, не может принести ничего, кроме “холода, зноя и горя” (“Листок”).. Изгнание – не вершинная точка в судьбе героя, а лишь частный, хотя и очень важный эпизод.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Конкретизируется и образ “гонителей”; гонения зачастую приобретают отчетливо социальную мотивировку:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Прощай, немытая Россия Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ …

  Добавить текст Вернуть оригинал

Одиночество, не будучи теперь признаком исключительности, по-прежнему является выражением подлинно трагического:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Можно отметить и явное ослабление мотивов “обмана” и “мщения”, что было связано с отказом лирического героя от прежних романтических притязаний, от тяжбы с законами мироздания. Мстительное чувство также угасает, Лермонтов склоняется теперь к признанию простых истин жизни. В строе чувств поэта преобладает метафизическая грусть, чувство прощения и прощания с миром (“Ребенку”, “Утес”, “Валерик”). Отметим также, что если раньше одной из сил, порождающих у лермонтовского героя желание мщения, являлась любовь (отвергнутая, обманутая), то в зрелой лирике любовь, даже отвергнутая или безнадежная, выступает как светлое, одухотворяющее начало (“Ребенку”, “Нет, не тебя так пылко я люблю”).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Зрелый Лермонтов стремится не к противопоставлению “неба” и “земли”, а к их синтезу. “Небо” и “земля” выступают как взаимодополняющая гармоническая пара: И счастье я могу постигнуть на земле, // И в небесах я вижу Бога…; В небесах торжественно и чудно, // Спит земля в сиянье голубом. На фоне такого единства становится еще более ощутимой неприкаянность “лермонтовского человека” (“Листок”, “Выхожу один я на дорогу”). Смерть не имеет теперь таких космических масштабов, какие имела в ранней лирике, но предстает во всей беспощадной простоте

  Добавить текст Вернуть оригинал

Естественно, что изменения эмоционально-интеллектуальной атмосферы лермонтовской поэзии отразились и на системе лирических жанров. Появляются романсы (“Свидание” и др.), любовные послания (“Валерик”). Лермонтов пишет баллады (“Дары Терека”, “Тамара”, “Морская царевна”), и элегии, в которые вводит элементы повествования. В стихотворениях, рождающихся из такого скрещения жанров, объединяющим началом является непосредственная лирическая эмоция. Для зрелой лирики поэта характерна легкость,

  Добавить текст Вернуть оригинал

прямой линии, как развивался А.С. Пушкин, да и большинство предшественников и современников поэта. В творчестве Лермонтова обнаруживается особый, редкий тип развития – развития по спирали. Смысл движения Лермонтова-художника не в отмене того, что было выработано на предыдущем этапе, а в постоянном обращении к предыдущим темам, излюбленным мотивам, которые на новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя, рост его художественного мастерства, углубление философского содержания творчества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ни в обществе, ни в поколении своем, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, огромный, могучий, как чувство, отражающее полноту жизни, приносящее человеку животворящую радость и безмятежность покоя от душевных тревог и страданий. В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает» он говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно и жертвенно, на всю жизнь, находя горячий отклик в родственном сердце, искреннем, неизменно преданном и верном. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, очернить, осквернить, растоптать и самую чистую, прекрасную земную любовь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Какое бы стихотворение о любви у Лермонтова мы ни прочли, всюду любовь является в трагическом облике.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В одном из последних стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю...» настоящее отступает перед прошлым, ушедшим, но не забытым:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лермонтовский герой будто бежит от безмятежности, от покоя, испытывая противоречивость чувств, которая царит в его душе. Любовные стихи Лермонтова превращаются одновременно и в философские. Для него любовь — это прикосновение к вечности, а не путь к земному счастью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого начала и до конца творческого пути воссоздает облик народного поэта — пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина, патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу. В условиях жесточайшего деспотического произвола Лермонтов посвящал свою лиру обличению социальной, пассивности. Гневным стихом, проникнутым сарказмом, «облитым горечью и злостью», он творил карающий суд над людьми-масками, над пошлостью, бездушием и внутренней опустошенностью светского общества. Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта открываются нам в стихотворении Лермонтова «Смерть Поэта». Это стихотворение, связанное с трагической гибелью Пушкина, сразу прозвучало на всю Россию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения — высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:

  Добавить текст Вернуть оригинал

С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Михаил Юрьевич Лермонтов – крупнейший поэт послепушкинского периода, открыватель новых путей в русской поэзии и прозе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Творчество Лермонтова приходится на 1830-е годы, и оно весьма полно отразило новый этап эволюции общественного сознания. https://studfile.net/preview/5775045/page:34/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Творческое задание

1.

Источник вдохновения Лермонтов видел не только в творчестве, но и в судьбе Байрона. Поэт заметил биографические параллели и схожесть характеров. Это были две закрытые личности, которых общество отказывалось понимать. Первые строки стихотворения опровергают сравнение Лермонтова с английским поэтом, именно они и стали названием литературного шедевра. Но при этом, подобно настроениям Байрона, юноша считает, что он избранный, особенный, «гонимый миром». С помощью такой метафоры писатель подчеркивает отчужденность от общества, которое не в состоянии понять его неспокойную, склонную к скитаниям душу. Поэт, сравнивая себя с Байроном, осознает свое одиночество и пытается показать то, насколько глубоко это чувство и почему он чувствует себя одиноким. В тоже время поэт говорит, что он совсем другой, а не такой, каким его видят другие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Непонятый окружающими, поэт приходит к выводу, что родился не в то время. Сердца людей очерствели и одеты в броню. Очень сложно достать до самого сердца.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Литературные труды Лермонтова никого не впечатляют, и никто ими не проникается. Для этого нужно много трудиться. Именно это вызывает беспокойство.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Англичанин сам по себе был очень угрюмым, нелюдимым, достаточно восприимчивым и обидчивым. Лермонтов где-то в глубине души ощущал, что с такой же участью может столкнуться и он, называя себя «гонимым миром странником, только с русскою душой». Он подчеркивал однозначное сходство в их судьбах, но при этом старался опровергнуть свое подражание иностранцу.

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://jiyuu.su/analiz-proizvedenij/net-ya-ne-bajron-analiz.html

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» представляет собой философское раздумье о своей жизни. В первых строках герой уверенно заявляет, что он не Байрон. Тем не менее он не скрывает, что считает себя избранным. Он не спорит с тем, что некоторые мотивы сам позаимствовал у Байрона.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Романтическая элегия раскрывает судьбу одинокого странника, всеми силами пытающегося познать себя и определить свое будущее. Поэт осознает свое одиночество, но говорит, что он совсем не такой, как его видят другие. Целью Лермонтова было донесение правды до людей, влияние на умы народа. Лермонтов пытается показать свою индивидуальность.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2.

Поэт временно теряет смысл существования, испытывает горечь и тоску. Создается ощущение безысходности:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда,

  Добавить текст Вернуть оригинал

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

  Добавить текст Вернуть оригинал

И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Герой приходит к выводу, что жизнь – «пустая и глупая шутка».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Анализы всех остальных стихотворений даны выше в других заданиях.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам