Размышляем о прочитанном
1.
Поэт чувствует себя одиноким в этом мире, не таким, как все, ощущает свою исключительность. Его думы мучают его. Размышления о любви, жизни пессимистичны. Лишь в поэзии он находит гармонию и умиротворение.
Добавить текст Вернуть оригиналМне нравятся стихотворения «Пророк», «Поэт», «Нищий».
Добавить текст Вернуть оригинал2.
В стихотворении «Родина поэт глубоко ценит и понимает народную жизнь, родные тихие просторы, милые пейзажи. В каждой детали он находит близкое сердцу. Лермонтов любит свою Родину. Он называет эту любовь «странной», ведь невозможно любить «страну рабов и господ», но Лермонтов видит в ней другое.
Добавить текст Вернуть оригинал«Пророк». Пророку стало доступно высшее знание, с тем чтобы он шёл к людям и возвещал истину. Лермонтовский пророк пришёл к людям и выполнял эту миссию, но истина оказалась никому не нужной. Поэтому он удалился в пустыню.Люди не хотели замечать собственных ошибок, менять свою жизнь к лучшему, поэтому предпочли не верить пророку. Но пророк верит в Бога, верит, что Бог гласит его устами.
Добавить текст Вернуть оригинал3.
Парус» (1832). Это стихотворение — одно из самых романтических произведений поэта. Оно напоминает простую пейзажную зарисовку, но на фоне природных образов проступает противоречие между «морем» и «парусом», в котором угадывается другое противоречие — между безграничным морем жизни и человеческой личностью. Поэт свободно сталкивает разные по времени состояния природы — бурю и покой. Морская стихия не может одновременно и в одном месте быть покойной, умиротворённой и бушующей, бурной. Вместо реальной картины перед читателем возникает воображаемый пейзаж. Образ одинокого человека, не нашедшего пристанища ни в родной, ни в чужой стране, типичен для Лермонтова. Героя всегда что-то не удовлетворяет, влечёт, и он задаёт себе тревожные вопросы, углубляющие тревогу: почему он одинок, почему он устремлён в далёкую страну и почему покинул Родину? Становится ясно, что парус брошен в пучину жизни и помещён не только в горизонтальное, но и в вертикальное пространство — между небом и морем. Этот контраст также проведён последовательно и закреплён в антитезах стихотворения («под ним» — «над ним»). В то время как морская стихия принимает и шторм, бурю («Играют волны — ветер свищет, / И мачта гнётся и скрыпит...»), и штиль, покой («Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой...») и даже радуется им, парус, под которым, конечно, подразумевается человек, остаётся неприкаянным и неудовлетворённым.
Добавить текст Вернуть оригиналСмысл романтизма, помимо всего прочего, заключён в том, что романтизм, а стало быть, и поэты-романтики не могут найти удовлетворения нигде — ни в небесах, ни на земле, ни на море. Их навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. (статьи учебника с.250-251)
Добавить текст Вернуть оригинал4.
Стихотворение учит находить покой в тишине, гармонии природы, красота которой привносит радость в нашу душу. Законы природы всевластны, они расставят все по местам, нужно принять их превосходство, тогда человеку откроются тайны бытия.
Добавить текст Вернуть оригиналПринципы Лермонтова в отборе явлений природы заключаются в том, что он подчеркивает те мгновения, которые может пропустить человек в спешке: «свежий лес шумит», «прячется малиновая слива», «ландыш серебристый кивает головой», «студеный ключ играет по оврагу» и проч.
Добавить текст Вернуть оригиналВ этих моментах заключаются чудеса природа, Божье дарование.
Добавить текст Вернуть оригинал5.
В стихах на смерть Пушкина, поэт открыто проявлял свой гнев по отношению к правящим в то время в России кругам, за что был сослан на Кавказ. Во время этой ссылки творчество автора лишь расцвело.
Добавить текст Вернуть оригиналСтихотворение «Смерть Поэта» написано сразу после кончины Пушкина, лишь только весть о ней облетела Петербург. Оно представляет собой лирический монолог, в котором гневная речь поэта-оратора состоит из резко меняющихся по своей ритмике отрывков.
Добавить текст Вернуть оригиналСтоль же резко меняются тональность и стиль. С одной стороны,
Добавить текст Вернуть оригиналвозвышенная, декламационная лексика, восходящая к жанру оды, с другой — плавная, задумчивая речь с воспоминаниями, размышлениями, сожалениями, обычная в элегии. С одной стороны, обличительные эпитеты, броские и негодующие:
Добавить текст Вернуть оригиналНе вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
С другой стороны, слова и образы, взятые из элегий:
Добавить текст Вернуть оригиналЗамолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
Гневная инвектива сменяется рассказом («Его убийца хладно-
Добавить текст Вернуть оригиналкровно...»), затем элегическим размышлением, затем снова оратор-
Добавить текст Вернуть оригиналской речью, элегией и опять декламацией («А вы, надменные потомки...»).
Добавить текст Вернуть оригиналРитм и речь передают нервное состояние и страстное
Добавить текст Вернуть оригиналпереживание исполненного негодования и чрезвычайно взволнованного поэта.
Добавить текст Вернуть оригинал(по материалам учебника с.255)
6.
Сравнения: угас, как светоч; подобный сотням беглецов; как тот певец
Добавить текст Вернуть оригиналЭпитеты: гордой головой, мелочный обид, торжественный венок, свободный, смелый дар, хладнокровно навел, бьется ровно, миг кровавый, завистливый и душный свет, иглы тайные
Добавить текст Вернуть оригиналРиторические вопросы: к чему теперь рыданья, пустых повал ненужный хор и жалкий лепет оправданья? И что за диво?
Добавить текст Вернуть оригиналМетафоры: невольник чести, не вынесла душа поэта, хор похвал, судьбы приговор, увял торжественный венок, иглы тайные язвили славное чело, Свободы, Гения и Славы палачи
Добавить текст Вернуть оригиналВозвышенная лексика: невольник чести, пал, оклеветанный, молвой, увял торжественный венок, прославленных отцов, пятою, поправшие, палачи, наперсники разврата, звону злата, злословью, поэта праведную кровь
Добавить текст Вернуть оригиналВосклицания: погиб поэт! Убит! Судьбы свершился приговор! На что он руку поднимал!
Добавить текст Вернуть оригинал7.
Народная мысль «Бородино» в том, что народ очень любит свою страну, гордится Родиной, готов за нее бороться. Поэт сожалеет о самой войне, о человеческой гибели. Также Лермонтов сожалеет о том, что народ измельчал, что в нем нет героев, равных тем, что пали под Бородино:
Добавить текст Вернуть оригинал— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Элегическая интонация звучит в первых строках «Бородино». Она подчеркивает, что поэт думает о времени народного подъема, когда каждый русский был готов отдать жизнь за освобождение Отечества, и это способствовало формированию с ценностей целого поколения.
Добавить текст Вернуть оригинал8.
Поэт глубоко ценит и понимает народную жизнь, родные тихие просторы, милые пейзажи. В каждой детали он находит близкое сердцу.
Добавить текст Вернуть оригиналНо я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
Добавить текст Вернуть оригиналИ, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Добавить текст Вернуть оригиналДрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Он называет эту любовь «странной», ведь невозможно любить «страну рабов и господ», но Лермонтов видит в ней другое.
Добавить текст Вернуть оригиналРавнодушным оставляет поэта следующее:
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
9.
Перекликания «Думы» со стихотворениями «Родина», «Бородино»:
Добавить текст Вернуть оригинал«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
Добавить текст Вернуть оригиналВ бездействии состарится оно. («Дума»)
«— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!» («Бородино»)
«Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья». («Родина»)
Добавить текст Вернуть оригиналПессимистические ноты, обличительный характер, сожаление о современном поэту поколении мы находим во всех стихотворениях.
Добавить текст Вернуть оригиналЯ согласен с данным утверждением Коровина. Начало «Думы» схоже с элегическими мотивами («Печально я гляжу на наше поколение»).
Добавить текст Вернуть оригиналДалее наблюдаем сатиру, близкую к обличительно оде, насыщенную горькой иронией:
Добавить текст Вернуть оригиналМы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.