Размышляем о прочитанном
1.
Отправной точкой при рассмотрении темы трагизма положения поэта служит стихотворение «Поэт», разделённое на две части. В первой рассказана судьба кинжала (уподобление кинжала слову поэта или, наоборот, слова поэта кинжалу — давняя поэтическая традиция). Во второй части она сопоставлена с судьбой поэта.
Добавить текст Вернуть оригиналИ участь кинжала, и участь поэта прослежены во времени — прошлом и настоящем. Участи каждого трагичны, и в этом отношении они похожи.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
Сила слова подобна кинжалу. С одной стороны, поэзия как будто по воле поэта изменилась и перестала выполнять своё назначение, а с другой — поэт остался прежним, с тем же «простым и гордым... языком», а переменилась «толпа», которая уже не нуждается ни в прежнем поэтическом «языке», ни в той духовной роли, какая принадлежала поэту в прошлом. Разрешение противоречий дано в последней строфе, которая связывает первую часть со второй и в которой неудовлетворённый голос лирического «я» сливается со столь же неудовлетворённым голосом «толпы». Название «осмеянный пророк» теперь равно принадлежит и автору, и «толпе».
Добавить текст Вернуть оригинал3.
Горестный и сатирический оттенок придают повествованию следующие выражения:
Добавить текст Вернуть оригинал«забавы он делил послушнее раба»
«его не чистит, не ласкает»
«в наш век изнеженный»
«отзыв мыслей благородных»
«простой и гордый твой язык»
«ветхая краса»
«ветхий мир»
«осмеянный пророк»
«покрытый ржавчиной презренья»