3.
Баллада начинается шутливой сценой гадания, передающей легкость и беззаботность. Актриса также выражает это в своем прочтении.
Добавить текст Вернуть оригиналПой, красавица: „Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое“».
Мы видим и серьезную сторону баллады, в которой Светлана печалится и горюет. Актриса отражает настроение героини.
Добавить текст Вернуть оригинал«Как могу, подружки, петь?
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался — вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит...
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».
4.
Музыка помогает точнее передать настроение героев. Например, в начале баллады звучит спокойная и задумчивая музыка. Потом музыка прерывается, мы слышим только чтение. Со слов «Вот красавица одна; К зеркалу садится» вновь появляется музыка, таинственная, томная, передающая состояние героини. Мы слышим стук замка под стать тексту баллады.
Добавить текст Вернуть оригинал5.
Выразительное чтение
Размышляем о прочитанном
1.
Мне понравилась баллада своим необычным и захватывающим сюжетом, мне было интересно читать, что же произойдет дальше. Также баллада окутана мистической пеленой, что добавляет красок повествованию.
Добавить текст Вернуть оригинал2.
Считалось, что на Святки пробуждаются потусторонние силы, оттого Жуковский подробно описывает вечер гадания девушек.
Добавить текст Вернуть оригиналСон героини начинается тем, что она слышит «тихий шепот». Это приехал ее любимый и зовет ее с собой.
Добавить текст Вернуть оригиналА заканчивается сон тем, что в хижине в лице покойного Светлана узнает своего жениха.
Добавить текст Вернуть оригиналЯ думаю, смысл баллады в победе света над тьмой и любовью над злом. Также Жуковский говорит нам о том, что не стоит придавать значения снам, нужно верить в Бога и молиться.
Добавить текст Вернуть оригинал3.
Я заметил это на примере баллады «Светлана», которая является вольным переводом баллады «Ленора» немецкого поэта Готфрида Августа Бюргера (1747-1794).
Добавить текст Вернуть оригиналНо мы не можем не заметить авторского своеобразия в этом произведении. Жуковский взял идею у немецкого поэта, но с легкостью вложил в уже свою балладу именно собственный смысл, свои оттенки чувств, и у автора получилось завершенное и логически законченное, новое произведение.
Добавить текст Вернуть оригинал4.
Благодаря В. А. Жуковскому внутренний мир человека стал центром русской поэзии. Жуковский расширяет возможности лирической речи, наполняет язык новыми выразительными средствами, уделяет огромное внимание переживаниям своих героев.
Добавить текст Вернуть оригинал5.
Жуковский-романтик понял характер человека в его неразъёмной связи с обычаями, традициями и верованиями. В этом также заключалось новаторство поэта, для которого личность — неотрывная часть народа, а народ — совокупность личностей. Благодаря такому подходу Жуковский сделал новый по сравнению с предшествующей литературой шаг в постижении характера. После Жуковского личность уже нельзя было выразить вне усвоенных ею национальных традиций. В балладе «Светлана» торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский воплотил в Светлане характер русской девушки, открытой любви, радующейся жизни. «В ней душа как ясный день», — сказал поэт о своей героине. И это представление о национальном типе русской девушки отозвалось затем в замечательных образах русских женщин в произведениях от Пушкина до Льва Толстого.
Добавить текст Вернуть оригиналСюжеты баллад.
Для своих баллад Жуковский находил сюжеты в Античности, Средневековье, в народных преданиях. В античных балладах он романтизировал мифологию, в средневековых, «рыцарских» балладах описывал коварные преступления, жестокость, властолюбие и «вечную», хотя и неразделённую, любовь, трогательную верность, нежную, но скорбную страсть. Иногда Жуковский сам придумывал сюжеты.
Добавить текст Вернуть оригинал(из статьи, данной в учебнике)
6.
В поэзии Жуковского запечатлелся его необычный психологический облик, для создания которого поэт выбрал такие биографические факты, которые с наибольшей полнотой и убедительностью рисовали обобщённую жизненную участь автора. Такого тесного и вместе с тем нетождественного единства между поэтом и его лирическим образом поэзия ещё не знала.
Добавить текст Вернуть оригинал«До Жуковского, — писал В. Г. Белинский, — на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в такой тесной связи с его поэзиею и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею». (из статьи учебника)
Добавить текст Вернуть оригиналМы по праву можем назвать В. Жуковского создателем национальной баллады, потому что до него никто ранее не мог выразить всю суть баллад. Жуковский отразил в своих балладах национальный русский колорит («Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны»), русские традиции («Раз в крещенский вечерок девушки гадали»), совместил мистику и реальность («Что под белым полотном мертвый шевелится»).
Добавить текст Вернуть оригиналВ балладе «Светлана» есть и переживания героев, которые поэт умело выразил разнообразными тропами, например эпитетами: «грозными очами», «тонкий занавес», «ужасный, грозный сон» и т.д.
Добавить текст Вернуть оригиналТворческое задание
Мне совершенно не кажется, что Жуковский писал балладу в шутливом ключе. Во-первых, потому что мне было совсем не смешно читать ее, а иногда даже страшно. Во-вторых, Жуковский пытался донести до читателя необходимость веры в Бога. На примере сна Светланы, автор показывает нам, что не нужно придавать значения различного рода снам, плохим или хорошим, нужно верить в Бога, который порицает любые языческие проявления.
Добавить текст Вернуть оригиналВ балладе «Кубок» рассказывается об испытании, которое предлагает пройти жестокий князь своим подданным. Молодой паж достает кубок из морской пучины, но властитель бросает кубок во второй раз, обещая женитьбу на своей дочери. Во второй раз паж гибнет.
Добавить текст Вернуть оригиналЗдесь Жуковский подчеркивает, что не нужно вновь и вновь испытывать судьбу, играть с ней.
Добавить текст Вернуть оригиналБаллада очень напоминает средневековые сказки.
Добавить текст Вернуть оригинал