Размышляем о прочитанном
1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?
Классицизму характерно единство места, единство времени, единство действия; трёхчленное развитие сюжета (завязка, развитие действия, развязка); строгая иерархия жанров.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?
Мы видим в пьесе единство места и времени, деление героев на положительных и отрицательных, «говорящие» фамилии.
Добавить текст Вернуть оригиналФонвизин отступает от принципа единства действия, так как его пьеса обращена сразу к нескольких проблемам (проблема воспитания, проблема крепостного права и государственной власти). Автор прибавляет свою собственную оценку, вносит юмор и сарказм.
Добавить текст Вернуть оригинал
3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского? «В комедии «Недоросль» автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. В «Бригадире» автор дурачит порочных и глупцов, язвит их стрелами насмешки; в «Недоросле» он уже не шутит, не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады... Невежество... в котором рос Митрофанушка, и примеры домашние должны были готовить в нём изверга, какова мать его, Простакова. Роли Милона и Софьи бледны... Правдин чиновник; он разрезывает мечом закона сплетение действия, которое должно б быть развязано соображениями автора, а не полицейскими мерами наместника. Кутейкин, Цыфиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учители в дом Простаковых... Успех комедии «Недоросль» был решительный. Нравственное действие её несомненно. Некоторые из имён действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют ещё и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, то есть будто служившими образцом Фонвизину... Если правда, что князь Потёмкин после первого представления «Недоросля» сказал автору: «Умри, Денис, или больше ничего уже не пиши!», то жаль, что эти слова оказались пророческими и что Фонвизин не писал уже более для театра» (Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. – М., 1984. – С. 197 – 198, 214 – 222).
Добавить текст Вернуть оригиналЯ считаю, что Вяземский прав, говоря о том, что Фонвизин имел важнейшую цель высмеивать гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление властью.
Добавить текст Вернуть оригинал