Решебник литература 5 класс Коровина ФГОС Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 17

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

Страница 17

Размышляем о прочитанном

1. Что вам было известно о славянской мифологии до знакомства с учебником?

Я знал, что древние славяне поклонялись своим собственным богам. Славянские боги отвечали за разные стороны жизни человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. 3. Обратившись к ресурсам Интернета (http://gotourl.ru/12044), соберите более подробную информацию о названных в учебнике славянских божествах. Похожа ли славянская мифология на мифологию греков? Найдите сходство и отличия в описании богов и богинь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Какие имена богов и богинь запомнились вам? Расскажите об их роли и значении в жизни людей, по представлениям древних славян.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Перун

Если древние славяне слышали гром, то они знали, что это работа Перуна, покровителя доблестных воинов, сына Лады и Сварога, самый известный из рода Сварожичей. Независимо от того, кем он приходится верховным богам (сыном или внуком), он один из самых известных богов, которому поклонялись наши предки. Многие могут провести аналогию с древнегреческим Зевсом, но Перун всегда был более лоялен к людям и готов вступиться за них. Образу Перуна подражали многие славянские военачальники – красный плащ, могучий конь и палица. Символ этого бога – секира, которая является одновременно и оружием и оберегом для воинов, или свастика. Молитвы Перуну всегда произносились защитниками родной земли, которые шли за правое дело. В христианстве о Перуне не забыли – его просто заменили на образ пророка Ильи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стрибог

Стрибог относился к числу перворожденных из искр богов или же из дыхания Рода (версии несколько разняться, но все сходятся в одном – это один из высших богов). Стрибог по праву считается одним из воинствующих богов, которые борются на стороне света. Он всегда символизировал ветер, он покровительствовал птицам и просто стихии воздуха. Предки почитали Стрибога не менее, чем Перуна, так как он из старшего поколения божеств. Представляли его всего седовласым стариком с луком в руках, не особо разговорчивого, но при этом сильного и справедливого. Благодаря тому, что Стрибог считался богом ветра, его особенно почитали купцы и торговцы, так как их паруса наполнял именно он. Уважали этого бога еще и за то, что он может быть неподконтрольным, разрушить ураганом все, что ему не по душе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Даждьбог

Даждьбог – это бог плодородия и бог солнца в славянской мифологии, причем упоминание о нем, как о солярном боге встречается во многих сохранившихся до наших времен источниках. Естественно, символизировал его всегда диск Солнца, от положения на небосводе которого зависит урожай. Бог всегда считался миролюбивым, но в изначальной войне он принимал участие на стороне света. Его всегда представляли в виде могучего богатыря в золотистых доспехах. Даждьбог по праву считался одним из высших богов, поэтому его кумиры были расположены практически во всех поселениях, так как славянам было очень важно получить хороший урожай и благополучие. У бога имелась своя руна, которая часто наносилась на орудия труда, от которых зависел урожай.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Симаргл / Семаргл

Этот бог всегда символизировал первородный огонь и плодородие. Под его предводительством все Сварожичи становились непобедимой силой, при этом он часто помогал Сварогу и Перуну в борьбе с тьмой. О силе Семаргла известно немного, но во всех источниках подчеркивается, что он являлся своеобразным катализатором для других богов. По мнению многих именно он выступал в роли вестника богов, передававшего в Явь необходимую для всех информацию. Представлялся Семаргл по разному – то в виде воина, то в виде огненного пса, то в виде сказочной птицы (чаще всего сокола, приносящего победу на боле брани).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Велес

Один из самых мудрых богов, который являлся оборотнем, покровительствовал искусствам. Велес властвовал чародейством, так как только ему удалось познать и светлые, и темные силы. О тайных знаниях, которыми он владел, можно говорить часами, тем более, что Велесу подчинялись стихии и он мог менять правила мироздания. В культуре древних славян Велес особо ценился в качестве покровителя семейного хозяйства, достатка и плодородия. Не меньше почитали этого бога путешественники, так как в дороге он приносил им удачу. Являлся людям он либо в облике седовласого старика, либо медведя. Кстати, шестиконечная звезда, известная всем как Звезда Давида, всегда считалась символом Велеса. Молились древние славяне этому богу по многим поводам – просили удачу в пути, спокойного сна, благодарили за успех каких-то мероприятий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сварог

Сварог по праву считался первым земным образом Рода и являлся отцом первого поколения славянских богов. Ему приписывают образование суши, на которой обитают люди. Сварог издавна символизировал опытного воина-защитника, который в случае опасности собирал под своими знаменами всех светлых богов. Символ Сварога – это всеразрушающий и одновременно дарящий жизнь огонь. В славянской мифологии он был покровителем труда, так как только труд позволяет сотворить что-то великое и значимое. Звезда с восемью лучами – это символ Сварога, которым очень часто обозначали священный камень Алатырь. Бог был одновременно мирным кузнецом и сильнейшим воином, который не выпускал из рук молот, превращавшийся из орудия труда в грозное оружие.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Макошь / Мокошь

Богиня Макошь является столь же древней, как и сам великий Род. Она самобытна и родила она богов и жизнь. В таком случае, Род и Макошь рассматриваются, как две противоположности — мужское и женское, давшее начало всей вселенной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Само имя богини Макоши происходит от слияния двух слов: «кош» или «кошт», что означает судьба, предначертанное, и приставка «ма», которое является сокращением от слова мать. Получается, что Макошь — это мать, что ведает судьбой всего ею порождённого. Стоит отметить, что образ судьбы у многих древних народов было связано с полотном, которые ткали три богини. В древнегреческой мифологии это были Мойры, а в славянском эпосе, эту нишу занимала Макошь и две её помощницы — Доля и Недоля. Они вместе с матерью всех судеб, богиней Макошью пряли полотно мироздания, и связывали они воедино жизнь прожитую и деяния совершённые. Только они были в праве решать кому жить, а кому умирать. Славяне почитали богиню Макошь, как великую Прядильщицу Судеб.

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://slavyanskieoberegi.ru/slavyanskie-bogi/

  Добавить текст Вернуть оригинал

Греки в своей мифологии пытались (что им достаточно хорошо удалось) объяснить явления природы и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями и пр. Славяне же старались дать объяснение этим силам. Здесь есть разница. Славяне верили, что добрые и злые духи рядом с ними, что они помогают собрать обильный урожай и приносят болезни, сулят счастливую семейную жизнь, порядок в доме и наказывают за неблаговидные поступки. Богов, которых было сравнительно немного и которые управляли природными явлениями и стихиями — грозой, огнем, дождями, славяне боялись и почитали, стараясь умилостивить молитвами и жертвоприношениями. Славянские боги сливались со стихиями, которые они олицетворяли, и не имели ясных антропоморфических черт, в то время как в Атике была чётко сформированная система богов (до них - титанов), которые не только обладали человеческим образом, но и могли в полной степени испытывать чувства, свойственные человеку. Так, например, если не угодить главному богу Зевсу (Перун у славян), то он может разгневаться и послать молнии с неба. Поэтому жители полисов нередко приходили в храм, чтобы просить прощения и их милости у богов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Второй главной чертой отличия греческой мифологии от славянской, является появление человека-героя в античных мифах. Ярким примером этого является Геракл. Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя их, придавали значение не только физической силе и выносливости, не только внешней красоте, но и особенностям героического сознания. В славянской же мифологии вы никак не увидите человека, который дерзнёт показать свою силу равной богам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, мифологические представления наших предков всё ещё продолжают жить в народных традициях, праздниках, верованиях и обрядах, в песнях, сказках, заговорах и приметах. Древние мифологические персонажи вроде леших, русалок, водяных, домовых и чертей ярко запечатлелись в речи, пословицах и поговорках.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Славяне подобно другим индоевропейским народам поднялись с низшей ступени демонологии, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако нам об этом процессе известно очень мало. То, что мы знаем, - это главным образом богатейший мир низших дyхов и магии, который окpyжал славянина. Этот мир духов и магия лежали в основе религиозного миpовоззpения славян с древнейших времен и до конца языческого периода.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В древнегреческих мифах мы тоже встречаем различных магических существ (и добрых - нимфы, и не очень-сирены, а иногда и совсем злых чудищ-Лернейская гидра, Цербер).

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://school-science.ru/7/5/39322

Стр. 17

Творческое задание

Найдите образы богов и персонажей славянской мифологии у одного из русских поэтов (например, у А. С. Пушкина, А. А. Блока, С. А. Есенина) и определите их роль в содержании произведения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина под понятием «народная мифология» понимается целый комплекс языческих верований славянского народа «о демонических «существах» – неиндивидуализированных духах природы; хозяевах – хранителях лесов, полей, рек, земных недр», а также о духах, имеющих отношение к человеческому быту: водяных, кикиморах, русалках, леших.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Например, в произведении «Домовому» (1819) образ домового представлен как дух – покровитель, который охраняет жилище человека. Домой в творчестве Пушкина занимается не только охраной дома, под его покровительством так же находится остальное хозяйство: сады, леса и луга. Пушкин придаёт ему черту, которая не была свойственна мифологеме: домовой охраняет поля от буйства стихии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ещё одним повторяющимся образом из славянской мифологии в творчестве Пушкина является русалка. Как и домовой, вопрос существования русалки не ставится под сомнение в народном сознании.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Первая проба –стихотворение «Русалка» (1819), написаное в «романтическом ключе», о чем свидетельствует сюжет (отшельник –монах попадает под чары русалки) и «система изобразительных средств» («роковая страсть», «чудная дева» и т.п.), которые были характерны для романтической поэтики. Несмотря на это, образ пушкинской русалки описан точно в соответствии с «набором типологических примет», свойственных русалке в славянской мифологии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В представлении древних славян, русалка была очень красива, «всегда распущенные русые, черные или зеленые косы ниспадают по спине и плечам ниже колен, стан –стройный, глаза – голубые или черные, с длинными пушистыми ресницами».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пушкинская русалка соответствует мифологическим представлением, она так же «прелестна» и «бледна», а любимым занятием является расчёсывание своих длинных волос. В стихотворении русалка «чешет влажные волосы» и «манит к себе» отшельника.

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://studopedia.ru/26_110516_glava--osobennosti-voploshcheniya-obrazov-slavyanskoy-mifologii-iz-liriki-pushkina.html

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам