Размышляем о прочитанном
1. Когда и где произошли легендарные события?
Действие происходит на корабле по пути из Италии в Коринф.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Составьте рассказ об Арионе (его прошлое, род занятий, поведение во время смертельной опасности, почему он просит корабельщиков «позволить ему спеть в полном наряде певца»).
Добавить текст Вернуть оригиналАрион был родом из города Мефимны. Он был несравненный кифаред и стал первым сочинять дифирамб.
Добавить текст Вернуть оригиналОднажды герой решил отправиться на корабле домой в Коринф. Но корабельщики решили завладеть его богатством. Сначала Арион умолял пощадить его, но корабельщики были очень жестоки. Тогда тот попросил позволить ему спеть в полном одеянии певца. Ему было это важно, так как он всей душой был предан творчеству.
Добавить текст Вернуть оригиналАриона спас дельфин.
3. Почему это произведение называется легендой?
Произведение называется легендой, так как, по рассказу Геродота, все это происходило на самом деле. Здесь мы видим историческое повествование, герои которого могли существовать в реальности.
Добавить текст Вернуть оригиналТакже легенда повествует о выдающемся герое, фантастических событиях.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 16
Творческое задание
Подготовьте устные иллюстрации к «Легенде об Арионе».
Греческое судно. Жестокие корабельщики замышляют худое. Смелый Арион в облачении певца поет песню.
Добавить текст Вернуть оригиналГлубокое синее море. Светлое лучезарное небо. Ариона подхватывает дельфин.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 16
Внеклассное чтение
Прочитайте самостоятельно в книге «Мифы народов мира» (М.: Российская энциклопедия, 1994) или найдите в Интернете (http://gotourl.ru/12045): древнеегипетский (гелиопольский) миф о сотворении мира богом Ра и славянский миф о сотворении мира Сварогом; мифы о всемирном потопе (шумеро-аккадский миф о потопе из «Эпоса о Гильгамеше», индийский миф о Ману и рыбе).
Добавить текст Вернуть оригиналВ чём сходство и различия мифов разных народов о сотворении мира?
Атум - бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом из первичного хаоса - океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).
Добавить текст Вернуть оригиналАтум возник из первичного хаоса в образе змея, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.
Добавить текст Вернуть оригиналВначале был Хаос – крайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун. Он был неподвижен. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света. Однажды на поверхности Нуна появился Атум. Он произнес заклинание и из пучины возник холм Бен-Бен. Затем Атум создал бога ветра Шу и богиню влаги Тефнут.
Добавить текст Вернуть оригиналИз вод океана Нун вырос белый лотос, бутон раскрылся и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Мир наполнился живительным светом. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей [6; с.144].
Добавить текст Вернуть оригиналУ славян существовало несколько легенд о том, откуда произошел мир и его обитатели. У многих народов (древних греков, иранцев, китайцев) существовали мифы о том, что мир возник из яйца. Подобные легенды и сказки можно найти и у славян. В сказке о трех царствах герой отправляется на поиски трех царевен в подземный мир. Сначала он попадает в медное царство, затем — в серебряное и золотое. Каждая царевна дает герою по яйцу, в которое он по очереди сворачивает, заключает каждое царство. Выбравшись на белый свет, он бросает яйца на землю и разворачивает все три царства.
Добавить текст Вернуть оригиналОдна из старинных легенд гласит: «Вначале, когда в мире не было ничего, кроме безбрежного моря, утка, летая над ним, уронила яйцо в водную пучину. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля, а из верхней встал высокий свод небесный».
Добавить текст Вернуть оригиналДругое сказание связывает появление мира с поединком героя со змеем, который сторожил золотое яйцо. Убил герой змея, расколол яйцо — вышло из него три царства: небесное, земное и подземное.
Добавить текст Вернуть оригиналА вот как рассказывали о рождении мира карпатские славяне:
Добавить текст Вернуть оригиналКогда было начало света,
Тогда не было ни неба, ни земли, только синее море,
Добавить текст Вернуть оригиналА среди моря — дуб высокий,
Сели на дуб два дивных голубя,
Стали думать, как свет основать?
Спустимся мы на дно морское,
Вынесем мелкого песку,
Мелкого песку, золотого камня.
Мелкий песок посеем мы,
Золотой камень подунем мы.
С мелкого песку — черная землица,
Студена водица, зелена трава.
С золотого камня — синее небо, Синее небо, светлое солнце,
Добавить текст Вернуть оригиналЯсен месяц и все звезды.
Вот еще один миф. В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род - Родитель всего сущего.
Добавить текст Вернуть оригиналРод родил Любовь - Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.
Добавить текст Вернуть оригиналСолнце вышло тогда, из лица Его.
Месяц светлый - из груди Его.
Звезды частые - из очей Его.
Зори ясные - из бровей Его.
Ночи темные - да из дум Его.
Ветры буйные - из дыхания}..
"Книга Коляды", 1 а
Так Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть - Явь, от мира невидимого, духовного - от Нови. Род отделил Правду от Кривды.
Добавить текст Вернуть оригиналВ колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц - в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий - птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога - Небесного Отца.
Добавить текст Вернуть оригиналСварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.
Добавить текст Вернуть оригиналИз Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.
Добавить текст Вернуть оригиналРод стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов - ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.
Добавить текст Вернуть оригиналМанн полагает, что прямые домогательства Иштар Гильгамеш расценил как оскорбление его мужественности (ролевая инверсия). Оскорбленная Иштар насылает на Урук чудовищного быка, от дыхания которого раскалывается земля (триста мужей упали в яму). Однако Гильгамеш вместе с Энкиду убивают быка.
Добавить текст Вернуть оригиналНочью царю Урука опять снится вещий сон. Он видит совет богов, где Иштар требует его смерти. Но Шамаш, бог солнца, защищает героя. Тогда боги решают покарать Энкиду.
Добавить текст Вернуть оригиналЭнкиду тяжело заболевает и умирает. Потрясенный смертью друга, Гильгамеш решает найти бессмертие и отправляется странствовать. Он проходит сквозь окружающую обитаемый мир гряду гор, сражает львов, встречает супружескую пару людей-скорпионов (стражей), посещает чудесный сад и переправляется на ладье через воды смерти на остров блаженных, где живут Ут-Напишти и его жена - единственные люди, которым было дано бессмертие (возможно, Ут-Напишти и Атрахасис - одно и то же лицо). Мудрец рассказывает Гильгамешу о потопе и о том, как проходил совет богов, присудивший ему вечную жизнь. Но ради царя Урука совет богов второй раз не соберется.
Добавить текст Вернуть оригиналЖалей героя, жена Ут-Напишти уговаривает супруга открыть тайну цветка вечной молодости. К несчастью, на обратном пути, когда Гильгамеш купался, цветок похитила змея, и сразу же сбросив кожу, помолодела.
Добавить текст Вернуть оригиналВернувшись в родной Урук, герой увидел, как вокруг города вырастают возводимые по его приказу стены. Гильгамеш осознал, что бессмертие человека - в делах его.
Добавить текст Вернуть оригиналМану, сын Вивасвата, сводный брат Ямы, поселился на земле в уединенной обители близ южных гор. Однажды поутру, когда он умывал руки, как это делают и по сей день, ему попалась в воде, принесенной для умывания, маленькая рыбка. Она ему сказала: «Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя». — «От чего ты спасешь меня?» — спросил удивленный Ману. Рыба сказала: «Придет потоп и погубит все живые существа. От него я спасу тебя». — «Как же мне сохранить тебе жизнь?» — И она сказала: «Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там; и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю и выпусти на простор, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда». Ману так и сделал. Вскоре она выросла и стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове; а это самая большая из всех рыб. И Ману выпустил ее в море. Тогда она сказала: «В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя».
Добавить текст Вернуть оригиналИ в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Повинуясь ее велению, Ману взял с собою семена различных растений. Потом он привязал веревку к рогу рыбы, и она быстро повлекла его судно по бушующим волнам. Не видно стало земли, скрылись из глаз страны света; одна вода была вокруг них. Ману и рыба были единственными живыми существами в этом водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль из стороны в сторону. Но рыба все плыла и плыла вперед по водной пустыне и, наконец, привела корабль Ману к высочайшей горе Хималая. Тогда она сказала Ману: «Я спасла тебя. Привяжи корабль к дереву. Но будь осторожен, вода может смыть тебя. Спускайся постепенно, вслед за спадом воды». Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется «Спуск Ману». А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://wisdomlib.ru/story/4641
https://diletant.media/articles/45253448/
Добавить текст Вернуть оригинал