Национальная и религиозная политика Александра III
Стр. 25
Вопрос в начале параграфа
Какие особенности имела политика Александра III по отношению к различным народам Российской империи?
В религиозной политике Александра III было стремление распространить православие среди нерусских народов. На украинских и белорусских землях продолжалась политика, направленная на укрепление позиций православия, слияние униатской и православной церквей. В Армении были подтверждены права и незыблемость земельной собственной Армянской григорианской церкви. На Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии Россия проводила продуманную национально-культурную политику. Здесь открывались уездные училища для христианского и мусульманского населения. Народы Средней Азии сохранили свою самобытную культуру, национальные и религиозные черты. На территории Среднего Поволжья и Приуралья заканчивался процесс христианизации нерусских народов. Преимущественно просветительский характер носила в этот период христианизация народов Сибири и Дальнего Востока. Одной из особенностей христианизации Сибири являлся тот факт, что здесь был широко распространен синкретизм в виде двоеверия (сохранение шаманских верований при принятии православия). Политика властей по отношению к католичеству, протестантизму и нехристианским религиям – исламу, буддизму и др., - была вполне лояльной, если их деятельность не препятствовала исповеданию православия. Некоторые ограничительные меры были приняты в отношении лиц иудейского вероисповедания.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 26
Вопрос к пункту 2
Привлекая дополнительные материалы, подготовьте сообщение или презентацию об Иоанне Кронштадтском. Рассмотрите его человеческие качества и религиозные взгляды, обстоятельства его жизни
Добавить текст Вернуть оригиналИоанн Кронштадтский (1829-1908) – священник Русской православной церкви, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года.
Добавить текст Вернуть оригиналИоанн Кронштадтский обучался в Архангельской духовной семинарии, после чего был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия. Был женат на Елизавете, с которой у него не было детей по причине принятия на себя подвига девства. В 1855 году был посвящен во диакона и рукоположен в священники Андреевского собора Кронштадта, в котором и прослужил 53 года. Как священник он отличался чрезвычайной эмоциональностью своих проповедей, что встречало неодобрение и непонимание у других клириков собора. С самого начала своего служения занимался частной благотворительностью. Он основал «Дом трудолюбия», школу для бедных, женскую богадельню, детский приют.
Добавить текст Вернуть оригиналИоанн Кронштадтский помогал всем нуждающимся, успокаивал брошенных матерей с детьми, раздавал все свои деньги и вещи вплоть до того, что на какое-то время ему перестали выдавать жалованье, а отдавали его жене. В 1894 году находился у одра умирающего императора Александра III, а в 1896 г. принимал участие в служении литургии на коронации Николая II.
Добавить текст Вернуть оригиналИоанн Кронштадтский вставал рано утром, около 4 часов утра, после службы в соборе посещал приезжих и местных жителей Кронштадта. После этого отправлялся в Петербург, где посещал людей, просивших его о посещении. Служил до поздней ночи. Не имел личного времени, вплоть до того, что не имел возможности питаться надлежащим образом. Спал очень мало, зачастую меньше 3-4 часов и так в течение нескольких десятилетий. Иоанн Кронштадтский был известен как подвижник и популяризатор трезвеннического движения в Российской империи.
Добавить текст Вернуть оригиналИоанн Кронштадтский был консерватором, стал вдохновителем и одним из учредителей Союза русского народа (СРН) в 1905 году. В 1907 году он вступил в Союз, в котором единогласно был избран пожизненным членом.
Добавить текст Вернуть оригиналИоанн Кронштадтский скончался 20 декабря 1908 года, был похоронен в Иоанновском монастыре на Карповке, который был основан им же.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 27
Вопрос к пункту 3
Вспомните, что такое униатская церковь.
Униатская церковь – соединение православной и католической церкви на основе Брестской унии 1596 г., согласно которой православные епископы Киевской метрополии признали подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии Папе римскому.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 30
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Дайте характеристику политике властей в отношении старообрядцев.
В годы правления императора Александра III старообрядцы были окончательно уравнены в правах с остальными подданными Российской империи. Согласно закону, принятому в 1883 г., они получили паспорта, а также возможность заниматься любой хозяйственной деятельностью (торговать, владеть предприятиями, нанимать рабочих и др.). Также старообрядцы получили право проводить богослужения в соответствии со своими обрядами, но при этом им было категорически запрещено распространять своё учение среди православного населения.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что являлось важнейшим приоритетом в национальной политике властей в 1880 – 1890-е гг.?
Важнейшим приоритетом в национальной политике властей было достижение политического и культурного единообразия польских, прибалтийских губерний, Закавказья и Финляндии, получение лояльности местной знати государственной власти.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Расскажите о политике властей в Польше, Финляндии, Прибалтике в 1880 - 1890-е гг.
После подавления Польского восстания 1863-1864 гг. были предприняты меры, с целью сделать польские территории неотъемлемой частью Российской империи. На них распространилось общеимперское административное устройство. Русский язык получил статус первого языка, преподавание в школах велось на русском языке. Все важные посты в польских административных учреждениях занимали русское чиновники. Проводилась экономическая интеграция Польши в состав России. В Финляндии был взят курс на постепенное свертывание автономии, приведении юридического статуса края. Русский язык активно вводился в делопроизводство, были сокращены функции сейма и ликвидировано финское войско. В прибалтийских губерниях правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Дайте оценку деятельности К. П. Победоносцева на посту обер-прокурора Синода.
К.П. Победоносцев ставил своей целью единение церкви и государства и укрепление самодержавной власти при помощи православия. Он был эффективным государственным деятелем, который сумел применить православие в назначенных целях. При его активной роли православие распространилось на многих территориях, что способствовало интеграции народов в культурные традиции России. Однако его политика была крайне консервативной, зачастую насаждалась, что иногда вызывало недовольство среди других конфессий, несмотря на лояльную политику по отношению к последним.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Почему власти старались привлечь на свою сторону представителей знати на Кавказе, в Закавказье и Средней Азии?
Целью этой политики было получение лояльности местной знати для укрепления государственной власти на данных территориях. Получение их лояльности позволяло проводить постепенную интеграцию народов Кавказа, Закавказья и Средней Азии в Россию.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Каковы были особенности политики христианизации народов Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока в конце XIX в.? В чём её отличие от политики предшествующих периодов?
Добавить текст Вернуть оригиналНа Среднем Поволжье и Приуралье практически завершается процесс христианизации нерусских народов (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей). Деятельность Н. И. Ильминского (сподвижник К. П. Победоносцева) привела не только к упрочению основ православия в повседневной культуре и мировоззрении большинства народов Урало-Поволжья, но и привела к распространению в их среде образования. Преимущественно просветительский характер носила в этот период и христианизация народов Сибири и Дальнего Востока. Процесс христианизации происходил на фоне смешения культур русских переселенцев и местного населения. Многие местные жители, принявшие христианство, сами становились служилыми людьми, у них появлялись общие интересы с русскими, формировался близкий образ жизни. Одной из особенностей христианизации Сибири являлся тот факт, что здесь был широко распространен синкретизм в виде двоеверия (сохранение шаманских верований при принятии православия).
Добавить текст Вернуть оригиналВ отличие от политики предшествующих периодов, проводилась политика по полной ассимиляции местного населения и их христианизации, тогда как ранее проводилась политика по включению всех коренных народов Сибири и Дальнего Востока в хозяйственную и культурную жизнь российского общества.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 30
Работаем с картой
Покажите на карте (с. 12-13) все территории, упомянутые в параграфе.
В параграфе упомянуты Кронштадт, Царство Польское, Финляндия, Остзейские губернии, Юго-Западный край, Северо-Западный край, Северный Кавказ, Закавказье, Средняя Азия, Среднее Поволжье, Приуралье, Сибирь и Дальний Восток.
Добавить текст Вернуть оригиналДумаем, сравниваем, размышляем
1. Как связан общий курс внутренней политики Александра III с его политикой по отношению к так называемым национальным окраинам империи? Аргументируйте свой ответ.
Добавить текст Вернуть оригиналОбщий курс внутренней политики Александра III был направлен на укрепление государственной власти и борьба с «губительными последствиями» либеральных реформ Александра II. Политика в национальных окраинах имела ту же направленность. В отношении польских, прибалтийских губерний, Финляндии проводилась политика по сворачиванию привилегий, данных в период Александра II (например, сокращение функций финского сейма). Укрепление государственной власти достигалось путем распространения общеимперского административного устройства, обязательное использование русского языка в делопроизводстве. На Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии власть стремилась добиться лояльности местной власти для укрепления своего положения. На территории Среднего Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока шел процесс христианизации местных народов и их интеграции в хозяйственную и культурную жизнь страны.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Почему Синод в 1880-е гг. уделял большое внимание духовным учебным заведениям?
Распространение атеизма и революционных настроений шло в среде студентов. Это беспокоило Синод, который брал под контроль учебные заведения для борьбы с распространением этих настроений и идей.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Сделайте презентацию, рассказав об одном из культовых сооружений буддистов, которое существовало в конце ХIХ в. в России.
Добавить текст Вернуть оригиналНиколай Михайлович Пржевальский (1839-1888) – русский путешественник, географ и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В 1878 году избран почетным членом Академии наук.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1867 году Пржевальский получил командировку в Уссурийский край. Он дошел по реке Уссури до казачьего поселка Буссе, потом на озеро Ханка, служащее транзитным пунктом во время перелета птиц и давшее материал для орнитологических наблюдений. Зимой он исследовал Южно-Уссурийский край. Результатами его первой поездки были сочинения «Об инородческом населении в южной части Приамурской области» и «Путешествие в Уссурийский край».
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1870 году предпринял первое путешествие в Центральную Азию. В начале ноября он прибыл в Кяхту, оттуда было решено для получения соответствующих разрешений ехать в Пекин. Из Пекина он двинулся к северному берегу озера Далай-Нур, потом, отдохнув в Калгане, исследовал хребты Сума-Ходи и Инь-Шань, а также течение Желтой реки (Хуанхэ), показав, что она не имеет разветвления, как думали прежде на основании китайских источников; пройдя через пустыню Ала-Шань и Алашанские горы, он вернулся в Калган. В 1872 году он двинулся к озеру Куку-Нор, намереваясь проникнуть на Тибетское нагорье, затем через пустыню Цайдам он вышел к верховью Голубой реки (Мур-Усу). В 1873 году через центральную часть Гоби Пржевальский возвращается в Кяхту через Ургу.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1876 году Пржевальский предпринял второе путешествие из Кульджи на реку Или, через Тянь-Шань и реку Тарим к озеру Лоб-Нор, южнее которого им был открыт хребет Алтын-Таг. В 1879 году предпринял третье путешествие, по итогам которого он опубликовал первые сведения о новом виде лошади, позднее названном в его честь.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1883 году он предпринял четвертое путешествие, в ходе которого он исследовал истоки Желтой реки и водораздел между Желтой и Голубой, а оттуда прошел через Цайдам к Лоб-Нору и в город Каракол.
Добавить текст Вернуть оригиналНиколай Михайлович Пржевальский провел историческое исследование горной системы Куньлуня, хребтов Северного Тибета, бассейнов Лобнора и Кукунора и истоков Желтой реки. Кроме того, им был открыт целый ряд новых форм животных: дикий верблюд, лошадь Пржевальского, ряд новых видов других млекопитающих.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соберите в Интернете материалы о жизни мусульман России в конце XIX в. Напишите в тетради эссе на тему «Мусульмане и православные – две веры, один народ».
Добавить текст Вернуть оригиналРоссийская империя – многонациональное государство, которое объединяло представителей разных конфессий. Наиболее крупными конфессиями были православные и мусульмане.
Добавить текст Вернуть оригиналПравославные имели привилегии по отношению к другим конфессиям, православие защищалось властями. Постановление Государственного совета от 1887 г. сформулировало отношение к исламу: «Мусульмане свободны в отправлении своего культа при условии, что это не будет вредить православной церкви». Недаром период конца XIX в. называют золотым веком российского ислама, представители которого образовали весьма уважаемое и влиятельное сообщество внутри исламского мира. Российское мусульманское духовенство было встроено в систему государственного управления. Мусульманские деятели имели весьма неплохое жалованье, могли свободно выезжать на хадж, строить мечети, основывать медресе и издательства. Духовное управление мусульман было обязано следить за моральным обликом духовенства, а также гарантировало его лояльность государю.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобое положение получили мусульмане Кавказа. После долгой Кавказской войны власти разрешили сохранить традиционный образ жизни, мусульманские традиции.
Добавить текст Вернуть оригиналНесмотря на различия в религиозных взглядах, Российская империя объединила представителей различных конфессий в один народ.
Добавить текст Вернуть оригинал