Работаем с картой
Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.
Районы с поселениями старообрядцев закрашены красным цветом.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 57
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные материалы, составьте схему церковной иерархии в России при Петре I.
2. Какие задачи должна была решить церковная реформа Петра I? Составьте рассказ, в котором обязательно должны упоминаться: Святейший синод, «Духовный регламент», Стефан Яворский, Феофан Прокопович, патриаршество, исповедь.
Добавить текст Вернуть оригиналПетр Великий, задумывая «регулярное государство», в котором абсолютно все трудятся на «общее благо», не обошел стороной и церковь. Церковь должна была служить интересам государства. Петр I считал, что церковь должна полностью поддерживать царя в его действиях, тогда как духовенство осуждало новшества, которые он вносил. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр приступил к выполнению своей задачи подчинения церкви государству. Он учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола», а в 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ. Доходы с архиерейских и монастырских вотчин большей частью шли на военные нужды. Таким образом, церковь стала работать на военные нужды.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1721 г. был издан «Духовный регламент» - закон, определивший положение церкви в государстве. Этот документ отменил патриаршество. Автором «Духовного регламента» являлся идеолог реформ Петра I киевский монах и ученый Феофан Прокопович. Был создан Святейший синод – «духовная коллегия» из нескольких епископов и других священнослужителей под надзором светского чиновника – обер-прокурора Синода. Это стало началом официального огосударствления церкви. Первым Президентом Духовной коллегии (Святейшего Синода) стал Стефан Яворский.
Добавить текст Вернуть оригиналСинод управлял всеми церковными процессами, в том числе избирал архиереев. Синод был полностью государственным органом, его члены получали жалованье, как и любой другой чиновник. Священников обязали доносить о государственных преступлениях, что шло в разрез с правилами исповеди. Таким образом, Петр I смог достичь целей и задач церковной реформы – подчинить Церковь государству, его интересам, поставить духовенство на государственную службу.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Можно ли утверждать, что положение старообрядцев при Петре I улучшилось? Аргументируйте свою точку зрения.
Положение старообрядцев при Петре I носило противоречивый характер. С одной стороны, Петр I проявлял к старообрядцам определенную терпимость. Беспоповцам дали самоуправление и право заниматься торгами и промыслами. С другой стороны, было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду. «Духовный регламент» запрещал им занимать выборные и государственные должности. Староверы уклонялись от записи в «раскольнические списки», подкупали священников, чтобы числиться обычными православными, или бежали в леса, в Сибирь и Польшу.
Добавить текст Вернуть оригиналПараграф 9. Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам
Стр. 57
Вопрос в начале параграфа
Как разные слои общества реагировали на происходившие при Петре I перемены в стране?
Недовольство политикой Петра I особенно ярко проявлялось среди крестьянства. Масса новых государственных повинностей и налогов, дополнительные платежи и виды работ «на местные нужды», рекрутские наборы, введение европейских порядков способствовали ряду восстаний, в которых участвовали крестьяне. Горожане были недовольны введением европейских порядков и непомерными поборами и взятками. Казачество отреагировало восстанием на попытки ограничить самоуправление, массовое принудительное использование людей на строительстве флота и крепостных сооружений Азова и Таганрога, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян. Национальные движения башкир, татар, удмуртов были вызваны оскорблениями национальных и религиозных чувств. Старообрядцы негативно реагировали на подчинение церкви государству и введение ряда ограничений для них. Рабочие мануфактур («работные люди») и заводов были недовольны нечеловеческими условиями труда и многомесячным отрывом от семей. Реформы Петра вызывали неприятие у патриархальной аристократии. Таким образом, перемены в стране встретили серьезную оппозицию во всех слоях общества.
Добавить текст Вернуть оригинал