Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Почему Пётр I стремился полностью подчинить церковь государству?
Петр I считал, что церковь должна трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Раз церковь должна была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства. Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками. Раздражало Петра и осуждение духовенством приглашения в Россию иностранцев и введение европейских новшеств.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие изменения в положении церкви произошли при Петре I?
В 1700 г. после смерти патриарха Адриана Петр не разрешил выбрать нового главу церкви, а учредил должность «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Монастырский приказ назначал настоятелей в обители, в исключительных случаях давал разрешения постригать в монахи или переходить в другие монастыри – только с отпускным письмом от настоятеля. В 1721 г. был издан «Духовный регламент» - закон, определявший положение церкви в государстве. Патриаршество отменялось, а для управления церковными делами создавался Святейший синод – «духовная коллегия» из нескольких епископов и других священнослужителей под надзором светского чиновника – обер-прокурора Синода. Синод следил за порядком богослужения и изданием церковных книг, боролся с ересями и расколом, ведал церковными школами, судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву, надзирал за «иностранными исповеданиями». Он же формально избирал архиереев, хотя на деле получал на этот счет указания от императора. Священники должны вести метрические книги. Они были обязаны доносить о государственных преступлениях.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как были связаны реформы церкви с изменениями русской армии?
Монастырский приказ, созданный в 1701 г., взял под контроль архиерейские и монастырские вотчины. Меньшая часть доходов с них шла церкви, остальное же поступало на военные нужды. Светские «служители» архиерейских домов и монастырей отправлялись в армию, а вместо новых иноков в монастыри отсылали на жительство не имевших средств отставных солдат и офицеров. После создания Синода, храмы и монастыри стали получать утвержденные штаты и обязаны были устраивать за свой счет богадельни для отставных солдат. Таким образом, изменения в русской армии задели и церковь, которая также стала служить на «благо Отечества».
Добавить текст Вернуть оригинал4. Дайте собственное определение понятию «конфессия».
«Конфессия» - течение в рамках религиозного учения, имеющее определенные различия с другими течениями.
Добавить текст Вернуть оригинал5. В каких правах были ограничены старообрядцы, представители не православных конфессий?
Для старообрядцев было введено двойное налогообложение, им предписывалось носить особую одежду – зипун со стоячим красным воротником-«козырем». Им запрещалось занимать выборные и государственные должности. «Иноверным» (иностранцам, которые исповедовали другие религии, например, протестантизм) было разрешено вступать в брак с православными, но с обязательством: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся в браке детей крестить в православие. Некрещеным помещикам «магометанской веры» (т.е. мусульманам) запрещалось владеть православными крестьянами.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?
Деятельность Феофана Прокоповича и нижегородского епископа Питирима была направлена на укрепление православия, борьбу с староверами, провозглашение верховенства светской власти над церковной и идеи служения всех подданных государству.
Добавить текст Вернуть оригинал