Русская архитектура XVIII в.
Стр. 86
Вопрос в начале параграфа
Какие этапы в своём развитии прошла русская архитектура в XVIII в.?
В первой половине XVIII в. ведущим направлением в русской архитектуре было барокко. Ведущим художественным стилем второй половины XVIII в. является классицизм. Архитекторы ориентировались на образцы античного искусства.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 91
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Можно ли утверждать, что в России в ХVIII в. сложился уникальный стиль архитектуры? Поясните свою точку зрения.
В России в XVIII в. сложился уникальный стиль архитектуры – русский классицизм. Его особенностью было сочетание в одном произведении разностилевых элементов, с отходом от приемов и форм классицизма. В русском классицизме еще встречались черты, присущие барокко и рококо.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объясните своими словами различие стилей барокко и классицизма.
Барокко отличается торжественностью и пышностью оформления, а классицизм отличался простотой – прямые горизонтальные и вертикальные линии. Колонны не только служили украшением, но и имели конструктивное предназначение – поддерживали перекрытия.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Можно ли считать, что интерес к новым образцам в архитектуре был характерен для всех сословий? Аргументируйте свой ответ.
Добавить текст Вернуть оригиналИнтерес к новым образцам в архитектуре не был характерен для всех сословий, так как это было доступно лишь высшим слоям общества. Нанимать архитекторов и оплачивать строительство архитектурных сооружений могли лишь обеспеченные представители общества. Крестьяне же не воспринимали новые веяния, так как они не отвечали их потребностям и возможностям.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Назовите наиболее известных русских архитекторов ХVIII в., их главные сооружения.
Архитекторы | Их сооружения |
---|---|
В.В. Растрелли | Митавский дворец, Рундальский дворец, Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Андреевский собор в Киеве, ансамбль Смольного монастыря, Воронцовский, Строгановский дворцы, Зимний дворец |
В.И. Баженов | Дом Пашкова в Москве, дворцовый комплекс Царицыно |
М.Ф. Казаков | Здание Сената в Московском Кремле, здания Московского университета, Голицынская и Павловская больницы, дом-усадьба Демидовых, Петровский подъездной дворец, дом князей Долгоруковых |
И.Е. Старов | Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец, Екатерининский собор в Херсоне, Потемкинский дворец в Екатеринославе |
5. Чем отличается дворцовый ансамбль от административного здания?
Дворцовый ансамбль представлял собой комплекс архитектурных сооружений и предназначался для членов царской семьи, использовался в качестве места жительства. В административных зданиях размещаются органы законодательной и исполнительной власти.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Какие здания можно было найти в любом губернском городе конца ХVIII в.?
В любом губернском городе можно было найти различные административные здания – городские думы, дворянские собрания, дома губернаторов и воевод, другие здания, имеющие государственное предназначение.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 91
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя дополнительные материалы, создайте электронный каталог работ Ф. Б. Растрелли.
Рундальский дворец (1736-1740)
Митавский дворец (1738-1740)
Большой Петергофский дворец (1747-1756)
Андреевская церковь в Киеве (1748-1767)
Ансамбль Смольного монастыря (1748-1764)
Добавить текст Вернуть оригиналБольшой Екатерининский дворец (1752-1756)
Добавить текст Вернуть оригиналСтрогановский дворец (1753-1754)
Зимний дворец (1754-1762)
2. Рассмотрите изображения памятников архитектуры на с. 88 – 89. Используя данные изображения, определите характерные черты классицизма в архитектуре. Запишите их. (н)
Добавить текст Вернуть оригиналВ отличие от предшествующего стиля барокко, здания, возведённые в стиле классицизма, отличались простотой, скромностью и строгой симметричностью. Поэтому вместо роскошных и вычурных декоративных украшений, преобладали прямые горизонтальные и вертикальные линии. Фасады зданий чаще всего окрашивались в пастельные цвета – желтый, кофейный, серый, светло-коричневый. Поскольку архитекторы эпохи классицизма использовали в качестве образца наследие античных зодчих, поэтому обязательным элементом таких зданий были колонны. Они не только выполняли практическую функцию (поддерживали крышу и перекрытия), но и служили наглядным свидетельством симметричности и пропорциональности здания.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя Интернет, подготовьте иллюстрированное исследование, доказывающее соединение западноевропейского и национального стилей в архитектуре России ХVIII в.
Добавить текст Вернуть оригиналВерсаль – дворцово-парковый ансамбль во Франции, созданный в стиле барокко.
Добавить текст Вернуть оригиналСан-Суси – дворец Фридриха Великого в Германии, созданный в стиле рококо.
Добавить текст Вернуть оригиналПетергоф – дворцово-парковый ансамбль в Санкт-Петербурге, созданный в стиле барокко.
Добавить текст Вернуть оригиналТемпьетто – отдельно стоящая капелла-ротонда, выполненная в стиле Высокого Ренессанса.
Добавить текст Вернуть оригиналЦерковь Рождества Богородицы в Подмоклове – православный храм, представляющий собой двусветную ротонду в современном итальянском стиле (по русской классификации – голицынское барокко).
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соберите дополнительные материалы об одном из иностранных архитекторов XVIII в., работавших в России, и подготовьте о нём доклад.
Добавить текст Вернуть оригиналВинченцо Бренна родился в 1747 г. во Флоренции. Первоначальные навыки в области искусств он приобрел в своем родном городе, но вскоре для изучения архитектуры и получения художественного образования отправился в Рим. В те времена именно Рим был художественным центром Европы. Сюда были устремлены помыслы не только начинающих архитекторов, но и уже известных европейских мастеров. Помимо Национальной академии св. Луки и Французской академии здесь существовали мастерские художников, в которых можно было получить необходимые познания в области рисунка, перспективы, живописи. Бренна поступил в мастерскую художника Стефано Поцци — представителя позднего барокко. В мастерской Поцци произошло знакомство Бренны с другим будущим петербургским архитектором Джакомо Кваренги.
Добавить текст Вернуть оригиналПосле смерти Поцци Бренна продолжил свое образование во Франции, и, по его словам, только в Париже он почувствовал себя настоящим зодчим. После обучения во Франции Бренна вернулся в Рим, рассчитывая там применить полученные знания. Однако выразить себя в реальном строительстве в Италии того времени не представилось возможным. Свой творческий путь Бренна начинает как архитектор-археолог, исследуя памятники Древнего Рима. Пробует себя Бренна также в качестве иллюстратора книг.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако единичные заказы от издателей не давали достаточных средств к существованию. Бренна бедствовал. Жизнь его кардинально переменилась после встречи с графом Станиславом Потоцким, который путешествовал в то время по Италии. Располагая значительными средствами, граф оказывал покровительство людям искусства. В своих дневниках граф записал, что благодаря ему Бренна был «извлечен из нищеты» и получил возможность путешествовать и совершенствовать свои знания. Благодаря покровительству Потоцкого в 1780 г. Бренна отправляется в Польшу, где несколько лет работает в различных дворцах и замках польских вельмож.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1781-1782 гг. наследник российского престола Павел Петрович вместе с женой совершал длительное путешествие по Европе под именем графа и графини Северных. Они объехали Германию, Австрию, Францию, Италию. Побывали они и в Польше. Здесь произошла встреча Павла с польским королем Станиславом Понятовским, в свите которого находился Потоцкий. Потоцкий рекомендовал Бренну будущему императору, и тот пригласил архитектора в Петербург. Загруженный заказами, Бренна еще год трудился в Польше, и только в 1784 г. отправился в Россию, чтобы приступить к работам в летней резиденции наследника — Павловске. Благодарный архитектор вплоть до самой смерти графа Потоцкого находился в дружеской переписке со своим покровителем.
Добавить текст Вернуть оригиналСтроительство Павловского дворца велось по чертежам Чарлза Камерона. К прибытию Бренны дворец был уже построен и началась его отделка. Вначале Бренна был определен помощником Камерона, но вскоре возглавил все строительство. По проектам Бренны создавалась даже мебель, соответствующая художественному образу того или иного интерьера.
Добавить текст Вернуть оригиналЗа десять лет пребывания в России работа Бренны в основном была ограничена Павловском и Гатчиной. Екатерина II не жаловала зодчего, и рассчитывать на должность придворного архитектора, коими являлись Кваренги и Камерон, ему не приходилось. К тому же средства на отделку Павловского дворца отпускались крайне нерегулярно. Отношения Бренны с Камероном тоже не сложились. И хотя Бренна ни в чем не нуждался, он даже подумывал о возвращении в Польшу. Все переменилось после восхождения Павла I на престол. Уже через неделю после воцарения император подписал указ о присвоении Павловску статуса города. Намечалось также грандиозное строительство, связанное в первую очередь с коренной перестройкой дворца, работами в Павловском парке и окрестностях. Бренна не только остается ведущим архитектором Павловска, теперь он первый архитектор императорского двора.
Добавить текст Вернуть оригиналВершиной творчества архитектора Бренны является ансамбль Михайловского замка — своеобразный символ краткосрочного царствования императора Павла I и наиболее значительное архитектурное произведение того времени. С первого дня воцарения Павел I решил осуществить вынашиваемый много лет замысел строительства дворца-замка.
Добавить текст Вернуть оригиналЗамок было решено воздвигнуть на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, построенного в 1741-1745 г. архитектором Ф. Б. Растрелли. Есть версия, что авторство первого варианта чертежей замка принадлежало самому императору. Но нет сомнений, что даже в этом варианте принимал участие Бренна. По указу императора архитектурное руководство строительством должен был осуществлять В. И. Баженов. Но уже через три месяца Баженов был отстранен от этой должности, и руководство строительством возложили на Бренну. Работы по строительству дворца велись непрерывно днем и ночью при свете факелов и фонарей, так как император требовал завершить строительство в самые короткие сроки. В наиболее напряженные периоды строительства число людей, одновременно занятых в нем, доходило до 6000 человек. 8 ноября 1800 г. в связи с окончанием строительства замка появился указ о «пожаловании архитектора пятого класса Бренны в четвертый класс». Одновременно он получает чин действительного статского советника. За всю историю русской архитектуры такого чина удостаивались немногие архитекторы — такие выдающиеся, как Растрелли и Баженов. Работным людям, занятым на строительстве, были выданы награды. Когда подсчитали все расходы, потраченные на строительство, то получилась астрономическая по тем временам сумма в 6 171 069 рублей. Это была, пожалуй, самая дорогая постройка XVIII века.
Добавить текст Вернуть оригиналВ новой резиденции император прожил всего 40 дней — до 11 марта 1801 г., когда в результате дворцового переворота он был убит в собственной спальне. Через некоторое время великолепное убранство дворца, созданное Бренной, было вывезено в другие резиденции, а помещения были отданы под квартиры царских чиновников и служителей.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1802 г. Бренна уехал из России. После кратковременного пребывания в Польше и Германии Бренна долгое время жил во Франции. Позже он снова возвратился в Германию. Вся Европа была охвачена наполеоновскими войнами, и заказов на строительство у Бренны не было. Он скромно доживал свои дни в Дрездене, где и умер, вероятно, в 1818 или 1820 г. Его семья обратилась к российскому императору с просьбой о пенсии, но в этом ей было отказано.
Добавить текст Вернуть оригиналПомимо строительства Михайловского замка, работ в Павловске и Гатчине Бренна переделывал интерьеры и менял внутреннее убранство Зимнего, Таврического, Каменноостровского и Мраморного дворцов. Одним из шедевров монументального искусства является Румянцевский обелиск, также созданный Бренной. У Бренны есть еще одна заслуга. Практически сразу по приезде в Россию он взял на себя роль учителя и воспитателя юного Карла Росси. Все свои знания передал архитектор молодому человеку. Талантливый ученик участвовал практически во всех работах своего учителя37.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Составьте описание памятника архитектуры ХVIII в., расположенного на территории вашего региона. Проиллюстрируйте его фотографиями и схемами. Оцените современное состояние постройки. Оформите работу в виде «Паспорта памятника архитектуры ХVIII в.»
Добавить текст Вернуть оригинал«Паспорт памятника архитектуры XVIII в.»
Добавить текст Вернуть оригиналНазвание памятника архитектуры | Таврический дворец |
---|---|
Историческое изображение объекта | |
Фото объекта (в современном состоянии) | |
Место расположения | Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | Русский классицизм |
Архитектор | И.Е. Старов |
Годы строительства | 1783-1789 годы |
Схема дворца | |
Охранный статус объекта | Объект культурного наследия России федерального значения |
Современное использование | Находится в распоряжении Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ |