Образование в России в XVIII в.
Стр. 77
Вопрос в начале параграфа
Каких успехов достигло образование в России в конце ХVIII в.?
В конце XVIII века была создана отечественная система образования, ставшая основой для развития отечественной науки и культуры. Появились первые профессионально-художественные училища. Крупнейшим событием в истории отечественного просвещения стало открытие в 1755 г. Московского университета. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств, являвшаяся центром художественной жизни России. Важным фактом в развитии системы образования стало создание женского образования в России. В конце XVIII в. началась подготовка учительских кадров для начальной школы.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 78
Вопрос к пункту 2
Когда возникли первые университеты в Западной Европе? Чему в них учили?
Первые университеты в Западной Европе возникли в XI в. в Италии. Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический (изучение законов) и медицинский.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 80
Вопрос к пункту 3
Выясните, в какой стране и когда впервые было создано подобное учебное заведение.
Первой Академией художеств стала основанная в Италии в 1542 г. Витрувианская Академия, или Академия доблести.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 81
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII в.? Назовите виды образовательных учреждений, существовавших в России в это время.
Добавить текст Вернуть оригиналК концу XVIII в. российская система образования обрела четкую структуру, в основе которой во многом лежали сословные различия. В целом образование оставалось доступным очень незначительной части общества.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем в духовные семинарии. Для подготовки офицеров для армии и будущей политической элиты страны были созданы военные училища. Было создано женское высшее образование – «Императорское воспитательное общество благородных девиц». При Екатерине II основными типами общеобразовательных учебных заведений были малые и главные народные училища. Основной формой обучения «низших» слоев населения являлись школы грамоты. Для дворян и купцов существовали закрытые учебные заведения – коммерческие училища, институты. Существовали профессионально-художественные училища, высшим среди которых была Академия художеств. Высшими классическими учреждения образования и науки были Московский университет и Академия наук.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Можно ли утверждать, что в России все сословия имели равный доступ к образованию? Почему?
Утверждать, что в России был равный доступ к образованию для всех сословий нельзя. Обучение в малых и главных народных училищах были недоступны для крепостных крестьян. Для «низших» слоев населения существовали школы грамоты, которые давали элементарное образование. Для детей купцов существовали закрытые учебные заведения. Таким образом, образование оставалось доступным очень незначительной части общества.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Назовите новшества, которые были использованы при создании Московского университета.
В отличие от зарубежных, в Московском университете не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на латинском, а на русском языке. Через назначаемого куратора Московский университет был подчинен непосредственно Сенату. В качестве подготовительного отделения для будущих студентов при университете была открыта гимназия.
Добавить текст Вернуть оригинал4. В чём состояло различие духовного и светского образования?
Духовное образование подразумевало изучение Священного Писания, различных богословских дисциплин. Светское образование было нацелено на получение научных и практических знаний – математика, иностранные языки, история, геология, и ряд других дисциплин.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?
Для каждого сословия создавались специальные учебные заведения с целью подготовки к конкретной специальности. Дворянство обучалось для дальнейшей государственной или военной службы, купцы обучались в коммерческих училищах с целью получения знаний в торговле и промышленности. Податные сословия обучались самой простой грамоте, так как считалось, что большего им не требуется.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Можно ли считать выдающимся событием и в истории, и в образовании России открытие «Воспитательного общества благородных девиц»? Объясните свою точку зрения.
Добавить текст Вернуть оригиналОткрытие в России «Воспитательного общества благородных девиц» положило начало высшему женскому образованию, что было передовым явлением для российского и европейского общества.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 81
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Определите причины и предпосылки развития образования в России в XVII в.
Рост ремесла, торговли, увеличение государственного аппарата вызвали широкое распространение грамотности в среде городского населения.
Добавить текст Вернуть оригиналУкрепление самодержавия и экономическое развитие привели к потребности в широком распространении грамотности и просвещения.
Добавить текст Вернуть оригиналПотребность в знаниях вызвали необходимость создания школ.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В Московском университете было всего три факультета – юридический, философский и медицинский. Соберите информацию и сделайте презентацию о первых преподавателях и учениках одного из этих факультетов.
Добавить текст Вернуть оригиналПервые преподаватели философского факультета Московского университета35
Преподаватели кафедры философии (логика, метафизика, нравоучение)
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Генрих Фромман (1729-1775) |
---|
Магистр философии и свободных искусств (1748), доктор философии (1766), ординарный профессор кафедры философии (1756-1765). Читал лекции по логике, метафизике, нравоучительной философии |
Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788) |
Магистр философии и свободных искусств (1762), экстраординарный профессор (1771), ординарный профессор кафедры философии (1777-1788) Добавить текст Вернуть оригиналВ 1765 г. в связи с отъездом из России профессора И.Г.Фроманна для замещения его лекций по философии куратор В.Е.Адодуров предложил выпускников университета – И.Урбанского и Д.С.Аничкова. В присутствии куратора и профессоров они читали пробные лекции на назначенные им темы, после чего решением Конференции лекции по логике и метафизике были поручены Аничкову. Добавить текст Вернуть оригиналЧитал лекции по логике, метафизике, философии, нравственной философии. В 1767 г. ему было разрешено куратором В.Е.Адодуровым чтение лекций на русском языке, в соответствии с рекомендацией Екатерины II «стараться… читать лекции на русском языке». Добавить текст Вернуть оригинал |
Иоганн Матиас Шаден (1731-1797) |
Магистр (1756), ординарный профессор кафедры философии (1771-1788), ординарный профессор кафедры политики юридического факультета (1788-1797), ректор университетской гимназии (1756-1772), один из авторов проекта университетского Устава (1767) – «Мнение об учреждении и содержании университета и гимназии в Москве». Читал лекции по логике, метафизике и этике, практической философии, преподавал древние языки, ораторию, поэзию. |
Преподаватели кафедры физики экспериментальной и теоретической
Добавить текст Вернуть оригиналИван Акимович Рост (Иоганн Иоахим Юлиус) (1726-1791) |
---|
Ординарный профессор кафедры (1761-1791). Член комиссии, созданной для работы над Уставом (Регламентом) университета (1762), один из авторов немецкого проекта Устава (1767); На его лекции по опытной физике побывал австрийский император Иосиф II (1780). Читал курсы «Английский язык», «Механика», «Архитектура гражданская и военная», «Чистая математика», «Прикладная математика», «Физика». |
Преподаватели кафедры красноречия (оратории и поэзии)
Добавить текст Вернуть оригиналНиколай Никитич Поповский (1726/1727-1760) |
---|
Магистр философии (1753). Ординарный профессор кафедры красноречия философского факультета (1756–1760). Выступил с речью на торжественном открытии университета 26 апреля 1755 г. Член первой университетской Конференции (1756). Читал курсы «Основания слога», «Риторика», «Философия». |
Антон Алексеевич Барсов (1730-1791) |
Магистр философии и свободных наук (1753). Ординарный профессор кафедры красноречия философского факультета (1761–1791). Выступил с речью «О пользе учреждения Московского университета» на торжественном открытии университета 26 апреля 1755 г. Перевёл с немецкого языка на русский «Мнение об учреждении и содержании университета и гимназии в Москве» ‒ Проект университетского Устава, составленный профессорами по запросу Екатерины II (1767). Награждён орденом св. Владимира (IV ст.). Читал лекции по математике, латинскую и российскую риторику. |
Преподаватели кафедры истории (универсальной, российской, древности и геральдики)
Добавить текст Вернуть оригиналИоганн Готфрид Рейхель (1727-1778) |
---|
Магистр (1758). Экстраординарный профессор (1761), ординарный профессор кафедры истории (универсальной, российской, древности и геральдики) (1764–1778) философского факультета. Первый библиотекарь университета (1761–1778). Член комиссии, созданной для работы над Уставом (Регламентом) университета (1762), один из авторов немецкого проекта Устава (1767). Область научных интересов: история, русская история и просвещение. В торжественном собрании университета произнёс «Слово о способе, каким древние возбуждали в гражданах любовь к отечеству» (1775). Читал курсы «Немецкая словесность», «Грамматика немецкого языка», «Правила немецкого красноречия», «Всеобщая история», «Статистика». |
3. Почему, несмотря на огромнейшую роль религии в жизни России, Московский университет многие десятилетия оставался единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета? Изложите своё мнение по данному вопросу в форме короткого эссе
Добавить текст Вернуть оригиналРаспространение идей Просвещения и общее обмирщение сознания населения в Европе приводил к снижению роли церкви в жизни общества. В Российской империи церковь еще при Петре I была подчинена интересам государствам, таким образом, создание богословского факультета не имело смысла. Церковные служители обучались в отдельных образовательных учреждениях – духовных семинариях.
Добавить текст Вернуть оригиналАктивное распространение идей Просвещения в России также поспособствовало отказу от создания богословского факультета в Московском университете. Как итог, идеи Просвещения и подчинение церкви интересам государству не способствовало созданию отдельного религиозного факультета.
Добавить текст Вернуть оригинал