Гуманизм за Альпами
Ключевые вопросы
1. Что способствовало распространению идей гуманизма в разных странах Европы?
Одним из факторов распространения идей гуманизма в странах Европы является обмен опытом. Так, путешествуя по Европе в поисках лучших условий для работы, мыслитель из Нидерландов Эразм Роттердамский обрёл немало единомышленников среди учёных-гуманистов, писателей и книгоиздателей. Он назвал этот интернациональный круг интеллектуалов «республикой учёных». Его близким другом стал известный английский гуманист Томас Мор.
Добавить текст Вернуть оригиналНовые взгляды распространялись и через литературу. Так, книга Томаса Мора «Утопия» положила начало новому жанру в европейской литературе. Взгляды Мора на развитие общества привлекли множество последователей. Появление утопических проектов означало, что гуманисты XVI в. размышляли не только о природе отдельно взятой личности, но стремились осмыслить законы развития общества, обобщая весь предшествующий опыт, накопленный античной и средневековой политической мыслью.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В чём состояли взгляды гуманистов на человека и мир? В каких произведениях они были выражены?
Самый авторитетный учёный в Европе, Эразм Роттердамский (1469—1536) утверждал, что смысл веры заключается не в мелочном соблюдении обрядов, а в истинном следовании моральным заповедям Христа, которого он воспринимал как светлого и милостивого Бога. По его мнению, человек во многом подобен божеству, поскольку наделён свободой воли и высоким разумом. В этом его взгляды напоминали идеи итальянских гениев Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1516 году было издано самое известное сочинение английского политика Томаса Мора «Утопия». В ней он поведал о прекрасном острове, где не существовало частной собственности и угнетения. Все его жители трудились и владели имуществом сообща. Граждане Утопии работали лишь шесть часов в день, а остальное время отдавали наукам, искусству, спорту, весёлым пирам и разнообразным удовольствиям. Утопия была миром гармонично развитых людей, разумных и оттого умеренных в потреблении. В этом идеальном обществе царила веротерпимость, а управляли им самые одарённые из учёных.
Добавить текст Вернуть оригиналФранцузский гуманист Франсуа Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» высмеял многие современные пороки. В своей книге Рабле не только критиковал окружающую действительность, но и отстаивал новое, гуманистическое отношение к миру. Невежеству и лени церковнослужителей, самолюбию и жестокости государей Рабле противопоставлял идеалы свободы и гармоничного развития человека. Наиболее полно свой взгляд на совершенное устройство общества Рабле изложил в рассказе о Телемском аббатстве. Его устав состоял из одного правила: «Делай, что хочешь». Рабле полагал, что свободный и просвещённый человек в состоянии делать добро без всякого принуждения.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 80
Вопрос к рубрике «Работа с источником»
Из «Утопии» Томаса Мора
1. На какие стороны окружающей действительности обращено внимание в приведённом отрывке?
В приведенном отрывке Томас Мор обращает внимание на две стороны окружающей действительности. Все процветающие ныне государства представляются неким заговором богачей, ратующих под именем государства о своих личных выгодах. Жизнь их протекает среди блеска и роскоши, проводят они её в праздности и бесполезных занятиях. С другой стороны людей угнетает бесплодный, безвыгодный труд и мысль о нищенской старости.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В чём автор видел путь к созданию справедливого общества?
Томас Мор считал, что распределить всё поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Предположите, как воспринимали сочинение Т. Мора его современники.
Большинство современников Томаса Мора, в основном из среднего и низшего класс, разделяло взгляды Мора, отображенные в его произведения положительно. Что касается представителей знати, то там нашлись и противники мыслителя, выступающего против частной собственности.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 83
Вопросы и задания после параграфа
1. Объясните, какие недостатки современного им общества критиковали европейские гуманисты XVI в. В какой форме они это делали?
Добавить текст Вернуть оригиналЭразм Роттердамский критиковал средневековых богословов, высмеивал их показную учёность и лицемерие. Самым популярным из его сатирических произведений была «Похвала Глупости», в которой он доказывал, что глупости не чужды все люди, даже короли и папа римский.
Добавить текст Вернуть оригиналТомас Мор выступал против частной собственности и угнетения, а также против религиозной нетерпимости.
Добавить текст Вернуть оригиналФрансуа Рабле высмеивал невежество и лень церковнослужителей, самолюбие и жестокость государей.
Добавить текст Вернуть оригиналОдним из самых необычных художников ХVI в. был Иероним Босх. Его картины — пугающие и загадочные видения, полные фантастических созданий и чудовищ. В работах Босха можно легко усмотреть критику современного ему общества, одержимого разнообразными пороками.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Используя текст и иллюстрации учебника, объясните, в чём выражались особенности искусства Возрождения в странах Центральной и Северной Европы.
Добавить текст Вернуть оригиналЗа пределами Италии гуманизм обрёл новые черты. В Германии, Нидерландах, Франции и Англии приобщиться к Античности было труднее, потому что в древности эти земли принадлежали к «варварскому» миру. Это отразилось на увлечениях гуманистов северного Возрождения — они больше интересовались историей своих стран. В отличие от итальянского гуманизма, в северном Возрождении важное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления Католической церкви. В живописи Германии, Франции, Англии и Нидерландов дольше сохранялись средневековые традиции.
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVI в. в Германии творили многие выдающиеся художники — Лукас Кранах Старший, Ганс Гольбейн, Альбрехт Дюрер. Они создавали произведения на библейские и исторические сюжеты, портреты, пейзажи. Отличительной чертой немецкого искусства было стремление к социальной критике и сатире. Благодаря развитию печатного дела в Германии получила распространение гравюра – один из способов иллюстрирования книги.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенностью искусства Северного Возрождения было использование жанра портрета (индивидуального и группового), который лучше всего раскрывал человеческую индивидуальность и пользовался популярностью во всех слоях общества. Современники очень ценили портретное сходство, детали окружающей обстановки и костюма.
Добавить текст Вернуть оригиналПопулярностью пользовались бытовые сценки из жизни простых людей, а также пейзаж Богатые традиции нидерландского искусства стали основой расцвета голландской живописи XVII в. с её интересом к повседневной жизни простого человека.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Подготовьте сообщение о творчестве Питера Брейгеля Старшего. Выскажите суждение, почему произведения этого художника, прозванного за тематику его картин Мужицким, пользовались популярностью у его современников. Чем они привлекают зрителей в наше время?
Добавить текст Вернуть оригиналПитер Брейгель родился между 1525 и 1530 годами. Местом его рождения чаще всего называют город Бреда. Свою творческую биографию он начал как график. В середине 1540-х годов он оказался в Антверпене у Питера ван Альста, придворного художника Карла V.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1551 году Брейгель был принят в гильдию живописцев Антверпена и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, где познакомился с творчеством Иеронима Босха, которое оказало на него очень глубокое впечатление.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1552—1553 годах Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию и Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей. Художник был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов. Брейгель не писал заказных портретов за исключением «Портрета старой женщины» (1564).
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1564 году написана картина «Поклонение волхвов», а в 1565 году — цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых в настоящее время утрачена.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавными героями работ Питера Брейгеля были представители сельских низов. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным персонажам.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Питер_(Старший)
Добавить текст Вернуть оригиналПитер Брейгель Старший известен своими полотнами, посвященными природе и сельской жизни. В то время, как большинство художников того времени в своем творчестве изображали сцены жизни святых или портретов королевских особ или знати, Брейгель рисовал обычных крестьян, чем вызвал в обществе переполох, который позже трансформировался в признание и славу.
Добавить текст Вернуть оригиналИнтересно, что к имени Питера Брейгеля часто приставляют "Старший," чтобы не путать его с его же сыном - Питером Брейгелем Младшим. Впрочем, нередко можно увидеть и другую формулировку - Питер Брейгель Мужицкий. Такое прозвище Брейгель получил уже после смерти, отчасти потому, что в своих картинах он делал акцент на жизни простых крестьян ("мужицкой жизни"), но отчасти также потому, что при своей жизни художник намеренно носил весьма простую одежду, часто даже нарочито бедную.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины художника привлекают современников тем, что в них ощущается вызов классической традиции, которая господствовала в искусстве до этого. Жанровые картины (портрет и пейзаж), которые до сих пор считались второсортными, обрели популярность и постепенно начав вытеснять исторические и мифологические.
Добавить текст Вернуть оригинал
Раздел IV
Реформация и Контрреформация в Европе
Стр. 84