Эпоха титанов. Культура Высокого Возрождения в Италии
Ключевые вопросы
1. Благодаря чему в XIV—XVI вв. произошёл расцвет культуры, названный Возрождением?
В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.
Добавить текст Вернуть оригиналРост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им был чужд аскетичный дух средневековой церковной культуры. Это привело к появлению гуманизма — движения, рассматривавшего человека как высшую ценность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какое место это явление занимает в истории европейской и мировой культуры?
Эпоха Возрождения занимает в истории культуры особое место. Культура этой эпохи связана с переменами в жизни общества в условиях перехода от Средних веков к раннему Новому времени. Меняется положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасштабными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием абсолютной монархии, а также в результате Реформации и последов Контрреформации.
Добавить текст Вернуть оригиналС эпохой Возрождения связан отход от использования латыни для создания произведений. Теперь появляется литература на национальных языках. Широкое распространение получили театр и драма.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 68
Вопрос к рубрике «Работа с источником»
Из речи гуманиста Пико делла Мирандола (1463-1494) «О достоинстве человека» (1487).
В чём, по мнению автора высказывания, состоял главный дар Бога человеку? Чем отличался такой взгляд на человека от традиционных средневековых представлений?
Добавить текст Вернуть оригиналСогласно приведенному отрывку, главным даром Бога человеку была свобода самоопределения, то есть, человек сам решает, кем он хочет быть. В этом его счастье.
Добавить текст Вернуть оригиналДанный взгляд на человека отличался от традиционных средневековых представлений. В Средние века главной целью человека было искупление за первородный грех и беспрекословное повиновение Церкви.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 70
Вопрос к рубрике «Работа с источником»
Из записных книжек Леонардо да Винчи
1. Какие составные части познания выделял Леонардо да Винчи? В чём он видел значение науки? Можно ли сказать, что его мысли актуальны и сегодня?
Добавить текст Вернуть оригиналПо мнению Леонардо каждое познание начинается с ощущений. Мысли, не прошедшие через ощущение, пусты. Затем следует наблюдение, эксперимент и опыт.
Добавить текст Вернуть оригиналЛеонардо считал, что без хорошей теории практически заниматься наукой невозможно. Значение науки Леонардо видел в подчинении законов природы человеку, в создании новых изобретений.
Добавить текст Вернуть оригиналМожно сказать, что мысли Леонардо да Винчи актуальны и сегодня. В современной науке применяют метод познания Леонардо через эксперимент.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Об идеях каких изобретений говорится в приведённом тексте? *Узнайте, когда и каким образом они были осуществлены.
В приведенном отрывке говорится об идеях следующих изобретений:
Добавить текст Вернуть оригинал- самолет
- парашют
- подводная лодка.
В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта, однако испытания проходили неудачно. Первым в мире самолётом, который смог совершить устойчивый управляемый полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Самолёт#История
Добавить текст Вернуть оригиналИзобретателем парашюта является Глеб Котельников (1872—1944), инженер из Санкт-Петербурга, который в 1912 году получил патент на него в России, Франции, Германии и США.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Парашют#История
Добавить текст Вернуть оригиналДействующий образец подводной лодки был впервые создан в 1620 году для короля Англии Якова I голландским инженером Корнелиусом Дреббелем. Первая русская подлодка конструктора Ивана Александровского была построена в Санкт-Петербурге в 1866 году.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Подводная_лодка#История
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 73
Вопрос к рубрике «Работа с источником»
Из воспоминаний Асканио Кондиви, друга Микеланджело, о работе художника над фресками Сикстинской капеллы.
Как характеризует личность Микеланджело и его труд автор этого текста?
Друг Микеланджело, Асканио Кондиви, характеризует мастера как трудолюбивого человека, который всецело отдается работе. Микеланджело окончил это произведение в двадцать месяцев, без всяких помощников, даже не имея человека, растиравшего краски.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 77
Вопросы и задания после параграфа
1. Объясните, какие исторические условия способствовали расцвету культуры в итальянских городах в XV—XVI вв. Кто и почему оказывал покровительство архитекторам, художникам, поэтам?
Добавить текст Вернуть оригиналВ Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Объясните, какое значение имели идеи гуманизма для развития итальянского Возрождения.
Гуманизм подразумевал под собой не только такие качества, как доброжелательность, сострадание, милосердие, - но также и стойкость, рассудительность, благоразумие, красноречие Человек с идеями гуманизма должен был вести активную жизнь.
Добавить текст Вернуть оригиналВ сферу деятельности гуманизма эпохи Возрождения входило не только воспитание молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) с помощью философской поэзии и стратегической риторики.
Добавить текст Вернуть оригиналСо временем гуманизм развился в широкое общественное течение, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя иллюстрации учебника, охарактеризуйте портреты, написанные мастерами итальянского Возрождения. Какими на них изображаются люди?
Добавить текст Вернуть оригиналДама с горностаем – один из портретов кисти Леонардо да Винчи. Предположительно на картине изображена Чечилия Галлерани, но это не подтверждено документально. Эта картина – один из самых красивых женских портретов. Характерны для да Винчи поворот головы позволяет любоваться красотой дамы. Она одета по моде, принятой в то время. Современников восхищали умение Леонардо владеть светотенью, передать блеск глаз, теплоту кожи, фактуру ткани. В религиозной живописи его любимой темой был образ Богоматери. Мадонны Леонардо светлы, исполнены доброты и внутренней гармонии.
Добавить текст Вернуть оригиналСкульптура «Давид» работы Микеланджело создана по заказу правителей Флоренции. Пастух, победивший гиганта Голиафа, а затем ставший царём, олицетворял свободу, гражданственность и мужество. Статую установили на главной площади Флоренции, чтобы напоминать правителям об их долге по отношению к согражданам.
Добавить текст Вернуть оригиналПо заказу Папы Римского Юлия II Микеланджело выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Мастер изобразил сотворение мира и человека, сцены из ранней истории человечества, библейских пророков. Все эти фигуры исполнены невиданной мощи и драматизма. Особенно поражает Создатель — творец всего прекрасного, высшим выражением которого стал человек.
Добавить текст Вернуть оригиналНа фреске «Афинская школа» Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и учёных. Некоторым он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изображён Леонардо да Винчи, Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников Рафаэль поместил себя. Это творение мастера прославляло могущество разума и человеческого духа.
Добавить текст Вернуть оригиналМадонны на полотнах Рафаэля исполнены одухотворённой красоты и нежности. Однако при этом в лице «Сикстинской Мадонны» – скорбь матери, предчувствующей трагическую судьбу своего ребёнка.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Обобщите сведения о достижениях Высокого Возрождения в разных сферах искусства — архитектуре, живописи, скульптуре (рекомендуется сделать это в форме таблицы).
Добавить текст Вернуть оригиналАрхитектура | Живопись | Скульптура | |
---|---|---|---|
Идеи, новые художественные приемы |
- Соразмерность пропорций - Использование элементов античной архитектуры: колонн, полуколонн, пилястров, арок и куполов Добавить текст Вернуть оригинал |
Идеи: - Могущество разума - Высота человеческого духа - Человек — венец природы и вместе с тем творец, который, подобно Богу, может создавать что-то новое Добавить текст Вернуть оригиналПриемы: - Построение объемной композиции - Использование пейзажа на заднем плане |
- Ориентация на античные образцы - Любование человеческой личностью - Развивается жанр скульптурного портрета Добавить текст Вернуть оригинал |
Наиболее известные произведения, их авторы |
Микеланджело: Купол собора Святого Петра Донато Браманте: Темпьетто — часовня во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, 1502 г. Добавить текст Вернуть оригиналАндреа Палладио: Вилла Ротонда, 1551-1567 Филиппо Брунеллески: Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420-1436 Добавить текст Вернуть оригинал |
Леонардо да Винчи: «Дама с горностаем», 1489-1490; «Мона Лиза», 1502-1503; фреска «Тайная вечеря», 1498 Микеланджело: «Пьета», 1497-1499; Роспись потолка Сикстинской капеллы, 1537-1541 Рафаэль: «Афинская школа», 1509-1511; «Сикстинская Мадонна», 1512-1513 Джорджоне: «Поклонение пастухов», 1500-1505 Тициан: «Венера Урбинская», 1538 Сандро Боттичелли: «Рождение Венеры», 1483-1485 |
Микеланджело: Давид, 1501-1504; Донателло: Конная скульптура «Гаттамелата» Бенвенуто Челлини: «Персей», «Распятие» |
Как вы можете объяснить то, что эти произведения вызывают интерес и восхищение зрителей и в наше время?
На мой взгляд, главное, что вызывает восхищение современного человека - это интерес к человеку и его деятельности. Эпоха Античности в настоящее время, особенно на Западе, является золотым веком в истории и возрождение некоторых ее элементов, создание шедевров в античном стиле, притягивает к этому стилю много поклонников. Недаром эпоха Возрождения считается точкой отсчета современного европейского искусства, поскольку именно в это время формируется современный характер культуры.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Расскажите об одном из мастеров Высокого Возрождения (по выбору) по примерному плану: основные вехи биографии, черты личности; наиболее значительные творческие работы; место в истории культуры.
Добавить текст Вернуть оригиналТициан Вечеллио был крупнейшим художником Венеции эпохи Высокого и Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Добавить текст Вернуть оригиналТициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Тициан рано проявил способности к рисованию. В возрасте около 12 лет он поступил в мастерскую Беллини, где создал свои первые работы: «Портрет Джероламо Барбариго» (1509) и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511).
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Звание приносило достойное жалование, но и обязывало писать портреты дожей за символическую плату.
Добавить текст Вернуть оригиналИзучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы: «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Вакх и Ариадна» (1520-1523).
Добавить текст Вернуть оригиналКонец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Художник изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты. С редким искусством Тициан выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. К лучшим портретам этого периода относятся: «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Красавица» (1536—1537), «Кающаяся Магдалина» (около 1533), «Венера Урбинская» (до 1538).
Добавить текст Вернуть оригиналК последним шедеврам относятся: «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1568—1571), «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576).
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.
Добавить текст Вернуть оригиналВопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Тициан
Ни один из крупнейших мастеров XVI века не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра. Тициан по праву был величайшим портретистом итальянского Возрождения. Его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших живописцев не вызывают сомнения. Тициана считают зачинателем новых жанровых форм и мотивов, как автора многих открытий, вошедших в творческий арсенал его современников и живописцев других столетий.
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://kzref.org/biografiya-tvorcheskoj-lichnosti-tician-vechellio.html
Добавить текст Вернуть оригинал6. Подготовьте сообщение на тему: «Шедевры мастеров итальянского Возрождения в российских музеях» (расскажите об одном или нескольких произведениях).
Добавить текст Вернуть оригиналВ зале 214 Эрмитажа хранится картина Леонардо да Винчи — Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) – один из экспонатов музея, относящихся к эпохе Возрождения.
Добавить текст Вернуть оригинал«Мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена.
Добавить текст Вернуть оригиналЭто самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.
Добавить текст Вернуть оригиналВ проемах окон можно увидеть горный пейзаж, напоминающий о гармонии и грандиозности мироздания.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточник:
https://www.spb-guide.ru/page_19087.html
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 78