Главный вопрос главы
Как и почему произошёл религиозный раскол Западной Европы?
Религиозный раскол Западной Европы произошёл благодаря возникновению новой ветви христианства – протестантизма, которая появилась вследствие процессов Реформации.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 111
Темы проектов
1. Музыка эпохи Возрождения.
Традиционно, когда говорим о Возрождении, на ум приходят шедевральные картины и фрески, а также величественные соборы и дворцы. Однако Ренессанс также коснулся ещё одной крайне важной сферы искусства – музыки. Произошло постепенное освобождение музыки от церковных уз. Именно в это период были заложены основы классической музыки. И хотя религиозная музыка в XV – XVI вв. продолжала играть главенствующую роль, однако ослабление церковного контроля над обществом предоставило возможность композиторам и исполнителям большую свободу творчества и проявления собственного таланта.
Добавить текст Вернуть оригиналСледует отметить, что свою роль в развитии музыки также сыграло книгопечатание. Печатный станок позволил печатать и распространять ноты в большом количестве, что, в свою очередь, позволяло обучить музыке большое количество людей. Ещё одним новшеством Ренессанса стало появление абсолютно новых музыкальных инструментов. В середине XV в. итальянские мастера создали предшественницу скрипки – виолу. Научиться играть на ней было несложно, а звук её был тихим, нежным и хорошо звучал в небольших залах. Среди духовых инструментов появились блок-флейта, флейта и рожок. Однако наибольшей популярностью пользовались клавишные инструменты: клавесин, клавикорд, вёрджинел (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и орган. Последний был незаменим при исполнении церковных песнопений. Также использовались т.н. щипковые инструменты, самым распространённым среди которых была лютня.
Добавить текст Вернуть оригиналПоявление светской музыки стало своеобразной революцией. Чаще всего она была недоступна простонародью и длительное время была привилегией знати. В полифонических песнях (мадригале — в Италии, шансон — во Франции) композиторы рассказывали о любви, о жизни, о природе, о своих чувствах и переживаниях. Такая музыка резко контрастировала с церковной. Основными жанрами последней была месса и мотет — многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля.
Добавить текст Вернуть оригиналНачиная с XVI в. складываются национальные музыкальные школы. Самая крупная из них — нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа. Ее представители — Г. Дюфаи, К. Жанекен, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. Среди других национальных школ следует выделить итальянскую (Дж. П. Палестрина), испанскую (Т. Л. де Виктория), английскую (У. Берд) и немецкую (Л. Зенфль).
Добавить текст Вернуть оригиналЕщё одной характерной чертой развития ренессансной музыки стало возрастание значения искусства танца. С конца XV в. появляются многочисленные трактаты и практические руководства по хореографии, сборники танцевальной музыки, в которые включаются популярные танцы того времени – бас-данс, бранль, павана, гальярда.
Добавить текст Вернуть оригиналЗавершением музыкальных достижений эпохи Возрождения стало появление принципиально новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы, подлинный расцвет которых наступает уже в XVII в.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/muzyka-epohi-vozrozhdeniya
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.olofmp3.ru/index.php/Muzyka-v-epohu-Vozrozhdeniya.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.worldarthistory.com/music-renaissance.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://sites.google.com/site/renessansinformatica/muzyka-epohi-vozrozdenia
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studfile.net/preview/2068419/
2. Виртуальная экскурсия по местам, связанным с именем Мартина Лютера.
Личность выдающегося сына немецкого народа, основателя Реформации Мартина Лютера (1483 – 1546) пользуется уважением и по сей день. И не только среди протестантов. Сегодня католики также склоняют голову перед силой его духа и интеллектом, хотя по прошествии 500 лет считают его своим идейным противником. Однозначно можно утверждать, что Германия хранит память о человеке, который навсегда изменил духовный облик Европы и всего мира. Недаром, в 2003 г. по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер прожил долгую и полную опасностей жизнь. Побывал во многих европейских городах. Некоторое время жил в Риме, где своими глазами продажность и моральное падение высших иерархов католического духовенства. Однако, в первую очередь, жизнь и деятельность Мартина Лютера неразрывно связана с двумя немецкими городами: Айслебеном и Виттенбергом. Недаром они носят второе название – «Лютерштадт», т.е. «города Лютера».
Добавить текст Вернуть оригиналСегодня Айслебен (правильно называть Лютерштадт-Айслебен) – это небольшой провинциальный немецкий городок, который выделяется среди сотен таких самых, тем что здесь родился, учился и умер будущий основатель протестантизма. Поэтому и неудивительно, что родина Мартина Лютера привлекает многочисленных паломников и просто туристов. Однако Айслебен может служить ярким примером средневекового немецкого города, тем более что большинство исторически значимых зданий сохранились практически в том же виде, что и 500 лет назад. Однако жемчужиной города является т.н. "дом Мартина Лютера", в котором находится музей. Однако это здание не является в прямом смысле местом проживания великого человека. Дом, где проживал великий богослов, сгорел ещё в конце XVI в. Здание, где сейчас находится музей Лютера, было построено лишь в 1693 г. В нем можно увидеть экспозиции, посвященные ранним годам жизни отца Реформации, а также его личные вещи (в том числе сохранившийся экземпляр т.н. «Библии Лютера» – перевода Святого Письма на немецкий язык). Также в Айслебене есть ещё одна важная достопримечательность – храм Святого Андрея, в котором проповедовал Мартин Лютер последние годы своей жизни. Потомки сохранили практически в неизменном виде кафедру, с которой Мартин Лютер обращался к верующим и нёс им свет новой веры.
Добавить текст Вернуть оригиналЕще более важное значение в жизни Лютера принадлежит Виттенбергу (полное название – Лютерштадт-Виттенберг). Именно в этом городе он прожил большую часть своей жизни. Здесь он работал над положениями протестантского вероучения. Здесь начала свою победоносную поступь Реформация. В первую очередь, хочется представить вашему вниманию церковь Всех Святых (её также называют Замковой церковью). Сегодня этот храм известный на весь мир тем, что 31 октября 1517 года, в День Всех Святых, Лютер вывесил свои «95 тезисов», с которых, собственно, и началась Реформация. Сегодня место, где были вывешен этот документ, называют «Дверью Тезисов». В этом же храме тело Мартина Лютера было предано земле. Церковь Всех Святых серьезно пострадала в ходе Тридцатилетней войны (1618 – 1648), но была восстановлена как главный мемориал Реформации. Ежегодно церковь, а в особенности – могилу Мартина Лютера, посещают сотни тысяч туристов и паломников.
Добавить текст Вернуть оригиналПопулярными местами протестантского паломничества являются Виттенбергский университет, в котором длительное время Лютер преподавал теологию, и городская церковь Святой Марии, храм, где проповедовал Мартин Лютер и его соратник Иоганн Бугенхаген. Здесь же на Рождество 1521 г. впервые прошла служба на немецком языке, а не на латыни, как это предписывали католические каноны. Поэтому данный храм часто называют материнской церковью Реформации.
Добавить текст Вернуть оригиналНа окраине исторического центра Виттенберга расположен т.н. «дуб Лютера». Согласно распространенной городской легенде, он был посажен восторженными последователями Реформации на том самом месте, где в 1520 г. Лютер демонстративно сжёг папскую буллу о своём отлучении от церкви. Этот символический жест означал окончательный и бесповоротный разрыв с католической церковью.
Добавить текст Вернуть оригиналМартин Лютер оставил после себя неизгладимый след в истории человечества. Как следствие, все памятные места, в Айслебене и Виттенберге, так или иначе связанные с Лютером, с 1996 года включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://tochka-na-karte.ru/Attractions/672-Pamyatnye-mesta-Lyutera-v-Ajslebene-i-Vittenberge.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://kulturologia.ru/blogs/110120/44921/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.vipgeo.ru/countries/germania_showpl/dostoprimechatelnosti/pamyatnie_mesta_lyutera_v_gorode_vittenberg.html
Добавить текст Вернуть оригинал3. Иезуитские редукции в Латинской Америке.
Редукциями называли крупные резервации (области, отрезанные от всего мира), созданные представителями ордена иезуитов с целью христианизации коренного населения Американского континента. Впервые в Новый Свет иезуиты прибыли в 1566 г. и начали свою деятельность в испанских, а позже и в португальских колониях. Миссионерская деятельность была для них одной из приоритетных задач. Однако в отличие от обычных миссионеров (чаще всего ими выступали монахи из доминиканского, францисканского и августинского орденов), иезуиты ставили перед собой цель не насильственное навязывание индейцам новой веры, а их комплексную европеизацию, т.е. приобщение к европейской культуре и традициям. Дело в том, что в середине XVI в. христианизация индейского населения носила в общем поверхностный характер. Миссионеры чаще всего работали поодиночке, ведя странствующую жизнь. Они переходили от одного поселения индейцев к другому, проповедовали веру в Христа и крестили желающих приобщиться к вероучению. Таким образом, обращенные индейцы оставались без пастыря, без богослужений и публичных молитв, некому было дальше наставлять их в вере. Немудрено, что в такой ситуации Бог в сознании коренного населения Америки больше ассоциировался с родными, привычными им мифами и верованиями, чем с христианским учением. Для того чтобы христианская вера укоренилась в сознании местного населения, миссионерскую деятельность следовало было проводить регулярно, на постоянной основе. Постепенно осознание данного факта пришло как к церковным, так и к светским властям. Поэтому в 1578 г. губернатор города Асунсьона Алвар Нуньес Кабеса де Вака обратился за помощью к иезуитам.
Добавить текст Вернуть оригиналРедукции начали основывать с 1580 г. по инициативе монаха Луиса де Боланьоса (ок. 1549 – 1629), в центральной части Латинской Америки – в месте впадения реки Уругвай в Парану (территория современного государства Парагвай). В качестве эксперимента им было избрано индейское племя гуарани. Для достижения поставленной цели Боланьос и его помощники в совершенстве выучили местный язык, поскольку прекрасно понимали огромное значение проповеди Евангелия и объяснения истин веры именно на родном языке народа. Будучи не только прекрасным миссионером, но и хорошим филологом, он создал для языка гуарани письменность (на основе латинского алфавита), составил первый учебник и словарь, а также перевел на гуарани части катехизиса и составил молитвенник. Достижения Луиса де Боланьоса стали отправной точкой всей работы иезуитов, которую те в дальнейшем проводили в области языка гуарани. Также следует подчеркнуть, что фактически в задачу иезуитов входило не только простое изучение языка индейцев, но и частично создание нового языка. Ведь те слова и понятия, которые больше всего были нужны для перевода катехизиса, в сознании индейцев прочно ассоциировались с колдовством и суевериями. Подобные слова следовало перестать употреблять в проповеди и заменить другими.
Добавить текст Вернуть оригиналЛуис де Боланьос продемонстрировал не только умение христианизировать индейцев-язычников. Он также был хорошим организатором и хозяйственником. На протяжении 28 лет им было основано 18 редукций. Его последовали продолжили основание новых поселений. И уже к 1630 г. вдоль по обе стороны реки Параны существовало уже 30 редукций, в которых проживало около 150 тысяч индейцев. Т.е. по меркам XVII в. редукцию можно было называть полноценным городом.
Добавить текст Вернуть оригиналСпецифической была организация трудовой деятельности индейцев и землепользования. Традиционно считается, что иезуитские редукции представляли собой идеальные христианские общины, в которых все было общим и служило равному благосостоянию всех её жителей. Во многом такой феномен объяснятся тем, что индейцы гуарани, на момент испанского завоевания, находились на более ранней стадии социального развития, чем инки, ацтеки или даже чибча-муиски. Поэтому у них изначально не существовало понятия частной собственности, и соответственно – не было деления на богатых и бедных. Гуарани вели полукочевой образ жизни, и окружавшие их леса и реки в достаточном количестве давали все необходимое для каждого члена общины. Однако переход к оседлому способу жизни, привёл к некоторым изменениям. Иезуиты разделили всю землю, относящуюся к редукции на две части. Меньшая часть пашни была поделена поровну между всеми индейскими семьями. Урожай, который индеец собирал со своего участка, принадлежал ему полностью, и он мог распоряжаться им по своему усмотрению. Но продать или обменять на другой этот участок или дом индеец не мог (по колониальным законам Испании и Португалии коренное население вообще не имело права владеть землей).
Добавить текст Вернуть оригиналОднако большая часть земельных угодий находилась в общественном владении и обрабатывалась коллективно. Согласно установленных иезуитским руководством порядков, все жители редукций, которые могли работать, обязаны были отработать всего два дня в неделю на общественной земле. Урожай, собранный с этих земель, помещался в специальные хранилища. Это был своего рода стратегический резерв. С его помощью обеспечивалась жизнь калек, вдов, сирот. Часть этого урожая шла на семена для следующего года, часть оставалась в качестве запаса на случай голода. Но основная часть продукции продавалась в крупных городах (в основном – в Буэнос-Айресе). В начале XVIII в. ежегодно получали доход до 100 тысяч песо (золотых монет). Вырученные средства тратились на оплату налогов в королевскую казну, закупку соли, строительного камня, железных изделий, а также мушкетов, пороха и свинца для выплавки пуль. Кстати, гуарани было одним из немногих индейских племён, имевших официальное право владеть и пользоваться огнестрельным оружием. Эту королевскую привилегию для них выпросили в 1637 г. иезуиты, руководствуясь необходимостью защиты от португальских работорговцев, которые часто нападали на редукции и похищали индейцев.
Добавить текст Вернуть оригиналЖители редукций выращивали не только свои традиционные сельскохозяйственные культуры (кукурузу, табак, тыкву и сладкий картофель маниок), но и те, с которыми их познакомили иезуиты (пшеницу, рис, горох, апельсины). Также гуарани разводили крупный рогатый скот, овец и лошадей. При этом поголовья скота, пастбища и леса – тоже считалось общественной собственностью. Таким образом, по своей сути каждая редукция представляла собой замкнутую коммуну, самостоятельно производящую всё необходимое для внутреннего потребления и продающая излишки продукции на внешнем рынке.
Добавить текст Вернуть оригиналВ политическом отношении редукции представляли собой «государство в государстве». Влияние светской власти, в лице вице-короля Перу и местных губернаторов, было минимальным. Хотя все жители редукций считались подданными испанского короля. Обязанности главы общины выполнял священник-иезуит (кюре), которому помогал викарий. Им подчинялись все индейцы, живущие в данном поселении. Структура управления была организована по европейскому образцу. Высшим органом власти был совет (кабильдо), в состав которого входил военный вождь (касик), 3 надсмотрщика, 4 советника, префект полиции, секретарь и королевский знаменоносец.
Добавить текст Вернуть оригиналНа пути дальнейшего развития редукций стали события в Европе. В середине XVIII в. орден иезуитов вступил в конфликт с многими католическими монархами (королями Испании, Португалии и Франции). В результате придворных интриг, в 1768 г. испанский король Карл III предписал иезуитам срочно покинуть все территории, принадлежащие испанской монархии (в т.ч. и американские колонии). Таким образом, то, что создавали трудолюбивые миссионеры на протяжении почти 200 лет, разбилось в прах. Формально редукции не были запрещены, они всего лишь перешли под управление светских властей. Однако колониальные власти, чаще всего с презрением относившиеся к индейскому населению, попытались поработить гуарани, сделать из них подневольных работников – пеонов. Как результат, индейцы были вынуждены покинуть свои жилища и земли и перебраться в более крупные города (в основном, в Асунсьон и Буэнос-Айрес). Редукции быстро опустели, пришли в упадок и уже в начале ХІХ в. только их руины напоминали о былом величии «государства» иезуитов в Парагвае.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, в отличие от большинства европейских колонизаторов, стремящихся к уничтожению и ассимиляции индейского населения, иезуитам удалось наладить дружелюбные и даже взаимовыгодные отношения с коренными жителями Америки. Миссионеры создали самобытную и процветающую цивилизацию, которая позволила гуарани сохранить свою этническую идентичность, свой язык и культуру. Их потомки до сих пор с теплотой и благодарностью отзываются о иезуитских редукциях Латинской Америки.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://amp.topwar.ru/184267-iezuitskoe-gosudarstvo-v-juzhnoj-amerike.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.indiansworld.org/Articles/gosudarstvo-iezuitov-v-paragvae.html#.YwAJU45n2DY
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://risu.ua/ru/kak-katolicheskaya-cerkov-indeycev-spasala-iezuitskoe-gosudarstvo-v-paragvae_n99981/amp
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://istorja.ru/forums/topic/1646-gosudarstvo-iezuitov-v-paragvae/
Добавить текст Вернуть оригинал4. Отношения Речи Посполитой и России в XVI – XVII вв.
На протяжении XVI – XVII вв. отношения Речи Посполитой и России были, в основном, напряжёнными. А нередко – откровенно враждебными. Своими корнями противостояние двух крупнейших государств Восточной Европы уходит к началу XVI в., когда большинство земель Северо-Восточной Руси было объединено вокруг Москвы. Такое усиление России не устраивало Великое княжество Литовское, в составе которого находилось немало захваченных земель Юго-Восточной Руси (например, бывшие удельные Смоленское, Черниговское, Киевское, Переяславское княжества). Литва стремилась сохранить за собой эти территории, опасаясь, что русские государи захотят вернуть их в состав России. Это литовско-русское противостояние вылилось в несколько войн (1487 – 1494, 1500 – 1503, 1507 – 1508 и 1512 – 1522 гг.), по итогам которых такие западнорусские земли как Смоленщина и Черниговщина стали частью Российского государства. Великие князья литовские не могли смириться с потерей этих территорий и втайне мечтали о реванше. Эти настроения продолжили своё существование и после создания единого Польско-Литовского государства – Речи Посполитой в 1569 г.
Добавить текст Вернуть оригиналОтдельного внимания заслуживают события Ливонской войны (1558 – 1583). Во-первых, потому что благодаря её событиям, собственно, и возникла Речь Посполитая (обескровленная длительной войной Литва была вынуждена объединиться с более сильной Польшей). Во-вторых, действия противников России были направлены не столько на захват территории бывшего Ливонского ордена, столько на то, чтобы не допустить выхода России к побережью Балтийского моря. Т.е. для Речи Посполитой ослабление противника было предпочтительнее захвата новых земель. Как известно, война закончилась для России не очень удачно, однако территориальные потери для неё не были критическими. По условиям Ям-Запольского мирного договора 1582 г. Речь Посполитая получала значительную часть Прибалтики, однако ничего из довоенных российских территорий (гораздо более значительными были потери Москвы в пользу Швеции). В любом случае, Ливонская война не сокрушила российскую мощь, а Литовско-Польское государство не смогло вернуть себе утерянные в начале XVI в. земли.
Добавить текст Вернуть оригиналЗвёздным часом для Речи Посполитой стало начало XVII в. – период Смутного времени (1604 – 1618). Ряд польских и литовских магнатов решили поддержать притязания на российский престол двух самозванцев: сначала Лжедмитрия І, а потом – Лжедмитрия ІІ. При этом официально Речь Посполитая длительное время была в стороне от данного конфликта. Тогдашний король Сигизмунд ІІІ (1587 – 1632) сомневался в успехе данной затеи и поэтому не рискнул идти на прямой конфликт с Российским государством. Хотя и надеялся таким образом вернуть утраченные Черниговщину и Смоленщину. И лишь, когда стало окончательно понятно, что затея с самозванцами не имеет никакой перспективы, в 1609 г. Речь Посполитая открыто вступила в войну. Поначалу успех сопутствовал ей. Ослабленная народными волнениями и внутренними междоусобицами, Россия потерпела поражение. В 1610 г. при поддержке группы пропольски настроенных бояр, польско-литовские оккупанты захватили Москву. Сына Сигизмунда ІІІ – королевича Владислава хотели провозгласить русским царём. Таким образом, на протяжении 1610 – 1612 гг. над Российским государством нависла реальная угроза потери своей независимости.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако благодаря национально-освободительному подъему русского народа осенью 1612 г. Москва была освобождена, а вслед за ней – ряд других захваченных земель. Однако полностью освободить свои территории ослабленной России не удалось. И царь Фёдор Михайлович был вынужден пойти на болезненные уступки – ради прекращения войны на истощение и получения необходимой для восстановления сил передышки. По условиям Деулинского перемирия 1618 г. Россия теряла Смоленск, Чернигов и прилегающие к ним земли. Это был настоящий триумф Речи Посполитой. А для Москвы делом чести стало получение реванша и возвращения утерянных территорий.
Добавить текст Вернуть оригиналПервая такая попытка была сделана в ходе Смоленской войны 1632 – 1634 гг. Однако России удалось лишь добиться символичных результатов (отказ короля Владислава IV от любых претензий на российский престол). Подлинный успех пришел лишь через 20 лет. Поддержав восставший украинский народ во главе с гетманом Богданом Хмельницким, Россия тем самым сделала важнейшее решение второй половины XVII в. Присоединение Украины к России, согласно решению 1654 г., ознаменовало начало русско-польской войны 1654 – 1667 гг. Этот конфликт отличался большой интенсивностью и переменчивым успехом. Однако победа всё же досталась России. Согласно Андрусовскому перемирию 1667 г. Россия не только возвращала давно утерянные земли, но и закрепила за собой новые территориальные приобретения. Смоленщина, Левобережная Украина и Киев – «мать городов русских», были навсегда утеряны для Речи Посполитой. Россия получила желаемый реванш, и даже сверх этого. А для Польско-Литовского государства это означало окончательную потерю былого могущества и влияния.
Добавить текст Вернуть оригиналСледует отметить, что Андрусовское перемирие имело долговременные последствия, поскольку устанавливало стабильную русско-польскую границу. Причём на многие годы. Граница по Днепру сохранила свою актуальность на сто с лишним лет, вплоть до второго раздела Речи Посполитой в 1793 г.
Добавить текст Вернуть оригиналНачиная с конца 1670-х гг. происходит серьезный разворот в отношениях между Россией и Речью Посполитой: вместо вражды и постоянных попыток реванша до сотрудничества и союзнических отношений. Во многом это объясняется необходимостью объединить усилия для борьбы с могущественной Османской империей. Общий враг сблизил бывших противников, и в 1683 г. вместе с империей Габсбургов и Венецианской республикой они создали «Священную лигу», направленную против турецкой агрессии. Сотрудничество было довольно результативным. Османское вторжение было остановлено у стен Вены, Москва начала войну за выход к побережью Азовского моря, а Польша пережила военно-политический взлёт и укрепила свою государственность. Непосредственно союз Речи Посполитой и России стал возможен благодаря подписанию т.н. «Вечного мира» 1686 г., который в целом подтверждал ранее существующую границу по Днепру, за исключением Киева, который был окончательно закреплён за Россией.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, на протяжении XVI – XVII вв. отношения России и Речи Посполитой прошли крайне извилистый путь: от противостояния и вражды до сотрудничества. Дальнейшие события XVIII в. лишь подтвердили, что сохранение стабильного мира в Восточной Европе возможно лишь при условии поддержания дружеских отношений между этими великими государствами.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://bigenc.ru/domestic_history/text/3522554
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://goaravetisyan.ru/razvitie-russko-polskih-otnoshenii-v-17-veke-polsha-i-rossiya--/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://postnauka.ru/video/29992
https://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/RUSSKO-POLSKIE_VONI.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://cyberleninka.ru/article/n/polskoe-vliyanie-v-rossii-xvii-veka/viewer
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gopolsha.com/tag/rossijsko-polskie-otnosheniya/
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 111
Ресурсы к главе
1. Прочитайте отрывок из работы итальянского историка Дж. Прокаччи и ответьте на вопросы
1) В чём автор видит главные заслуги гуманистов? Можете ли вы дополнить автора?
По мнению автора, главной заслугой гуманистов стало ознакомление тогдашних людей с античным наследием. От себя могу также добавить пропаганду среди населения культа человека, а не Бога. Т.е. необходимо было донести окружающим, что в центре внимания любого творчества должен быть именно человек.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Каким было отношение гуманистов к Средневековью? Почему?
Гуманисты крайне пренебрежительно относились к Средневековью. Они считали эту эпоху периодом невежества и отсталости.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Определите, какие события отмечены на карте. С какими историческими деятелями они связаны? Какое влияние эти события оказали на развитие европейской истории?
Добавить текст Вернуть оригиналНа карте изображены следующие события:
Виттенберг, 1517 г. – публикация Мартином Лютером «95 тезисов». Это событие послужило началом Реформации и привело к появлению нового направления в христианстве – протестантизма.
Добавить текст Вернуть оригиналВена, 1529 г. – первая осада Вены войсками Османской империи. Защитникам города, во главе с императором Фердинандом I Габсбургом, удалось отбить все атаки турок и заставить их уйти. Это означало то, что на время была снята угроза нового вторжения османов вглубь Европы.
Добавить текст Вернуть оригиналЖенева, 1537 г. – начало проповедования Жаном Кальвином своего вероучения. Таким образом, появилось новое направление протестантизма – кальвинизм.
Добавить текст Вернуть оригиналРим, 1540 г. – основание Игнатием Лойолой ордена иезуитов. Это означало усиление процессов Контрреформации.
Добавить текст Вернуть оригиналТренто, 1545 – 1563 гг. – проведение вселенского католического собора. Была усилена власть папы, и проведено некоторое обновление церкви.
Добавить текст Вернуть оригиналНант, 1598 г. – король Генрих IV прекратил религиозные войны во Франции. Начало политики веротерпимости во Франции.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
1) Определите, к какому сословию принадлежат авторы документа.
На мой взгляд, авторы документа принадлежат к крестьянскому сословию.
Добавить текст Вернуть оригинал2) При каких обстоятельствах этот документ мог быть составлен, в какой стране и в какое время?
Этот документ мог быть составлен благодаря проникновению идей Реформации в широкие народные массы. По всей видимости, он был составлен в Германии в 1520-х гг.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Под влиянием каких идей находились авторы документа?
Авторы документа находились под влиянием идей Томаса Мюнцера.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используйте приведённые ниже имена исторических деятелей в качестве поисковых запросов в Интернете и определите, под каким номером указан портрет того или иного деятеля.
Добавить текст Вернуть оригиналА) Фердинанд I Габсбург – 1;
Б) Генрих IV – 3;
В) Жан Кальвин – 2.
1) С какими городами из задания 2 связаны эти деятели?
Фердинанд I Габсбург был связан с Веной, Генрих IV – с Парижем, Жан Кальвин – с Женевой.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Какую роль они сыграли в указанных событиях? Как повлияли на развитие истории и культуры XVI в.?
Фердинанд I Габсбург отстоял Вену во время её осады турками в 1529 г. и тем самым остановил продвижение Османской империи на запад. Это означало сохранение христианской цивилизации в Центральной Европе. Генрих IV прекратил кровавые религиозные войны во Франции, и тем самым способствовал установлению мира и процветания в государстве. Жан Кальвин основал отдельное направление в протестантизме – кальвинизм, которое прямо призывало людей к необходимости обогащаться.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Прочитайте отрывок из книги Г. Кёнигсбергера «Европа раннего Нового времени. 1500 –1789» и ответьте на вопросы.
1) В чём заключалась главная особенность учения Ж. Кальвина?
Главная особенность учения Ж. Кальвина состояла в том, что, по его мнению, человек являлся изначально грешным перед Богом.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Можно ли утверждать, что протестанты отличались веротерпимостью?
Протестанты не отличались веротерпимостью, поскольку считали правильным только свое вероучение, а остальные – ложными.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
1) Как вы думаете, почему в этот период появилась профессиональная армия?
Профессиональная армия появилась благодаря усилению королевской власти. Правителям было легче управлять такой армией, а не войском, состоявшим из ненадёжного дворянского ополчения.
Добавить текст Вернуть оригинал2) С какой целью обеспечивалось оперативное взаимодействие между войсками?
Оперативное взаимодействие между войсками обеспечивалось для того, чтобы во время войны согласовывать между собой совместные действия и тем самым наносить максимальный урон противнику.
Добавить текст Вернуть оригиналГлава ІІІ
Англия и Франция в XVII веке:
два пути политического развития