Решебник по истории 7 класс Морозов | Страница 110

Авторы:
Год:2021
Тип:учебник
Серия:история Нового времени

Страница 110

Вопросы и задания к главе

1. Подготовьте развёрнутый ответ по теме «Эпоха Возрождения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трёх пунктов с пояснениями содержания. План и пояснения должны отражать основные события (явления), связанные с эпохой Возрождения или научной революцией.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1) Зарождение Возрождения

Возрождение стало возможно благодаря появлению гуманистов в XIV в. Они не отрицали религию, но считали, что в центре внимания культуры должен быть Человек, а не Бог. Гуманисты взяли за образец античную культуру и начали возрождать её принципы и ценности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Высокое Возрождение

С конца XV в. до 1527 г. – период расцвета Возрождения в Италии. Оно охватило практически все сферы: архитектуру, живопись, поэзию, скульптуру. Наиболее выдающиеся представители этой эпохи: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Андреа Палладио, Никколо Макиавелли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Северное Возрождение

Постепенно идеи Возрождения распространились за пределы Италии. В Нидерландах наиболее ярким представителем был Эразм Роттердамский, в Англии – Томас Мор, во Франции – Франсуа Рабле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие требования выдвигали представители всех течений в протестантизме, а что отличало их друг от друга?

Представители всех течений в протестантизме выдвигали требования о необходимости перевода Библии с латыни на другие языки, отказе подчиняться папе римскому, прекращении торговли индульгенциями. Однако каждое протестантское вероучение имело свою специфику. Так, лютеранство выступало за отмену пяти христианских таинств, оставив лишь крещение и причастие. Кальвинисты, с помощью предопределения душ, внушали верующим необходимость обогащаться. Англиканство отличалось сохранением большинства обрядов и порядков католической церкви. Анабаптисты стремились к обществу, где не будет разделения на богатых и бедных.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Что такое королевская Реформация? В какой стране она произошла и чем отличалась от обычной?

Королевская Реформация – это Реформация, организованная и проведённая королевской властью. Она произошла в Англии и отличалась от остальных тем, что сохранила почти все традиции католической церкви (церковная иерархия, пышное убранство духовенства), но вывела церковь из подчинения римского папы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4*. Некоторые историки говорят не о Контрреформации, а о католической Реформации. Какие аргументы в поддержку или в опровержение этой точки зрения вы можете привести?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Данную точку зрения можно поддержать лишь частично. Действительно, благодаря решению Тридентского собора 1545 – 1563 гг. католическая церковь провела некоторое реформирование изнутри. Была укреплена дисциплина среди духовенства, приняты меры по преодолению аморального поведения среди священнослужителей и монахов, а также повышению уровня их образованности. Однако эти изменения были косметическими. Они совершенно не затрагивали основ католических догматов и организации самой церкви. И к тому же эти изменения были приняты под явным давлением извне. Т.е. если бы не было Реформации, католическая церковь вряд ли пошла на такие хоть и незначительные, но обновления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Сравните причины, вызвавшие войны католиков и протестантов в разных странах Европы. Можно ли назвать эти войны только религиозными, или были причины экономического и политического характера? Как вам кажется, можно ли было избежать этих войн?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Многие из войн XVI – XVII вв., которые кажутся исключительно религиозными, на самом деле имеют вполне корыстную природу. Вот взять, к примеру, религиозные войны во Франции (1562 – 1598). Огромную роль в них сыграла политическая борьба дворянства с центральной властью за сохранение своих привилегий, а также борьба за власть между известными деятелями того времени: Генрихом ІІІ, Генрихом Наваррским, Генрихом де Гизом. Более ярким примером можно назвать Тридцатилетнюю войну (1618 – 1648), в которой такие католические государства, как Франция и империя Габсбургов, оказались в разных враждующих лагерях. Т.е. для них была важна не столько религия, сколько захват новых земель и усиление собственного влияния в Европе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Естественно, этих войн, как и других можно было избежать, если бы враждующие стороны прислушались к голосу разума и постарались бы решить возникшие конфликтные ситуации мирным путём. Католикам можно было проявить хоть какую-то толику терпимости и уважения к протестантам, и наоборот. Другое дело, что никто этого не делал и не хотел делать. Война казалась для них лучшим выходом из ситуации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Каковы особенности развития стран Восточной Европы в XVI – XVII вв.? Какими факторами это можно объяснить?

Главными особенностями развития стран Восточной Европы в XVI – XVII вв. было усиление политики крепостничества и оборона южных рубежей от иностранного нашествия. Первая характерная черта объясняется желанием землевладельцев усилить эксплуатацию крестьян, чтобы они смогли вырастить как можно больше зерна, которое потом поставлялось на европейский рынок. Вторая объяснялась присутствием агрессивной Османской империи, которая постоянно пыталась вторгнуться вглубь территории Европы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7*. Определите авторство отрывков, обоснуйте своё мнение. С какими событиями связаны имена авторов этих отрывков?

А. Игнатий Лойола – испанский дворянин, основатель ордена иезуитов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Б. Томас Мор – известный английский гуманист и писатель. Автор книги «Утопия», в которой описал идеальное общество.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В. Мартин Лютер – инициатор Реформации и основатель одного из протестантских вероучений – лютеранства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Напишите рассказ от имени одного из персонажей: а) житель Германии первой половины XVI в.; б) житель Франции в период Религиозных войн; в) житель Италии XVI в.; г) житель Нидерландов XVII в. Постарайтесь не только описать события, происходившие вокруг, но и представить, какие чувства мог испытывать выбранный вами персонаж (крестьянин, дворянин, горожанин и т. д.) по поводу этих событий. Что его удивляло? Что пугало или восторгало? Как он относился к идеям Возрождения и Реформации? И т. д.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Моя родная Франция охвачена огнём. Уже больше десяти лет в моей стране полыхает пламя войны между католиками и гугенотами. И мне, французскому дворянину, из-за этого нередко приходилось выбирать между долгом и правдой. Сразу хочу сказать, что являюсь католиком, хотя и никогда не был ревностным христианином. И с юных лет мне много чего не нравилось в церковных порядках и поведении духовенства. Рассказывают, что нужно жить в скромности и простоте, а сами купаются в роскоши. По долгу службы, мне приходилось побывать у нашего местного епископа. Так скажу вам, что такой роскоши вряд ли можно найти у светского владыки. И злоупотребляют своей властью немерено. Эти церковники заявляют, что они являются обязательным посредником между Богом и людьми. Конечно, я не силён в части знания Святого Письма. Я – воин, а не монах. Однако не припоминаю в Библии ничего подобного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В общем, я уже давно мог примкнуть к гугенотам. Некоторые мои знакомые и даже родственники сейчас исповедуют новую веру. Однако я не хочу отрекаться от религии своих предков. Не всё так плохо в ней. И не всё так хорошо в новой. Их самый главный пастырь, покойный Жан Кальвин, утверждал, что человек рождается уже с предопределённой душой. И чтобы ты не делал хорошего в жизни, если душе предначертано попасть в ад, то она туда попадет. И наоборот – какой бы сволочью не был человек, но если его душе судилось попасть в рай, то она туда попадет. Мне очень не нравятся такие установки. Более того, я уже привык к мысли, что человек – сам кузнец своего счастья. А тут какое-то предопределение. Не нравится мне эта религия, кальвинизм. Определённо не нравится. Хотя лично я еретиками гугенотов не считаю. Пусть верят в Бога, как им хочется.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, я сохранил верность святой католической вере, папе римскому и королю Франции. Сначала Карлу IX, а сейчас Генриху ІІІ. И приходилось мне воевать. Приходилось убивать французов. Только за то, что они были гугенотами. И хотя моя совесть должна быть чиста, ведь я просто подчинился своему долгу, не смел ослушаться приказа, всё равно мне как-то неспокойно на душе. Ведь это совсем неправильно – убивать человека только за то, что понимает Господа по-своему. Тем более, когда этот человек говорит с тобой на одном языке. Особенно меня ужасает эта кровавая бойня, эта Варфоломеевская ночь. Хорошо, что тогда меня не было в Париже, и мне сказочно повезло не запятнать своё имя участием в этой скотобойне. И хотя, покойный король Карл и церковь наперекор твердили, что эти события являются богоугодными и справедливыми, однако у меня нет веры к ним. Разве может быть богоугодным занятием – убийство безоружных людей, а в особенности – женщин, детей и стариков. Тем более, пострадали от рук этих мясников не только гугеноты. Ходят слухи, что под шумок много кто из католиков сводил счета со своими недругами, а некоторых единоверцев они просто убивали с целью хорошего грабежа. Вот такая она – борьба за истинную веру.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вообще я считаю, что нужно уже заканчивать эти глупые и бессмысленные, но от этого не менее кровавые религиозные войны. Франции нужен мир и покой. Нужно как можно быстрее закончить эту, никому не нужную братоубийственную резню. В своём государстве всегда нужно жить в мире и дружбе. И не обращать внимание на то, кто, как и когда молится Богу. Господь один для всех: и для католиков, и для гугенотов.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам