Вопросы в конце параграфа
1. Каковы особенности социального строя Османской империи в XV – XVII вв.? Охарактеризуйте основные сословия турецкого общества.
Добавить текст Вернуть оригиналПредставители разных социальных групп отличались по своему экономическому и имущественному положению. У каждого сословия были свои особые костюмы (покрой и цвета одежды, обуви, головных уборов), свои размеры и убранство жилищ.
Добавить текст Вернуть оригиналСветские и духовные феодалы занимали господствующее положение в обществе. Все подданные султана считались его рабами, поэтому выходцы из низов могли порой достичь самых высоких государственных постов. На более низкой ступени социальной лестницы стояли купцы и все горожане. Среди торговцев преобладали армяне, греки, арабы, сербы, болгары. Турецкие феодалы презрительно относились к профессии купца, к тому же купечество еще не сформировалось у турок, тогда как у покоренных народов оно уже давно сформировалось. Подавляющее большинство подданных Османской империи жило в деревнях и было связано с сельским хозяйством. Крестьяне получали от земельных собственников наделы и платили налог в натуральной и денежной форме.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Опишите управление Османской империей в раннее Новое время. Каким было её государственное устройство?
Османская империя представляла собой феодальную деспотию во главе с султаном (падишахом). Он обладал неограниченной светской и духовной властью. Вторым лицом в государстве являлся великий везир, выполнявший функции главы правительства. Управление отдельными отраслями осуществляли везиры. Великий везир, руководители ведомств и приближенные к султану лица составляли турецкое правительство, носившее по имени дворца, в котором оно размещалось, официальное название «Баб-и-Али». Важную роль в государстве играло высшее мусульманское духовенство. В его ведении находились все судебные органы, а также просвещение, которое отличалось исключительно богословским характером.
Добавить текст Вернуть оригиналОсманская империя делилась на области и вассальные земли, которые управлялись наместниками – эмирами и пашами, которые объединяли в своих руках военную и гражданскую власть.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Опираясь на карту, назовите территории, вошедшие в состав Османской империи в правление Селима I.
Часть Армении, северная часть Ирака, Сирия, Палестина, Ливан, часть Северной Месопотамии, Египет, Хиджаз.
Добавить текст Вернуть оригинал4. В чём заключалась цель внешней политики Сулеймана I Великолепного? Как она реализовывалась?
Целью внешней политики Сулеймана I было повторение на Западе того головокружительного успеха, который имел на Востоке его отец Селим I. Для реализации политики основное внимание было направлено на Центральную Европу. Сулейман I создал мощный военный флот, сам возглавлял войска в походах.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Кто такие янычары?
Янычары – регулярная пехота в составе армии Османской империи, которые занимались обеспечением порядка в столице, охраной султанского дворца и иностранных посольств, участвовали в походах, битвах, служили в крепостях.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Охарактеризуйте развитие турецкой культуры XVI в.
Расцвет турецкой культуры относится к времени правления Сулеймана I. Из научных знаний особенно успешно развивались математика, астрономия и все, что было связано с морским делом. Популярны были эпические сказания о героях-воинах и притчи. Литературные фрагменты, легенды и предания широко включались даже в исторические хроники. Турецкие художники достигли большого совершенства в декоративном искусстве. Значительным талантом обладали художники – иллюстраторы рукописей. В период правления Сулеймана I жил знаменитый Синан – основоположник особого стиля османского храмового зодчества. Наибольшую славу ему принесли три великолепные мечети, являющиеся шедеврами мирового зодчества – Селимие, Шах-заде и Сулеймание.
Добавить текст Вернуть оригиналВопрос к иллюстрации
Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры того же времени? Почему?
В архитектуре Китая XV в. сказывалось влияние буддизма и окружающего ландшафта. В Китае архитекторы создавали пагоды – буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Своеобразная архитектура была отличительной чертой восточных государств.
Добавить текст Вернуть оригинал