Решебник по истории нового времени 7 класс Юдовская ФГОС §16

Авторы:
Год:2020-2021-2022-2023
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

§16

Выбери издание
История Нового времени 7 класс Юдовская ФГОС, Баранов. Новое издание Просвещение
 
фгос История Нового времени 7 класс Юдовская ФГОС, Баранов Просвещение
Издание 1
История Нового времени 7 класс Юдовская ФГОС, Баранов. Новое издание Просвещение

Вопрос в начале параграфа

В чём заключаются основные положения ислама? Какие технические изобретения были сделаны в Китае в Средние века?

Основные положения ислама: вера в единого всемогущего бога – Аллаха и в пророка Мухаммеда; молиться пять раз в день; соблюдать главный пост Рамадан в течение месяца в году всем, кроме больных и малых детей, с рассвета до заката; тратить пятую часть дохода или добычи на милостыню; совершать хотя бы раз в жизни хадж в святые места – Мекку и Медину.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В Китае в Средние века изобрели порох, компас, фарфор, фейерверки, шелк.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 219

Вопросы в конце параграфа

1. Расскажите о создании империи Великих Моголов. Укажите причины, которые помогли Бабуру завоевать огромные территории Индии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Политическая раздробленность и усобицы в начале XVI в. в Индии облегчили правителю Кабула (Афганистан) Бабуру завоевание огромных территорий от Кабула на западе до границ Бенгалии на востоке. В 1526 г. Бабур вторгся с 20-тысячным войском в Индию, одержал победу в нескольких сражениях и положил начало Могольской империи (моголом в Индии называли часть мусульманской военно-феодальной знати, а за пределами Индии – называли утвердившуюся на делийском троне династию потомков Бабура. Сами эти государи себя моголами не называли). Победами над индийскими феодалами Бабур был обязан своей опытной, закаленной в боях армии, отличной артиллерией и новым приемам ведения боя (например, прикрытие своей пехоты и артиллерии заграждением из повозок, соединенных цепями). Став императором (в империи Великих Моголов император назывался «падишах»), Бабур положил конец распрям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какими методами Акбар укреплял империю Великих Моголов? Дайте оценку его деятельности.

Акбар (1556-1605) вошел в историю как строитель Могольской империи, талантливый реформатор, стремившийся создать сильное централизованное государство. Акбар провел реформу управления. Он считал, что праздность монарху не к лицу, и, опираясь на министров и чиновников, сам вникал во все дела. Акбар привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли. Он провел налоговую реформу, отменил должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству, при том платили только с обрабатываемого участка. Акбар провозгласил равноправие всех религий. Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Расскажите о завоевании Китая маньчжурами.

В конце XVI – начале XVII в. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Управлявшие государством приближенные императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и императорского двора требовали введения все новых налогов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там свое государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племен и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания, в результате которого армия повстанцев вступила в Пекин. Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим китайские феодалы сговорились с маньчжурскими правителями и открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Когда установилось правление сёгунов в Японии?

Правление сёгунов установилось в 1603 г. после победы Иэясу Токугавы, который принял титул сёгуна.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Что означало «закрытие» Японии, когда и в связи с чем оно произошло?

«Закрытие» Японии произошло в 1640 г. Политика «закрытия» страны была вызвана желанием властей предотвратить вторжение в Японию европейцев и стремлением сохранить нетронутыми традиции и порядок жизни. Центральная власть и знать были недовольны распространением христианства среди крестьян.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 219

Подумайте

1. Что изменилось в Индии после завоевания её Бабуром и создания империи Великих Моголов? Что осталось неизменным?

В первую очередь, поменялась система управления и сбора налогов. Крестьяне стали платить налоги напрямую государству, и собирался он не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. Государственной религией при Бабуре был объявлен ислам, но индуизм не запрещался. «Неверным» разрешалось жить по своим обычаям в обмен на соблюдение законов. При Акбаре было провозглашено равноправие всех религий. Он поощрял изучение индуизма, разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Сравните власть императоров цинской династии с властью кого-либо из европейских монархов XVII в.

По форме правления цинский Китай в XVII в. был деспотией. Во главе государства стоял император – богдыхан, наделенный неограниченной властью. Если сравнивать с европейскими монархами этого периода, то во многих странах произошли революции, которые привели к конституционным монархиям. Стоит заметить, что в Европе в этот период не существовало деспотий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие методы использовали европейцы для завоевания азиатских стран? Какие способы борьбы с проникновением европейцев применяли правители различных азиатских государств?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Европейцы начинали вести торговлю, после Англия начала военные действия, захватывая обширные территории Индии. В Китае европейцы вели торговлю, однако Китай «закрылся». В Японии занимались торговлей, отправляли христианских миссионеров, однако Япония также «закрыла» страну.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Оцените положительные и отрицательные стороны политики «закрытия» Японии. Поработайте в парах: один из вас должен выдвинуть аргументы в пользу этой политики, а другой - против неё. Сделайте вывод

  Добавить текст Вернуть оригинал

Положительные стороны: сохранение обычаев, традиций и порядков, не были разорены колониальной политикой европейских стран.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отрицательные стороны: значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком; закреплялось техническое отставание Японии и Китая от стран Запада, сохранение независимости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вывод: политика «закрытия» Японии и Китая привела к резкому техническому отставанию этих стран от стран Запада, что нанесло большой ущерб и создало возможности для будущей колонизации (Китая), но странам удалось сохранить свою независимость.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 222

Вопрос и задания к главе III

1. Обсудите с одноклассниками, почему форму правления Людовика XIV учёные определяют как абсолютную монархию, а правление династии Цин в Китае и клана Токугава в Японии – как деспотию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Абсолютная монархия – форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху. При деспотии вся власть принадлежит правителю, она ничем не ограничена и основана на традициях и обычаях, которые составляли основу режима правления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Подумайте, как повлияло «закрытие» Японии на экономическое развитие страны.

«Закрытие» Японии нанесло значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком. Лишившись своего традиционного занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьян-собственников, заводили в городах предприятия. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь, в Японии началось зарождение новых капиталистических отношений. Китай в экономическом отношении сильно отстал от стран Запада.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Используя знания по географии, дополнительную литературу, теле- и видеофильмы, подготовьте сообщение об отношениях России со странами Востока в XVI – XVII вв.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Основа российско-китайских отношений была заложена благодаря взаимным торговым интересам. Как свидетельствуют документы, первые попытки русских установить контакты с Китаем относятся к 1608 году. Самой успешной стала миссия казаков во главе с И. Петлиным в 1618 году. Представление о первых русских посольствах даёт запись в книге Посольского приказа об установлении дипломатических отношений и обмене грамотами (1–4 сентября 1618 года), и грамота царя Алексея Михайловича китайскому императору Шунь-чжи (Ши-цзу) о посылке в Китай сына боярского И. Перфильева и тобольского бухарца С. Аблина (10 марта 1658 года). К середине XVII века сближение территориальных владений России и Китая создало условия для установления постоянных дипломатических и торговых связей. Как итог, в августе 1689 года в Нерчинске состоялись переговоры между дипломатическими представителями Российского государства и империи Цин, завершившиеся подписанием первого в истории договора о мире и добрососедских отношениях между европейской державой и крупнейшим государством Восточной Азии5.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Взаимоотношения с Османской империей занимают особое место. До конца 50-х гг. собственно русско-турецкие отношения оставались в основном стабильными. Ситуация изменилась после захвата Иваном IV Астрахани и превращения Московского царства в мощную евразийскую державу. В 1569 г. происходит первый военный конфликт в истории отношений России и Турции. Осложнения в межгосударственные отношения вносили крымские татары. Всего в течение XVII в. из Стамбула в Москву прибыло 11 турецких посольств и 3 гонца, из Москвы было направлено 16 посольств и 15 гонцов. После 1649 г. обмен посольствами прекратился.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Интерес к Индии проявился при Иване Грозном после взятия Казани и Астрахани. В 1567 г. в Ормуз было отправлено специальное посольство от московских купцов. В XVII в. торговые связи между Индией и Россией становятся более прочными и постоянными. В XVII в. были заложены основы русско-индийской торговли, просуществовавшие в дальнейшем почти без изменений6.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 222

Творческие работы и проекты

Исследовательский проект «Восточное общество: традиции и современность»

Многие страны Востока сохранили традиционные для себя культурные ценности и традиции. В искусстве Японии, Китая и Индии сохранилась культурная традиция. Значительное влияние на культуру и искусство оказали буддизм, синтоизм и индуизм. В Китае основой общественной морали является конфуцианство, которое до сих пор определяет правила поведения в обществе. В Индии на сегодняшний день остаются пережитки кастовой системы, несмотря на влияние стран Запада на культуру и мораль индийского общества. В Конституции Индии 1950 г. было признано равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых. Так, например, в 1997 г. Президентом Индии был избран Кочерил Раман Нараянан, происходивший из касты неприкасаемых. То есть, несмотря на равноправие каст, сама кастовая система не ушла в прошлое. В архитектуре стран Востока сохранились традиционные виды искусства, к примеру, пагода.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Причинами сохранения традиций в современном обществе стран Востока является географическое положение, закрытие Китая и Японии, которые позволили сохранить и утвердить традиции и обычаи в этих обществах. В Индии традиции и культура сохранилась благодаря практическому невмешательству со стороны европейских стран в жизнь индийского общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 225

Заключение

Итоговые вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему историю европейского общества с XVI в. стали называть Новым временем?

В этот период происходит постепенное разрушение традиционного общества. Сам термин «Новое время» появился среди гуманистов в Италии в XV в. Этим они хотели подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов». В этот период происходит зарождение черт будущего индустриального времени. Рождение нового европейского общества совпало с реформой церкви. Открытие европейцами Нового Света и Мирового океана привело к встрече различных культур. Начало капитализма совпадает с появлением современных государств, менялась повседневная жизнь людей. Таким образом, можно сказать, что это было время революций во всех сферах жизни общества, что дает право говорить о Новом времени, отличном от Средневековья.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие события являются началом Нового времени?

По вопросу начала Нового времени среди ученых существуют разные точки зрения. Здесь называются 1485 г. – конец Войны Алой и Белой розы и начало правления Тюдоров в Англии; 1492 г. – открытие Колумбом Америки; 1517 г. – начало Реформации. Но в любом случае это рубеж XV-XVI вв. – время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Почему XVI – XVII вв. учёные считают ранним Новым временем?

Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго. Главным содержанием XVI-XVII вв. (раннего Нового времени) было постепенное разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального, время которого пришло в XIX в. В этот период сохранялись пережитки старых традиций и обычаев, постепенно в жизнь людей и общества проникал капитализм. Это переходный период, поэтому он выделен как раннее Новое время.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Каково основное содержание истории раннего Нового времени?

В период раннего Нового времени происходит постепенно разрушение традиционного общества и зарождение черт будущего индустриального.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Подготовьте электронную презентацию о наиболее важных, на ваш взгляд, исторических событиях, открытиях, изобретениях XVI-XVII вв.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Заполните таблицу в тетради «Основные итоги развития общества в период раннего Нового времени»

Линия сравнения XVI в. XVII в.
Политическая жизнь Реформация, Религиозные войны во Франции, освободительная война в Нидерландах, формирование империи Габсбургов, создание национальных государств Создание колониальных империй, Английская революция, формирование парламентских монархий
Международные отношения Соперничество Англии и Испании на море, Итальянские войны Тридцатилетняя война, формирование новой системы международных отношений (Вестфальская)
Экономическая жизнь Появление колоний, формирование капиталистических отношений, создание мануфактур, появление банков и бирж Появление новых торговых центров, формирование буржуазных отношений, политика меркантилизма и протекционизма
Взгляды на мир Развитие гуманизма Гелиоцентрическая система мира
Развитие науки и техники Появление мануфактур, рождение новой европейской науки Создание телескопа, рождение новых методов исследования природы – сочетание опыта (практики) и теории (разума)
Художественная культура Создание искусства Высокого Возрождения Развитие искусства и культуры эпохи Возрождения

Стр. 251

Вопросы и задания к иллюстрациям

1. 1. Перед нам Леонардо да Винчи, который предстает, как старец с глубокими познаниями и мудростью.

2. На автопортрете он изображен как античный философ, то есть как человек с богатым внутренним миром и глубокой мудростью. Идеальные пропорции указывают на человека эпохи гуманизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. 1. Мона Лиза предстает как сильная женщина с глубоким внутренним миром. Спокойно и величественно восседает она в кресле, глаза пристально смотрят на зрителя, на губах едва уловимая улыбка. Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру Моны Лизы, смягчает контуры. Кажется, эта женщина владеет какой-то тайной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Природа изображена пустынной и дикой, однако имеет очень высокую линию горизонта. Ландшафт же подчеркивает величие Моны Лизы, что и пытался сделать художник, с чем он и справился.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. 1. На картине Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» изображены в мягких переливах света и тени – мать, прижавшая к груди дитя. Нежное объятие ее рук, легкая полуулыбка передают бесконечную любовь земной женщины к своему ребенку. За спиной Мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. И, как бы оставляя в наследство будущим поколениям загадку, Леонардо изобразил землю с огромной высоты. Только истинный гений, живший в эпоху, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух, смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного. Леонардо да Винчи пишет обычных людей, а не богов и святых, под воздействием идей гуманизма, где внимание уделяется мирской жизни, сценам из жизни обычных людей, которые изображали гармонично, в сочетании с физической красотой и духовным совершенством.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Пейзаж выглядит гармоничным, спокойным и пропорционален. Земля изображена с огромной высоты, мягкие теплые синие цвета наполняют картину гармонией и умиротворением.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. 1. На картине показано бесконечное пространство, в котором летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Правая рука его вытянута навстречу руке Адама и почти касается ее. Тело Адама, лежащее на скале, постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Бог изображен как творец, а в Адаме воспевается сила и красота человеческого тела. Основная мысль картины заключается в разделении божественного и человеческого, невозможность их соединения. Поэтому эта картина является новым представлением о гуманизме.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Бог-Отец передает жизненную энергию Адаму, но подчеркивается невозможность соединения божественного и человеческого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Общее заключается в том сюжете, что перед нами любящая мать и ее ребенок. Однако ребенок имеет не по-детски серьезный взгляд. Он словно предчувствует грядущие мучения и гибель. Печален и тревожен взгляд матери. Эта картина изображает сцену не мирскую, а именно божественную.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. 1. Рафаэль Санти предстает в образе задумчивого романтика. В его взгляде проглядывается тоска, но линии лица делают его прекрасным, создавая образ человека, присущего идеям гуманизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Мое представление несколько отличается, однако в целом совпадает с общей характеристикой. Его романтизм заключается в доброте, открытости, обходительности. Его тоска на самом деле является его скромностью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. В этих картинах создается образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего физическую красоту и духовное совершенство. «Мадонна Конестабиле» - воплощение женственности и материнской любви. Едва заметный наклон головы Мадонны, округлые лини тела подчеркивают трогательную любовь к сыну. И только нимбы над головами напоминают о божественности. Тоже можно заметить в образах «Сикстинской Мадонны». Мать изображена любящей, переживающей за будущее своего ребенка, однако ребенок имеет уже недетский взгляд. Лишь общая композиция напоминает о божественности. Таким образом, подчеркивается интерес к мирской жизни, к обычным людям, которых изображают к божественных сценах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. 1. Коричневато-красная гамма передает трагичную судьбу старика.

2. Натруженные руки с узловатыми венами придают герою облик библейского мудреца, который прожил тяжелую жизнь, которую отдал работе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. 1. В Евангелии есть рассказ о человеке, который покинул семью, долго скитался, а через много лет, растратив богатства, вернулся назад, был прощен и принят в отчий дом. Рембрандт изобразил момент встречи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Данная картина повествует о просветленной радости старика-отца, почти потерявшего надежду человека и безмерную любовь. Картина наполнена сияющим светом, мягким мерцанием, золотистые блики даже на лохмотьях одежды сына, подчеркивая духовное преображение героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Перед нами фигура могучего мужчины, которая занимает почти все пространство картины, мужественное лицо, взгляд темных глаз, устремленный поверх зрителя. Уверенный жест холеных рук, подчеркнутая торжественная неподвижность позы, надменное выражение – все свидетельствует о непомерной гордости и упрямстве, безжалостном, не знающем колебаний властолюбии. Впечатление парадности, недоступности усиливает роскошь одежды и обилие драгоценностей, тщательно выписанных автором. Но Гольбейн не выделяет никаких «говорящих» деталей, свидетельствующих о высоком статусе изображенного. Он предлагает сосредоточиться на самом герое, увидеть и понять его душу и характер, отметить гибкий ум, чувство собственного достоинства, суровость и энергию короля. Таким образом, создается образ абсолютной силы и уверенности, заставляет поверить в почти божественный характер королевской власти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. 1. Этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная разными приборами: на верхнем ярусе приборы, связанные с небесным (астрономический глобус, гномон, квадрант), на нижнем – с земным (земной глобус, карты, циркуль, лютня, книги). Слева, за занавеской, - бог, который всегда следит за нами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Эта картина – земная жизнь, полная открытий в небе и на земле, философских и морально-этических дискуссий. На полу искаженное изображение черепа, которое показывает, что всегда один конец – смерть.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. 1. Веселое, бесшабашное, пьяное, разгульное.

2. Мои описания совпали с описаниями одноклассников.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13-14. 1. На картине «Жатва» запечатлена уборка хлеба. Жаркое лето, воздух насыщен благоуханием цветущей природы – полей созревшей пшеницы, зеленеющих лугов, деревьев, согретых солнцем. Все в картине пронизано ощущением тишины и покоя, царящих вокруг.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картина «Охотники на снегу» символизирует зиму. В этой картине царит холод, морозный воздух прозрачен и чист, много белого снега, на котором четко выделяются темные силуэты деревьев. Повсюду глубокие сугробы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Обе картины представляют обыденные сезонные работы, незатейливый быт, простые радости. Главный герой произведений – вечный труженик – крестьянин, которому природа диктует ритм жизни и цикл повседневных работ. Эти мирные сценки, также как и ясные и простые пейзажи сменяющих друг друга времен года, и за их кажущейся простотой угадывается величественный круговорот вечного обновления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. 1. На картине – мастерская гобеленов. Здесь руками ткачих-тружениц создаются эти великолепные тканые ковры. На передний план выдвинуты красивые женщины, выполняющие тяжелую работу. Перед их мастерством и трудолюбием преклоняется автор, подчеркивая благородство и привлекательность простых работниц. На задний план отодвинута покупательницы гобелена, которые не понимают, каким трудом создаются эти прекрасные ковры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Красивы и полны достоинства женщины, выполняющие тяжелую работу, проворны их руки, изящны движения. Он выделяет их, не обезличивая, как это сделано с покупательницами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. 1. Альбрехт Дюрер изобразил себя спокойным, уверенный взгляд свидетельствует о чувстве собственного достоинства, стремлении автора видеть в художниках не ремесленников, а мыслителей. Он добился этого использованием цветом и изображении себя в анфас.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа – симметрия композиции, краски темных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на черном фоне подчеркивают символизм портрета.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. 1. Карл I изображен в непринужденной позе, обращенный лицом к зрителю. Фигура короля выделена светлым цветом, в то время как слуга находится в тени. Он изображен как светский кавалер, в пышных и праздничных одеждах. Таким образом, подчеркивалось, что это монарх, в праздничной одежде, но изображенный не в привычном художественном стиле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Издание 2
фгос История Нового времени 7 класс Юдовская ФГОС, Баранов Просвещение

Страны Центральной, Южной и Юго-Восточной Европы.

Вопрос в начале параграфа

Вспомните, в чём состояли последствия Великих географических открытий для итальянских городов. Каковы условия Аугсбургского религиозного мира? Проверьте себя, прочитав параграф 2, 11. Какие народы относятся к южным и западным славянам?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Благодаря Великим географическим открытиям центр мировой торговли переместился из Средиземного моря в Атлантический океан. Это существенно подорвало позиции таких итальянских городов, как Венеция и Генуя, которые на протяжении всего Средневековья жили с торговли. В свою очередь, начался рост городов, которые имели выход к Атлантическому океану: Лондона, Севильи, Лиссабона, Антверпена, Амстердама.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Согласно условиям Аугсбургского религиозного мира в Германии устанавливалось равноправие между протестантами и католиками и самое главное – был сформулирован принцип «Чья страна, того и вера». Т.е. каждый немецкий князь имел право устанавливать на своих землях среди своих подданных ту религию, которой он придерживался.

  Добавить текст Вернуть оригинал

К южным славянам относились болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, а к западным: поляки, чехи и словаки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 143

Вопросы в конце параграфа

1. В каких формах складывался абсолютизм в итальянских государствах? Какие из них являлись примерами этих форм?

Абсолютизм в итальянских государствах складывался в довольно специфической форме. Здесь ведущее место занимала городская аристократия, с явно выраженными буржуазными чертами. Такой тип абсолютизма назывался итальянским, и он был распространён в Тосканском и Миланском герцогствах, а также в большинстве более мелких итальянских государств. В Неаполитанском королевстве и Папском государстве сформировался т.н. испанский вариант абсолютизма, при котором влияние торгово-буржуазных кругов практически отсутствовало, а вся полнота власти принадлежала феодальной знати. И лишь в Савойском герцогстве абсолютизм напоминал классическую, французскую форму. Именно здесь были сильны городские коммуны, которые оказывали существенное влияние на развитие государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Почему Италия стала ареной длительных войн? Как изменилось положение итальянских государств после окончания Итальянских войн?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Италия стала ареной длительных войн, потому что не была единым государством, а была раздроблена на отдельные самостоятельные герцогства, княжества и т.д. Каждый правитель думал лишь о себе и своих амбициях. Поэтому часто итальянские государства враждовали между собой, вступали в различные политические союзы, интриговали.

  Добавить текст Вернуть оригинал

После окончания Итальянских войн большая часть Италии оказалась под властью Испании, политическая раздробленность сохранилась, а экономический упадок только усугубился.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Найдите на карте «Реформация в Европе в XVI в.» (с. 107) территорию Священной Римской империи германской нации.

Территория Священной Римской империи германской нации на данной карте обозначена светло-зелёной границей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Охарактеризуйте политическое устройство Священной Римской империи.

Священная Римская империя оставалась раздробленной и состояла из множества мелких княжеств и вольных городов. Отсутствовал единый политический и хозяйственный центр страны, а также привычная для централизованных государств единая система управления, финансов и налогообложения. Главой государства был император, чья власть на практике была скорее символической, поскольку на местах полновластными правителями были светские (герцоги, графы, бароны) или церковные князья (архиепископы, епископы). Более того, власть императора не была наследственной. Он избирался семью наиболее влиятельными князьями – курфюрстами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Каковы особенности положения южных и западных славян в XVI – XVII вв.?

Особенностью положения южных и западных славян в XVI – XVII вв. было то, что их значительная часть попала под власть Османской империи (болгары, сербы, хорваты), а другая часть – под власть государства Габсбургов (чехи, словенцы, часть сербов и хорватов). Исключением были поляки, которые имели собственное самостоятельное государство – Польское королевство, а позже – Речь Посполитую.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Когда образовалась Речь Посполитая? В чём состоит специфика политического устройства этого государства?

Речь Посполитая образовалась в 1569 г. Специфика политического устройства этого государства состояла в том, что, во-первых, она являлась федерацией (т.е. являла собой равноправный союз Польши и Литвы), а во-вторых, власть короля была крайне слабой, по сравнению с другими европейскими государствами. Государством фактически управлял сейм, в состав которого входила знать – магнаты, католическое духовенство и высшие государственные сановники.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 143

Подумайте

1. Почему Италия, в которой раньше, чем в других европейских странах, появились ростки нового буржуазного порядка, в XVI в. по своему развитию отстала от Англии?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Италия отстала по своему развитию от Англии из-за существовавшей политической раздробленности. Бесконечные войны, междоусобицы, вражда и взаимное недоверие среди итальянских государств не только сдерживали развитие буржуазных отношений, но и разоряли страну и её жителей. К тому же, в результате Великих географических открытий, Италия оказалась отодвинутой от главных маршрутов международной торговли. А вот в единой централизованной Англии, имеющей выход к Атлантическому океану, сформировались все необходимые предпосылки для активного развития капитализма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Можно ли утверждать, что Священная Римская империя германской нации не была ни государством, ни даже географическим единством? Свою точку зрения обоснуйте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

На это утверждение можно дать противоречивый ответ. Действительно Священная Римская империя не была полноценным государством, а скорее союзом равноправных самостоятельных государств. Ведь она не имела централизованной системы управления, единой налоговой и финансовой системы и даже столицы. А вот что касается географического единства, то оно скорее присутствовало. Все германские княжества находились в территориальной близости друг от друга, а их жители разговаривали на одном языке (немецком), имели общую культуру и традиции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Разделяете ли вы следующее суждение: «Люблинская уния одновременно является величайшим достижением и величайшей утратой»? Свою позицию обоснуйте.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Действительно Люблинская уния была, с одной стороны, величайшим достижением, поскольку совокупная военная мощь Польши и Литвы позволяла успешно бороться с врагами (например, с Османской империей или Россией). Таким образом, единая Речь Посполитая стала одним из сильнейших государств Восточной Европы. С другой стороны, Люблинская уния фактически привела к тому, что литовская шляхта попала скорее в подчинённое положение. Управлением государства, в основном, занимались поляки. Поэтому создание Речи Посполитой для большинства литовской знати стало своеобразной утратой. Утратой собственной самостоятельности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 145

Вопросы и задания к главе I

1. Назовите основные итоги Нового времени (XVI–XVII вв).

В XV-XVI вв. были сделаны Великие географические открытия, европейцы вышли в Мировой океан. Старые представления о мире сменились более достоверными знаниями. Перед человеком открылись новые возможности и перспективы. Началась «атлантическая» эра европейской экономики, оживилась предпринимательская деятельность. Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй. Складываются абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Появление национальных государств совпадает с развитием капитализма. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наемного труда. Начавшаяся в XVI в. Реформация положила конец единству католической церкви. В XVI-XVII вв. в европейских странах в недрах традиционного общества зарождаются черты общества современного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Подумайте, почему именно в конце XV – начале XVI в. стали возможны Великие географические открытия.

Появление книгопечатания привело к распространению знаний, в том числе по географии. В плаваниях моряки пользовались компасом и астролябией, а главное – к этому времени появились новые конструкции парусов и кораблей. Появились каравеллы – новый тип хорошо управляемого судна, достигавшего 30 м в длину, 8 м в ширину и имевшего осадку 3 м. Несколько позже появляется более крупно судно – галион, еще лучше приспособленное к длительным плаваниям. Картографы стали изготавливать карты с более точно нанесенными на них очертаниями Европы, Азии и Северной Африки. На карты наносились широты. Португальцы создали навигационные карты, на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов. Новые изобретения и технические усовершенствования позволили европейцам расширить знания о Земле, совершить Великие географические открытия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие новые черты в экономической жизни общества позволяют говорить о зарождении капиталистического хозяйства?

Оживление в XVI-XVII вв. в европейских странах внутренней торговли, создание международных торговых компаний, банков и бирж, рост городов – все это свидетельствовало об успехах в развитии рыночного хозяйства. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наемного труда. Наряду с ремесленным производством развивались мануфактуры. Появляются новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков – сельские предприниматели. Увеличивается численность и богатство предпринимателей-капиталистов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как высчитаете, почему деятелей новой культуры называют гуманистами, а время, когда возникла и развилась новая культура, - Возрождением?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Учение гуманистов утверждало признание в человеке единства телесного и духовного начал, радостное восприятие жизни, учило деятельному отношению к миру вместо пассивного созерцания, то есть человеческая личность – главная ценность гуманистов. Эпоха Возрождения была названа так за отказ от средневековых традиций и возрождение античной культуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Какое явление в жизни общества получило название «Реформация»? Как повлияла Реформация на духовную, политическую и экономическую жизнь общества?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В XVI в. происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией. В данном случае Реформация – это движение за переустройство церкви. Эпоха Реформации вызвала ряд народных движений, направленных против сеньориальных порядков. Из-под папской власти ушли Скандинавия, Германия, Голландия, часть Франции. Реформация положила конец единству католической церкви. Учение Кальвина о Божественном предопределении рождает новую мораль, способствующую успехам трудовой деятельности. Европа раскололась на два лагеря – католический и протестантский.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Поразмышляйте над вопросом: насколько была неизбежна Реформация в Европе? Своё мнение обоснуйте.

Думаю, что Реформация в Европе к началу XVI в. была неизбежной. Слишком много проблем накопилось в католической церкви, которые она сама не хотела решать самостоятельно. Тем более, ещё в Средние века многими подымался вопрос о том, что действия духовенства в реальности не соответствуют официальным требованиям церкви. Особенно ярким примером можно назвать движение катаров (конец XII – начало XIII вв.), которые помимо чисто религиозных вопросов, активно осуждали католическую церковь за стремление к накоплению богатств и вмешательству в политическую жизнь государств, а представителей духовенства – за то, что оно злоупотребляет своей властью, а также погрязло в роскоши и разврате. Похожие идеи также проповедовал и национальный герой Польши Ян Гус, сожжённый за свои убеждения на костре. И таких людей, трезво мыслящих и понимающих, что католическая церковь не должна оставаться такой как прежде, с каждым годом становилось всё больше и больше. Таким образом предпосылки к Реформации были заложены уже давно, поэтому её начало было лишь вопросом времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Обсудите с одноклассниками: можно ли раннее Новое время считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного? Свою точку зрения подтвердите фактами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Раннее Новое время можно считать временем разложения традиционного общества и зарождения общества современного, так как идет разрушение традиционного хозяйства, на смену которому приходит капиталистическое хозяйство. Дух предпринимательства приводит к тому, что значительная часть городского населения работает по найму – это наемные рабочие. В деревне также происходят большие изменения: крестьяне в большинстве своем стали лично свободными, среди них идет процесс имущественного расслоения. Наряду с традиционным дворянством, появились новые дворяне, связанные с рынком, использующие труд батраков, - это сельские предприниматели.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 145

Творческие работы и проекты.

Групповой творческий проект «Модная Европа XVI-XVII вв.»

Информационный проект «Титаны Возрождения»

Никколо Макиавелли – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Никколо родился в 1469 году недалеко от Флоренции в деревне Сан-Кашано. Макиавелли не изучал древнегреческий язык, но читал латинские переводы Фукидида, Полибия и Плутарха, из которых черпал вдохновение для своих исторических трактатов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В жизни Никколо Макиавелли можно выделить два этапа: во время первого он преимущественно занимался государственными делами. В 1512 году начался второй этап, ознаменованный принудительным удалением Макиавелли из активной политики и написанием трудов, впоследствии сделавших его имя знаменитым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Никколо Макиавелли являлся членом Совета восьмидесяти, ответственным за дипломатические переговоры и военные дела. В 1498 году он был выдвинут и утвержден на посту секретаря второй канцелярии флорентийского правительства, хотя подавал прошения на более низкие должности, но получал отказы. В том же году был избран секретарем военной Комиссии Десяти, органа, уполномоченного представлять Флоренцию в вооруженных конфликтах. Именно в этой должности, с 1498 по 1512 годы, по поручению правительства Николло многократно выполнял дипломатические поручения при дворах Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и при папском дворе в Риме. С 1502 по 1503 годы Никколо был послом при дворе герцога Чезаре Борджиа. Месяцы, проведенные в его обществе, послужили толчком к пониманию Макиавелли идей «мастерства управления государством, независимого от моральных устоев», которые впоследствии отразились в трактате «Государь». В 1503-1506 годах Макиавелли был ответственен за флорентийскую стражу и защиту города, отстаивал идею создания ополчения. После возвращения Медичи во Флоренцию попал в опалу и был уволен со всех постов, а в 1513 году был обвинен в заговоре против Медичи и арестован. Несмотря на пытки, отвергал свою причастность и благодаря амнистии был освобожден. Никколо удалился в свое поместье в Сант’Андреа-ин-Перкуссина около Флоренции, где занялся написанием книг. В ноябре 1520 года получил должность историографа, написал «Историю Флоренции». В это же время им было написано несколько пьес – «Клиция», «Бельфагор», «Мандрагора» - которые ставились с большим успехом. Из-за книги «О военном искусстве» был отправлен на инспекцию городских стен Флоренции. Умер Никколо Макиавелли в 1527 году.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Принято считать, что Никколо Макиавелли циник, считающий, что в основе политики стоят выгода и сила, и что в политике всегда следует применять силу, а моралью можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако это не верно. В своих книгах он неоднократно подчеркивал, что правителю наиболее выгодно опираться на народ. Ложь допустима только к врагам, а жестокость – только к бунтовщикам. В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества. Он называет политику «опытной наукой». Макиавелли – один из немногих деятелей Возрождения, затронувший вопрос о роли личности правителя. Он считал, что, исходя из реалий современной Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем враждующие мелкие правители. Никколо Макиавелли первым поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности2.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Исследовательский проект «Реформация – революция в сфере сознания». Проанализируйте и систематизируйте информацию об изменениях, которые происходили в жизни церкви и общества под влиянием Реформации.

В XVI в. католическая церковь переживала кризис. Под влиянием идей гуманистов шло обмирщение сознания. Публичные молитвы, посты, культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – все это не удовлетворяло многих верующих.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Мартин Лютер предложил верующим ответ на вопрос: как достичь спасения души? Учение Лютера можно свести к трем главным положениям: человек спасается верой; вера обретается только через милость Бога и не зависит ни от каких заслуг человека; только Священное Писание, слово Божье, является авторитетом в делах веры. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Его учение было связано с распадом традиционного общества и постепенным превращением человека в индивидуальность. Такому человеку не нужны были посредники для общения с Богом. Сторонников Реформации стали называть протестантами, так как они выступали с протестом, то есть выступили против гегемонии католической церкви.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вслед за Лютером и другими религиозными мыслителями Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос, волновавший верующих: свободен ли человек в выборе своего жизненного пути или его судьба заранее предопределена Богом? Учение Кальвина заставляло его последователей упорно трудиться: иным путем знак спасения души получить было невозможно. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение отвечало, прежде всего, идеалам горожан и предпринимателей в эпоху зарождения капиталистического хозяйства. Оно подчеркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства. Кальвинистская трудовая этика способствовала развитию капиталистического хозяйства и дальнейшему разложению традиционного общества, утверждению человека Нового времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Исходя из изложенного, можно сказать, что Реформация – революция в сфере сознания, которая создала человека Нового времени с новыми моральными ценностями, соответствовавшими духу того времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 146

Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

Вопрос в начале главы II

Выделите общие черты событий в Нидерландах во второй половине XVI — начале XVII в. и в Англии в середине – второй половине XVII в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Обе революции являются буржуазными, сменившими феодальные порядки. Обе революции сопровождались религиозными распрями – в Англии англиканство против католичества, в Нидерландах – кальвинизм против католичества.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам