Вспомните, какие формы политической власти существовали в странах Востока в Средние века. Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных восточных обществ? Какие ценности проповедовала древняя индийская религия буддизм?
Добавить текст Вернуть оригиналВ странах Востока существовали монархии и деспотии. Для традиционных восточных обществ было характерно то, что верховным собственником земель являлось государство, главным занятием населения является сельское хозяйство.
Добавить текст Вернуть оригиналИдеал человека в буддизме – стать «просветленным», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души. Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 205
Вопрос к иллюстрации
Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры того же времени? Почему?
В архитектуре Китая XV в. сказывалось влияние буддизма и окружающего ландшафта. В Китае архитекторы создавали пагоды – буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Своеобразная архитектура была отличительной чертой восточных государств.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 209
Вопросы в конце параграфа
1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
Государственная, общинная и частная формы собственности.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI – XVII вв.
Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI-XVII вв. быстро развивались города в Китае. Горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей. На Западе города имели свои органы власти.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?
Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось. В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. В сословной системе существовала строгая иерархия.
Добавить текст Вернуть оригинал4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.
Буддизм – религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира в Индии, Китае и Индии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н.э.). Его называли Буддой, т.е. «просветленным высшим знанием». Согласно его учению, вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых – неудовлетворенные земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вел неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Идеал человека – стать «просветленным», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души. Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Какие сословия существовали в Японии в XVII в.?
В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воны (самураи), крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые – в сословия не входили.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 209
Подумайте
1. Составьте рассказ на одну из тем по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
Добавить текст Вернуть оригинал«Деревенская община на Востоке».
Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство.
Добавить текст Вернуть оригиналВ Индии все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле. Общинники не могли уйти из своей деревни. Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов. В Китае во главе общины стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. Они несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой повинности: община несла ответственность за этот проступок.
Добавить текст Вернуть оригиналОбщина обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства. Указанный путь, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращению его в мировую религию.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Сделайте вывод: какие основные черты характерны для традиционных обществ Востока в XVI-XVII вв.?
Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство. Главным занятием для населения в условиях традиционного общества оставалось сельское хозяйство. Государства Востока устанавливали правила жизни всех сословий и строго следили за их соблюдением. Государства регулировали хозяйственную жизнь, города не имели самостоятельности. Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. Религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 211
Величие и упадок Испании.
Вопрос в начале параграфа
Вспомните, что такое Реконкиста. Когда она завершилась? В чём выражалась контрреформационная политика католической церкви? Проверьте себя, прочитав парарграфе 12. Какова сущность «революции цен»?
Добавить текст Вернуть оригиналРеконкиста – это процесс отвоевания христианами Пиренейского полуострова, который в начале VIII в. захватили арабы-мусульмане. Реконкиста завершилась в 1492 г. уничтожением последнего арабского государства на полуострове – Гранадского эмирата. Контрреформационная политика католической церкви в Испании заключалась в том, чтобы заставить мусульманское население принять христианство или покинуть страну. Тех арабов, которые согласились креститься, называли мориски. Однако испанцы им всё же до конца не доверяли и относились к морискам, как к людям второго сорта.
Добавить текст Вернуть оригиналСущность «революции цен» состоит в том, что после колонизации Америки испанцами и захвата ими золотых и серебряных рудников (в первую очередь, в Мексике и Перу), в Испанию хлынуло колоссальное количество драгоценных металлов. Так, как золота и серебра стало слишком много, то их ценность существенно уменьшилась. В свою очередь, стоимость продуктов питания возросла в несколько раз. Таким образом, было наглядно доказано, что увеличение количества денег в обороте неизбежно приводит к росту цен на товары первой необходимости (прежде всего, на хлеб).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 133
Вопросы в конце параграфа
1. Найдите на карте «Держава Карла V» территории, входившие в состав этого государства. Перечислите их названия.
В состав державы Карла V входили следующие государства: Испания, Неаполитанское королевство и Священная Римская империя (Германия и Нидерланды).
Добавить текст Вернуть оригинал2. Охарактеризуйте государственный строй Испании XVI в.
В XVI в. Испания окончательно превратилась в абсолютную монархию. Сословно-представительные учреждения – кортесы уже не имели реального влияния и выполняли скорее символическую роль. В свою очередь, значительно укрепилась королевская власть, которая опиралась на централизованный государственный аппарат и католическую церковь.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Составьте в тетради схему «Раздел державы Карла V», указав ветви, образовавшиеся на родовом древе Габсбургов, территории, отошедшие к ним, а также представителей этих ветвей.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Почему испанского монарха Филиппа II иногда называли «королём-монахом»?
Испанского монарха Филиппа II иногда называли «королём-монахом» по двум причинам. Во-первых, он ревностно защищал интересы католической церкви и безжалостно искоренял любое инакомыслие. Во-вторых, король по своей натуре был довольно замкнутым и нелюдимым человеком, предпочитал уединённый образ жизни, что напоминало поведение монахов.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Что общего и различного было во внешней политике Карла V и Филиппа II? Каковы результаты их внешней политики?
Общим во внешней политике Карла V и Филиппа II было то, что они стремились к усилению могущества Испании и защите интересов католической церкви. Однако, если Карл V всячески пытался объединить под своим руководством все христианские государства Европы, то его сын Филипп ІІ действовал по-другому: насаждал католицизм, нередко путём вмешательства во внутренние дела государства (например, в религиозные войны во Франции). Внешняя политика Карла V в целом успеха не имела. Христианская Европа так и не была объединена, а протестантизм распространялся всё шире, и шире, охватывая новые страны (например, Англию). Что касается Филиппа ІІ, то успехом увенчалась разве что борьба с турками (победа в битве при Лепанто в 1571 г.) и кратковременное объединение Испании и Португалии. В остальном его ждали неудачи (особенно болезненным был разгром протестантской Англией испанского флота в 1588 г.).
Добавить текст Вернуть оригинал6. Чем можно объяснить экономический подъём Испании в первой половине XVI в.?
Экономический подъём Испании в первой половине XVI в. можно объяснить колонизацией Америки. Из Нового Света хлынуло огромное количество золота и серебра, а из Испании в колонии ввозились ремесленные товары. Такая ситуация в значительной мере способствовала расширению торговли и пополнению испанской казны.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Перечислите причины упадка экономики Испании в конце XVI в.
Главными причинами упадка экономики Испании в конце XVI в. были: «революция цен», сокращение собственного промышленного производства и закупка необходимых товаров за рубежом, чрезмерное развитие овцеводства в ущерб другим отраслям сельского хозяйства (прежде всего, выращиванию пшеницы), сдерживающая развитие капиталистических отношений налоговая система, а также значительное увеличение расходов на содержание армии и флота.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 134
Подумайте
1. Как вы понимаете высказывание, относящееся к правлению Карла V: «Один монарх, одна империя, один меч»?
На мой взгляд, автор данного высказывания таким образом пытался раскрыть планы Карла V: объединение христианской Европы в единую империю, во главе с одним правителем, который выступает как единый «меч», т.е. защищает империю от внешней угрозы (в первую очередь, от турок-мусульман).
Добавить текст Вернуть оригинал2. Одни современники изображали Филиппа ІІ политическим монстром, мрачным изувером, подозрительность и жестокость которого разрушали Испанию. Другие считали короля «образцом монарха и христианина», благодаря которому Испания приобрела международный авторитет. Каково ваше мнение в отношении этого испанского короля? Почему существуют противоположные характеристики Филиппа ІІ? Подумайте, кто мог быть автором данных характеристик.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, в данном вопросе, истина находиться где-то посередине. Филипп ІІ действительно отличался определённой скрытностью и недоверием к окружающим, а также был очень консервативным человеком. С другой стороны, он старался действовать в интересах государства и католической церкви, что несомненно укрепило авторитет Испании на мировой арене (прежде всего, из-за разгрома турок при Лепанто). А существование противоположных характеристик Филиппа ІІ объясняется очень просто: авторы описывали деятельность короля исходя из собственных взглядов и интересов. Думаю, что те, кто описывал монарха политическим монстром, а также мрачным и подозрительным изувером, во-первых, скорее всего были не испанцами (в Англии и Франции Филипп ІІ воспринимался как враг), а во-вторых, были протестантами по своему вероисповеданию (естественно, что поддержка Филиппом ІІ католической церкви вызывала у них раздражение и ненависть). В свою очередь, те, кто называл короля «образцом монарха и христианина», относились или к дворянскому сословию Испании, или к католическому духовенству. Для них такой король действительно был образцом для подражания.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Согласны ли вы со следующей точкой зрения: «Упадок Испании был обусловлен близорукостью экономической политики её монархов? Свою позицию обоснуйте.
Добавить текст Вернуть оригиналПолностью согласен с тем, что недальновидная и несколько консервативная политика испанских королей в конце концов и привела к экономическому упадку Испании. Так, они крайне враждебно относились к распространяющимся капиталистическим отношениям и всячески пытались подавить новые веяния в экономике. Существующая налоговая система защищала интересы испанской землевладельческой знати, но существенно сдерживала развитие торговли и собственной промышленности. Таким образом, Испания всё больше и больше отставала в своём развитии от таких передовых государств, как Англия и Нидерланды.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Составьте в тетради сложный план ответа на тему: «Основные этапы истории Испании в XVI – XVII вв.».
1) Предпосылки могущества Испании:
а) завершение Реконкисты и её последствия;
Добавить текст Вернуть оригиналб) роль Испании в Великих географических открытиях;
Добавить текст Вернуть оригиналв) создание Испанской колониальной империи.
Добавить текст Вернуть оригинал2) Испания – сильнейшее государство Европы:
Добавить текст Вернуть оригинала) особенности внутренней политики Карла V;
Добавить текст Вернуть оригиналб) особенности внутренней политики Филиппа ІІ;
Добавить текст Вернуть оригиналв) внешняя политика испанских монархов;
г) роль католической церкви в жизни Испании.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Ослабление и упадок Испании:
а) экономические проблемы Испании;
б) военные поражения Испании;
в) ослабление Испании на международной арене.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 134
Воспоминания современника (фрагмент)
Вопрос к тексту.
Что стало причиной состояния земледелия в Испании, описанного современником? Почему, по мнению автора воспоминаний, большинство испанцев превратилось в бездельников? Как вы считаете, кто такие бездельники-дворяне и бездельники-нищие?
Добавить текст Вернуть оригиналПричиной такой ситуации в земледелии было нежелание их собственников обрабатывать землю. По мнению автора воспоминаний, большинство испанцев превратились в бездельников, потому что не хотели трудиться на земле. К бездельникам-дворянам следует отнести тех, дворян, которые предпочитали зарабатывать себе на жизнь войной, а не земледелием, а к бездельникам-нищим относились те, кто не имели земли или их земля была разорена.
Добавить текст Вернуть оригинал
Стр. 134