Стр. 122
1. Самозванцы в мировой истории
Лжебардия I (Гаумата) — выдавал себя за убитого сына Кира Великого, Смердиса (Бардию), захвативший власть в Персии и правивший страной в течение семи месяцев.
Добавить текст Вернуть оригинал
Нидинту-Бел — выдавал себя за сына последнего вавилонского царя Набонида и стал царствовать в течение трех месяцев под именем Навуходоносора III.
Добавить текст Вернуть оригинал
Мартия — выдавал себя за царя Элама под именем Хумпаникаша.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лжебардия II (Вахьяздат) — выдавал себя за убитого сына Кира Великого.
Добавить текст Вернуть оригинал
Фравартиш — объявил себя потомком мидийского царя Киаксара и короткое время контролировал Мидию под именем царя Хшатрита.
Добавить текст Вернуть оригинал
Араха — выдавал себя за сына последнего вавилонского царя Набонида и короткое время контролировал Вавилон под именем Навуходоносора IV.
Добавить текст Вернуть оригинал
Атамайта — был провозглашен эламитами царем Элама под именем Аттахамити-Иншушинак
Добавить текст Вернуть оригинал
Андриск — выдавал себя за Филиппа, сына последнего царя Македонии Персея.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Нероны, как минимум три
Александр I Балас — претендент на трон Селевкидов
Добавить текст Вернуть оригинал
Ороферн Никифор — выдавал себя за каппадокийского царевича (160—156 до н. э.)
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Маргарет — якобы Маргарет Норвежская Дева, королева Шотландии (умерла в 7 лет).
Добавить текст Вернуть оригинал
Кэд, Джек — выдавал себя за Джона Мортимера, побочного сына последнего графа Марчского
Добавить текст Вернуть оригинал
Уорбек, Перкин — выдавал себя за сына Эдуарда IV
Добавить текст Вернуть оригинал
Симнел, Ламберт — выдавал себя за графа Уорика, находившегося в заключении племянника Эдуарда IV
Добавить текст Вернуть оригинал
Салманазар, Джордж — выдавал себя за уроженца острова Формоза, ныне — Тайвань
Добавить текст Вернуть оригинал
Принцесса Карабу — выдавала себя за принцессу из далеких стран (XIX в).
Добавить текст Вернуть оригинал
Лавиния Ривз — объявила, что принадлежит к королевскому дому (XIX в.)
Добавить текст Вернуть оригинал
Псевдо Иоанны I
Жанна де Армуаз — выдавала себя за Жанну д’Арк
Добавить текст Вернуть оригинал
Брюно, Матюрен — выдавал себя за дофина Луи Бурбона (Людовика XVII), умершего в Тампле в 10 лет
Добавить текст Вернуть оригинал
Наундорф, Карл Вильгельм — аналогично
Эрваго, Жан-Мари — аналогично
Эбер, Анри Этельберт Луи Виктор — аналогично
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян I («Король Пенамакора») — подлинное имя неизвестно. Выдавал себя за короля Португалии Себастьяна I, погибшего во время Крестового похода в Африку.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян II — аналогично. Подлинное имя Матеуш Альвареш.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян III — аналогично. Подлинное имя Габриэль де Эспинос.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Себастьян IV — аналогично. Подлинное имя Марко Тулио Катицоне[2].
Добавить текст Вернуть оригинал
Сверрир Сигурдссон, захватил престол Норвегии
Добавить текст Вернуть оригинал
Сигурд Слембе — претендент на трон Норвегии
Добавить текст Вернуть оригинал
Тиль Колуп — выдавал себя за императора Фридриха II.
Добавить текст Вернуть оригинал
Дальюнкер — неизвестный, выдававший себя за сына шведского регента Стена Стуре. Историки не пришли к окончательному согласию о его подлинной личности.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Константин (Фома) — выдавал себя за императора Константина VI.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Михаил — выдавал себя за свергнутого императора Михаил VII Дука.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже Константин Диоген — выдавал себя за старшего сына свергнутого императора Романа IV Константина Диогена.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже Лев Диоген — выдавал себя за младшего сына Романа IV Льва Диогена.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лжецаревич Василий — сын лже-Льва Диогена, претендовавший на Византийский престол в 1116—1119 гг.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Алексеи — как минимум трое самозванцев, выдававшие себя за убитого Алексея II Комнина.
Добавить текст Вернуть оригинал
Лже-Иоанн — выдавал себя за свергнутого и ослепленного императора Иоанна IV Ласкариса29.
Добавить текст Вернуть оригинал
Вплоть до XVII в. Россия не была сильным единым государством, в котором существовал был династический кризис. Власть в России вплоть до династического кризиса была сильной, что не допускало возможности для появления самозванцев.
Добавить текст Вернуть оригиналСамозванцы появляются при следующих условиях:
Добавить текст Вернуть оригинал1) Наличие династического кризиса.
2) Наличие недовольства среди населения центральной властью.
Добавить текст Вернуть оригинал3) Наличие других кризисных явлений в разных сферах.
Добавить текст Вернуть оригинал4) Отсутствие реального наследника на престол при условии его наличия в прошлом.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Гражданская война в истории человечества
В истории человечества известно немало примеров, когда жители одного государства воевали не с каким-то внешним врагом, а между собой. Во всех случаях их целью было получение власти. Т.е. гражданская война представляла собой крайнюю форму борьбы за власть, когда заговоры, интриги, политические убийства не приносили желаемого результата. Именно тогда богатые и могущественные люди брались за оружие и доказывали на поле боя своё право править страной.
Добавить текст Вернуть оригиналЯркими примерами гражданской войны в древней истории были события эпохи Рима: война Цезаря с Помпеем (49 – 45 гг. до н.э.) и война Антония с Октавианом (32 – 30 гг. до н.э.). Победителями в этих конфликтах стали Цезарь и Октавиан соответственно. Во времена Средневековья гражданские войны никуда не делись, а приобрели форму борьбы между различными группировками феодалов. Наиболее ярким примером таких конфликтов следует назвать Войну Белой и Алой Розы, которая полыхала в Англии с 1455 г. по 1485 г. Тогда за английский престол боролись представители двух королевских династий: Ланкастеров и Йорков, а победителем в итоге оказалась династия Тюдоров, чей первый представитель Генрих VII, взойдя на трон, прекратил это бессмысленное кровопролитие. В Новое время примером гражданской войны можно назвать события начального периода Английской революции (1640 – 1660). Страна фактически оказалась разделённой пополам: часть населения поддержала короля Карла І Стюарта, а другая – парламент и его лидера Оливера Кромвеля.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.hrono.ru/sobyt/_000sob/_049voyna.php
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studfile.net/preview/1847944/page:25/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://diletant.media/articles/45357943/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/056/707.htm
Добавить текст Вернуть оригинал3. Церковный раскол – трагедия российской истории
Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.
Добавить текст Вернуть оригиналПатриарх Никон
Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нем сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.
Добавить текст Вернуть оригиналСтарообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.
Добавить текст Вернуть оригиналКрупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его соузники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».
Добавить текст Вернуть оригиналПротопоп Аввакум
Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году.
Добавить текст Вернуть оригиналВ.И. Суриков «Боярыня Морозова»
К боярыне Морозовой с сочувствием относилась знать, со злорадством – обычное население (крестьяне и посадское население).
Добавить текст Вернуть оригиналВ конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.
Добавить текст Вернуть оригиналРаскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор30.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, раскол русской церкви избежать было невозможно, так как церковная реформа требовалось, а проведение ее даже в соответствии с замечаниями будущих старообрядцев не смогло бы устранить все противоречия.
Добавить текст Вернуть оригиналТрехперстное крещение
Поясные поклоны
4. Мой край в XVI – XVII вв.
Древний русский город Смоленск и Смоленская земля на протяжении XVI – XVII вв. играли заметную, а иногда даже ключевую роль в истории России. В указанный период он фактически находился в центре борьбы между Великим княжеством Литовским (позже – Речью Посполитой) и Россией. В начале XVI в. Смоленск был частью Литвы, но в ходе русско-литовской войны 1512 – 1522 гг. трижды подвергался осаде со стороны российских войск, и в 1514 г. был взят русскими воинами. Так Смоленск вошёл в состав России и стал важнейшим оборонительным пунктом на её западной границе. Недаром город стали называть «щитом России» или «воротами в Москву».
Добавить текст Вернуть оригиналВажнейшую роль Смоленск сыграл в ходе Смутного времени. Он выдержал 20-месячную осаду польско-литовских войск, существенно сорвав планы противника и в значительной мере ослабил его. В сентябре 1609 г. к Смоленску подошла армия короля Сигизмунда III, город начали героически оборонять все его жители, представители всех сословий. Многочисленные штурмы успеха не принесли. И лишь благодаря действиям предателя, который указал полякам на слабое место крепостной стены, в июне 1611 г. город-герой пал под натиском врага.
Добавить текст Вернуть оригиналСогласно условиям Деулинского перемирия 1618 г., Россия была вынуждена отдать Смоленск и прилегающие к нему земли вчерашнему неприятелю. В 1632 – 1634 гг., в ходе Смоленской войны, царь Михаил Фёдорович попытался вернуть город, но его постигла неудача. Лишь в ходе русско-польской войны 1654 – 1667 гг. Смоленск и Смоленская земля навсегда вернулись в родную гавань. Более того, в честь данного события была написана первая в России панегирическая «Песня о взятии Смоленска».
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.smolensk-travel.ru/smolensk/istoriya-smolenska/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.smoladmin.ru/o-smolenske/istoriya-goroda-v-datah/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://xlegio.ru/navy/medieval-ships/history-of-shipbuilding/big-portuguese-caravel.html↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/biblioteka/b/pochiemu-afanasii-nikitin-za-tri-moria-poshiel↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.spsl.nsc.ru/history/descr/kazan.htm↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://diletant.media/articles/30205797/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://miraska.narod.ru/tatars/kazantatars/kiem1.htm↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.advokatymoscow.ru/press/news/5066/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/makarii_v_miru_mikhail↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3-%D0%B4%D0%B2%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%B0/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/iov-patriarkh↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/mitropolit_filipp_ii↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://biography.wikireading.ru/116310↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/giermoghien-patriarkh↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://histrf.ru/biblioteka/b/s-boghom-v-dushie-i-otvaghoi-v-sierdtsie-kak-zashchishchali-troitsie-sierghiiev-monastyr↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://nplus1.ru/blog/2017/04/17/silver-standard-russia↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gufo.me/dict/vasmer/%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gufo.me/dict/shansky/%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://gufo.me/dict/krylov/%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.krepost-smolensk.ru/istoriya-srazhenij-u-smolenskoj-krepostnoj-steny/smolenskaya-vojna-1632-1634-gg/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/bogdan_khmielnitskii↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.krskstate.ru/about/narod/etnoatlas/0/eid/115↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%87↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BBвD0%B5%D0%BE%D0%BD↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4#%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0%A1%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2467↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://arheologija.ru/stanovlenie-rossii-kak-mnogonatsionalnogo-gosudarstva/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86#%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/tsierkovnyi_raskol_xvii_vieka↩︎
Добавить текст Вернуть оригинал