Народы России в XVII в.
Вопрос в начале параграфа
Как в XVII в. происходило дальнейшее формирование многонационального Российского государства? Какие народы вошли в состав России в XVII в.?
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVII в. продолжалось развитие России как многонационального государства. В ее подданство перешли народы, населявшие Украину, Сибирь и Дальний Восток. Эти народы говорили на разных языках, имели различные обычаи, исповедовали различные религии и культы, но отныне у них было одно общее Отечество – Россия. В Поволжье, присоединение которого закончилось к началу XVII в., проживали татары, марийцы, чуваши, мордва, удмурты, башкиры. На Кавказе отношения складывались по-разному, процесс присоединения еще только начинался. В Сибири и на Дальнем Востоке проживали ненцы, эвенки (тунгусы), буряты, якуты (саха), юкагиры, чукчи, коряки, камчадалы, курилы, дауры.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 82
Вопрос к пункту 2
Когда украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси?
Украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси в 1688 г.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 82
Вопрос к пункту 2
Как называлось правительственное учреждение, находившееся в Москве и ведавшее управлением украинскими землями, вошедшими в состав России?
Добавить текст Вернуть оригиналДля управления Левобережной Украины в Москве в 1663 г. был создан Малороссийский приказ.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 83
Вопрос к пункту 3
Когда в Поволжье была создана первая православная епархия? Где располагался её центр? Кого называли новокрещёнами?
Первая православная епархия в Поволжье возникла в 1555 г. в Казани. Новокрещёнами называли людей, которые добровольно приняли православие.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 86
Вопросы и задания к тексту материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся
1. Как происходило освоение русскими новых земель? Какие положительные и отрицательные последствия несла с собой русская колонизация народам Сибири и Дальнего Востока?
Добавить текст Вернуть оригиналЦарское правительство поощряло переселение русских на неосвоенные территории страны. Здесь жаловали земли дворянам, не притесняли крестьян-переселенцев. По мере освоения землепроходцами сибирских и дальневосточных территорий русские приступили к строительству своих поселений и в восточных районах страны. С местным населением они вели товарообмен: меняли продукты земледелия и животноводства на пушнину, рыбу, мясо и шкуры морских животных, передавали местному населения опыт возделывания земли, строительства жилищ, ведения домашнего хозяйства.
Добавить текст Вернуть оригиналВместе с тем, как и всюду, где шел процесс колонизации новых земель, русские несли коренным жителям и свой отрицательный опыт. Сибирские народы впервые испытали на себе действие «огненной воды» (водки), коварство и алчность некоторых представителей «белого царя», за бесценок скупавших у них дорогие меха.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Охарактеризуйте особенности управления украинскими землями в XVII в. Почему часть украинцев выступала против воссоединения с Россией?
Добавить текст Вернуть оригиналЛевобережная Украина и Киев вошли в состав России при условии сохранения самоуправления. Москва осуществляла управление этими территориями через гетмана. Независимой остались судебная и финансовая системы. Сохранение вольного духа казацкого самоуправления на Украине в условиях усиления самодержавия мешало укреплению центральной власти.
Добавить текст Вернуть оригиналУсиление имущественного неравенства, привилегии в вопросах городского самоуправления для новой украинской знати вызывали возмущение бедных слоев сельского и городского населения Украины. Острые разногласия вызывал и вопрос о подчинении украинского духовенства московскому патриарху.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Каким было положение народов Поволжья?
Татарская знать, в большинстве своем перешедшая на службу к российским царям, наряду с русскими феодалами облагали налогами местных крестьян и захватывали их земли. Новокрещёны получали большие преимущества по сравнению с теми, кто сохранял мусульманскую веру. Отбор земли у местного населения, обложение его налогами и принудительная христианизация вызывали постоянные народные волнения в Поволжье.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какие шаги были сделаны в XVII в. по укреплению российского влияния на Кавказе?
Во время борьбы с Персией в 1639 г. правитель Кахетии был вынужден присягнуть на верность царю Михаилу Федоровичу. А в 1650 г. российское подданство принял и имеретинский царь. Это был первый шаг по развитию и укреплению отношений между Россией с народами и государствами Кавказа.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Расскажите о жизни народов Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Заполните (в тетради) таблицу «Народы Сибири и Дальнего Востока в XVII в.»
Добавить текст Вернуть оригиналНазвание народа | Территория проживания | Основные занятия и особенности жизненного уклада |
---|---|---|
Ненцы (самоеды) | От Европейского Севера до низовьев Енисея | Основное занятие – оленеводство; подсобные занятия – рыбная ловля, охота на птиц и пушных зверей; проживали в чумах; служителями культа были шаманы |
Эвенки (тунгусы) | От Енисея до Охотского моря | Занятия – охота и рыбная ловля; жили в чумах, летом покрытых берестой, а зимой – меховыми шкурами; сохранялся родовой строй; войны между отдельными племенами и родами |
Буряты | По берегам Ангары и Байкала | Занимались скотоводством (разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и верблюдов), охотились, ловили рыбу; буряты к западу от Байкала занимались земледелием (сеяли просо, гречиху и ячмень) |
Якуты (саха) | Северо-восточная Сибирь | Скотоводческие племена; заготавливали на зиму сено для скота, делали из молока творог и сыр; занимались рыболовством; охота на пушного зверя; развивалось кузнечное и гончарное ремесло; жилище – юрта и хлев для скота – хотон |
Юкагиры, чукчи, коряки, камчадалы, курилы | Крайний северо-восток Сибири | Юкагиры, коряки и чукчи занимались оленеводством; камчадалы и курилы питались преимущественно рыбой и травами |
Дауры | Приамурье | Основное занятие – земледелие; умели получать растительное масло, занимались огородничеством и садоводством; держали лошадей, коров, овец, свиней и кур; подсобные занятие – охота и рыбная ловля; строили города, защищенные рвами, стенами и башнями |
Стр. 86
Работаем с картой
1. С помощью атласа, покажите на карте территорию, вошедшую в состав России в XVII в. Какие народы её населяли?
Территории, вошедшие в состав России в XVII в., населяли буряты, ненцы, эвенки (тунгусы), якуты, юкагиры, чукчи, коряки, камчадалы, курилы, дауры, и другие народы.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Воспользовавшись картой, перечислите государства, с которыми в XVII в. граничила Россия на юге и востоке.
На юге – Османская империя, Крымское ханство; на востоке – Китай.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Изучаем документы
ИЗ «ОТПИСКИ ЕНИСЕЙСКОМУ ВОЕВОДЕ АФАНАСЬЮ ПАШКОВУ СЫНА БОЯРСКОГО ПЕТРА БЕКЕТОВА О ПЛАВАНИИ ЕГО ПО РЕКАМ ТУНГУСКЕ И СЕЛЕНГЕ И ПО БАЙКАЛУ ОЗЕРУ»
Добавить текст Вернуть оригиналЧто нового вы узнали из документа о жизни тунгусов (эвенков)?
Эвенки готовят готовые сухие рыбные запасы. Проживают они от озера Иргень, по реке Шилке, Нерчи и других территориях (достаточно обширные территории).
Добавить текст Вернуть оригиналИЗ «ОТПИСКИ ЯКУТСКОМУ ВОЕВОДЕ ИВАНУ АКИНФОВУ СЛУЖИВЫХ ЛЮДЕЙ СЕМЁНА ДЕЖНЁВА И НИКИТЫ СЕМЁНОВА О ПОХОДЕ ИХ НА РЕКУ АНАДЫР, О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПРОТИВ ИНОРОДЦЕВ И ПРОЧ.»
Добавить текст Вернуть оригинал1. Как определяют Семён Дежнёв и Никита Семёнов цель своего похода?
Цель С. Дежнева и Н. Семенова в получении большой прибыли.
Добавить текст Вернуть оригинал2. О каких прибыльных промыслах они рассказывают?
Прибыльным промыслом они называют ловлю моржей и добычу их зубов (клыков).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 87
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Как формировалось наше многонациональное государство в XVII в.? На каком уровне развития находились народы, вошедшие в состав России в XVII в.? Как они влияли друг на друга?
Добавить текст Вернуть оригиналВ XVII в. продолжалось развитие России как многонационального государства. В ее подданство перешли народы, населявшие Украину, Сибирь и Дальний Восток. Эти народы говорили на разных языках, имели различные обычаи, исповедовали различные религии и культы, но отныне у них было общее Отечество – Россия.
Добавить текст Вернуть оригиналНароды Сибири и Дальнего Востока находились на более низком уровне развития. Благодаря включению этих народов в состав Российского государства, они познакомились с многими техническими достижениями, с новыми сельскохозяйственными культурами, особенностями государственного и общественного строя. Однако был и негативные последствия. Русские поселенцы познакомили народы с водкой, которая негативно сказывалась на здоровье и обычаях местного населения, разрушался типичный общественный строй, разрушались традиции. Русские поселенцы обманывали местное население, а также устанавливали налоги, которые становились бременем для свободного кочевого населения.
Добавить текст Вернуть оригинал2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию об одном из народов (о территории проживания, основных занятиях, быте, культурных и религиозных традициях, одежде и т. д.), вошедших в состав России в XVII в. На основании собранного материала подготовьте электронную презентацию.
Добавить текст Вернуть оригиналБуряты
Этническое складывание бурятского народа восходит к племенам, населявшим Забайкалье и Предбайкалье в эпоху бронзы (III-II тыс. до н. э.). В I тысячелетии эта территория входила в состав государства хуннов, затем Уйгурского ханства. В XI-XIV вв. с приходом в Прибайкалье монгольских племен и создания единого Монгольского государства Бурятия была включена в коренной удел государства, а все население вовлечено в общемонгольскую политическую, хозяйственную и культурную жизнь.
Добавить текст Вернуть оригиналВ середине XVII в. Бурятия была присоединена к России, в связи с чем территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племен, завершившийся к концу XIX в. образованием бурятского этноса. Помимо собственно бурятских племен в него вошли отдельные группы халха-монголов и ойратов, есть в нем тюркская и тунгусская составляющие.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиционные занятия и жилище
Преобладающей отраслью традиционного хозяйства бурят было скотоводство - разведение крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов, овец и коз. Вспомогательное значение имели охота (преимущественно в горно-таежных районах) и рыболовство (главным образом на о. Байкал). Со средних веков известны и традиции земледелия (рожь, просо, пшеница, ячмень, овес).
Добавить текст Вернуть оригиналИз ремесел развиты кузнечное, ювелирное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Часть бурят занималась охраной государственных границ и в середине XIX в. была переведена в служивое сословие Закайкальского казачьего войска.
Добавить текст Вернуть оригиналДревней формой бурятского традиционного жилища была круглая войлочная юрта. С XIX в. ей на смену пришли многоугольные деревянные срубные юрты с покатой крышей. С распространением в Бурятии срубных жилищ русского типа (изб) многоугольные юрты местами сохранялись как подсобные помещения (амбары, летние кухни и т. д.).
Добавить текст Вернуть оригиналНациональный костюм
Традиционная мужская и женская одежда бурят имела относительно небольшие различия. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку - уджэ.
Добавить текст Вернуть оригиналНа голове мужчины носили коническую шапку с расширяющимся околышем из меха, от которой на спину спускались две ленты; женщины - остроконечную шапку с меховой опушкой и красной шелковой кистью. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутым кверху носком.
Добавить текст Вернуть оригиналИзлюбленными украшениями женщин были височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, специальные кафтаны и кортики (у знати), свидетельствующие о высоком положении. С начала XX в. традиционный костюм постепенно стал уступать место русской городской и крестьянской одежде.
Добавить текст Вернуть оригиналНациональная кухня
Кочевое и полукочевое хозяйство обусловило тип питания, в котором преобладали молочные и мясные продукты. Из молока приготавливали варенец, сыр, масло. Впрок заготовлялся хурут - сушенный кислый творог. Из кобыльего молока делали кумыс, а из коровьего - молочную водку (архи).
Добавить текст Вернуть оригиналКурут
Потребление мяса зависело от количества скота, которым владела семья. Летом предпочитали баранину, зимой - мясо крупного рогатого скота. Лучшим мясом считалась конина, а затем - баранина. Жители прибрежья Байкала ели рыбу. Повсеместно употреблялись дикоросы (лук, черемша, сарана) и ягоды.
Добавить текст Вернуть оригиналВ традиционной кухне бурят имелись также мучные блюда, но печеный хлеб начали печь только под влиянием русского населения.
Добавить текст Вернуть оригиналПодобно монголам, буряты пили зеленый чай, в который наливали молоко, клали соль и топленое масло. И сегодня бурятский чай очень популярен в народе и является символом гостеприимства.
Добавить текст Вернуть оригиналНародное творчество
Основные жанры бурятского фольклора - мифы, легенды, предания, героический эпос («Гэсэр»), сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространены эпические сказания - улигэры, насчитывавшие от 2 до 25 тыс. поэтических строк. Они исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента хур. Другие народные инструменты - бубен, хучир, чанза, лимба, бихчур, сур.
Добавить текст Вернуть оригиналНаиболее популярным видом танцевального искусства является танец-хоровод ехор. Существовали также танцы-игры «Ягша», «Айсухай», «Ягаруухай», «Гуугэл», «Аярзон-Баярзон». В народном искусстве Бурятии большое место занимают резьба по кости, дереву и камню, литьё, чеканка по металлу, ювелирное дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях.
Добавить текст Вернуть оригиналНародные праздники и знаменитости
В настоящее время из традиционных праздников бурят самыми популярными являются Сагаалган и Сурхарбан, которые проводятся в масштабах селений, районов и округов. Спортивная часть Сурхарбана включает национальные виды: борьбу, стрельбу из луков, конные скачки.
Добавить текст Вернуть оригиналРелигия
В духовной жизни бурят взаимосвязаны три религиозные традиции: буддизм, шаманизм и христианство. В 1741 г. буддизм (в форме ламаизма тибетской школы Гелугпа) признан одной из официальных религий в России. К 1914 г. в Бурятии насчитывалось 48 дацанов и 16 тыс. лам, что составляло около одной десятой всего ее населения.
Добавить текст Вернуть оригиналУ западных бурятов наибольшего успеха достигло православие. Однако, несмотря на христианизацию, у них сохранялись традиционные верования, шаманизм. Весь мир, по их представлениям, населен духами небесными (высшими) и земными. Существуют добрые духи, которым служат белые шаманы, и злые духи с черными шаманами.
Добавить текст Вернуть оригиналОдежда шамана отличалась большим числом подвесок: бубенчиков, металлических фигурок, дисков, изображающих солнце. Бурятский шаман в отличие от северных народов редко использовал бубен, применяя в основном колокольчик и трость.
Добавить текст Вернуть оригиналРелигиозные традиции нашли отражение и в праздничном календаре. Шаманы руководили тайлаганами, которые проводились весной, летом и осенью. Праздник включал в себя молебен, жертвоприношение духам-покровителям, общую трапезу и различные игры-состязания.
Добавить текст Вернуть оригиналС утверждением буддизма получили распространение ламаистские праздники - хуралы, устраиваемые при дацанах. Наиболее популярные из них Цам и Майдари, приходившиеся на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Сагаалган), считавшийся началом нового года. У западных бурят получили распространения христианские праздники Рождество, Пасха, Ильин день23.
Добавить текст Вернуть оригинал3. С помощью дополнительной литературы и Интернета напишите (в тетради) эссе на тему «Народы России: наша общая история».
Добавить текст Вернуть оригиналРоссия – многонациональное государство, которое формировалось в течение нескольких столетий. В России проживают славянские народы (русские, украинцы, белорусы и другие), кавказские народы (чеченцы, дагестанцы и другие), финно-угорские народы (мордва, удмурты, марийцы, карелы и другие) и другие народы. Всего в России проживает более 180 национальностей. Однако все эти национальности и народности объединены одним Отечеством.
Добавить текст Вернуть оригиналНароды России имеют свои обычаи, религиозные традиции, свой уклад жизни, свою национальную культуру. Но в процессе формирования единого государства они прошли вместе с другими народами все важные вехи истории нашей страны. Немало народностей участвовало в войнах с Османской империей, отстаивая интересы России на южных рубежах. Известны подвиги народов России в годы Первой Мировой войны. Все народы пережили гибель Российской империи и становление Советского государства. Большую роль в истории нашей Родины играла Гражданская война, которая не обошла стороной жители всего нашего государства. Известны подвиги представителей разных национальностей в годы Великой Отечественной войны, когда на защиту СССР встали все – и русские, и украинцы, и чеченцы, и удмурты, и буряты, и другие народности. Все они пережили и развал Советского Союза. Однако все эти события связывают все народы в единое целое – страну с общей историей.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 88