Решебник по истории России 7 класс Арсентьев ФГОС Часть 1, 2 §28

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник
Часть:1, 2
Нужно другое издание?

§28

Русская Православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол

Вопрос в начале параграфа

Каковы были причины и последствия церковного раскола?

Церковная реформа Никона 1653-1655 гг. изменила обрядовую сторону православия, но стала главной причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Церковный собор 1666-1667 гг. предал проклятию всех ее противников, что являлось еще одной причиной раскола.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнета властей. Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям в России, надолго закрепил противостояние между приверженцами реформированной церкви и старообрядцами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 77

Вопрос к пункту 3

В чём вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?

Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном заключатся в стремлении патриарха расширить свою власть, добившись первенства церковной власти над царской. Царь не желал разделить власть с патриархом, который выступил против этого решения. Это привело к церковному суду над Никоном.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 80

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Каково было положение Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?

Смута стала суровым испытанием для церкви. Была разграблена церковная утварь и осквернены мощи святых, уничтожены многие церкви. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. Однако это не только не сломило, но и укрепило духовные силы верующих и священнослужителей. После польского плена митрополит Филарет был избран патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Филарет был фактически вторым государем, так как царь Михаил Федорович, сын Филарета, не принимал решения без согласия отца.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. В чём заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему её проведение пришлось именно на середину XVII в.?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В русских церковных книгах, переписывавшихся от руки из века в век, имелось много описок и искажений текста в сравнении с оригинальными. Немало сомнений вызывал и обычай многоголосия во время церковной службы, крещение двумя пальцами и др. Это стало причинами для церковной реформы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Проведение реформы выпало на середину XVII в. в связи с усилением роли и значения церкви в жизни общества и государства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Почему разгорелся конфликт между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном? Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Патриарх Никон претендовал на первенство церковной власти над царской, что, по существу, обозначало разделение власти царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Однако царь Алексей Михайлович не желал разделять свою власть. Патриарх Никон решил заставить царя признать свою неправоту, однако Алексей Михайлович созвал Церковный собор и осудил Никона.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?

Сущность церковного раскола заключалась в непризнании части верующих церковных реформ патриарха Никона. Церковный раскол впервые привел к массовым религиозным выступлениям в России. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных общественных слоев, понимавших по-особому приверженность традициям своей веры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Выскажите своё мнение о протопопе Аввакуме.

Протопоп Аввакум был ярым сторонником благочестивого образа жизни. Он выступал за обращение к первооснове веры в русских источниках. Его борьба привела к объединению многих общественных сил, выступавших за защиту старой веры, и превратилась в одну из форм протеста народа против гнета властей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?

Значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в. внесли патриарх Филарет, который укрепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича, а также патриарх Никон, который провел церковную реформу, изменившую основы православной веры и приведшая к церковному расколу, разделившую верующих на две части.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 80

Изучаем документ

1. К какому виду письменных источников относится этот документ?

Данный документ относится к публицистическим произведениям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона? Объясните позицию Аввакума.

Аввакум негативно относился к церковной реформе Никона, считая, что она идет против русских традиций православия. Его позиция была связана с тем, что исправление церковных книг и икон шло по греческим образцам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие нет?

Я одобряю слова – «говори своим природным языком», не одобряю – «Возьми еретиков… и пережги их, скверных собак».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 80

Думаем, сравниваем, размышляем

1. О необходимости исправления церковных книг говорили и патриарх Никон, и протопоп Аввакум. Первый предлагал править книги по греческим оригиналам, второй – по старославянским переводам. Как вы думаете, почему победила позиция патриарха Никона?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Царь Алексей Михайлович стремился построить отношения со странами Запада, к тому же он хотел подчеркнуть преемственность Русской православной церкви от Константинополя, что укрепило бы авторитет церкви среди всего православного мира. Поэтому был принят вариант патриарха Никона.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Старообря́дчество, или древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1651—1660-х годах Московским патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебной практики Московской церкви того времени с греческой церковью и прежде всего — с церковью Константинопольской.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Богослужебная реформа была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов, проходивших в Москве в 1650—1680-х годах. Противники реформы были преданы анафеме как еретики на Московском соборе 1656 года (только держащиеся двуперстного крестного знамения) и на Большом Московском соборе 1666—1667 годов. Реформа вызвала раскол в Русской церкви. В результате появились оппозиционные группы раскольников, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В зависимости от отношения старообрядцев к священству принято делить их на две группы — поповцев и беспоповцев. Поповцы полагают «новообрядцев» еретиками второго чина (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают «новообрядцев» еретиками первого чина, для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён. Крупнейшая старообрядческая организация в современной России — Русская православная старообрядческая церковь — относится к поповцам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Отличия «древлеправославной» службы от «общеправославной»:

  Добавить текст Вернуть оригинал
  • Двуперстие при крестном знамении.

  • Крещение только путём троекратного полного погружения.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • Исключительное использование восьмиконечного Распятия; четырёхконечное Распятие не используется, поскольку считается латинским. Почитается простой четвероконечный крест (без Распятия).

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • Написание имени Исус с одной буквой «и», без новогреческого добавления второй буквы Иисус, что соответствовало правилам славянского написания имени Христа.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • не используются акафисты (за исключением «Акафиста о Пресвятой Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • сохраняются начальные и исходные поклоны.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке).

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • более широко используются погласицы в церковном чтении.

      Добавить текст Вернуть оригинал
  • сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (Псалтырь, Иеросалим, Давыд, Предотеча, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)

      Добавить текст Вернуть оригинал

В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, основана в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния. В 2007 году рядом клириков и мирян РПСЦ была образована самостоятельная Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причём значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве. В 1999 году от РДЦ отделилась Древлеправославная архиепископия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие22.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666 – 1667 гг.?

На Церковном соборе 1666-1667 гг. решались вопросы проведения церковной реформы и преданию проклятию всех ее противников, а также суд над патриархом Никоном.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Используя картину художника А. Д. Кившенко «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» (с. 76), составьте рассказ о начале церковной реформы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Патриарх Никон начинает проводить церковную реформу, согласно которой вводились крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлялись по греческим образцам иконы и церковные книги. Все свои предложения патриарх Никон представил на Церковном соборе 1654 г., который одобрил реформу, но предложил изменения в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?

  Добавить текст Вернуть оригинал

В течение XVII в. происходило усиление самодержавной царской власти, которая опиралась не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию; выросли права и привилегии дворянства – социальной опоры царского самодержавия. Это позволило царской власти опираться при принятии решений не на церковь, а на дворянство, которое полностью поддерживало его. Таким образом, именно это повлияло на занятие первенствующего положения светской власти по отношению к церковной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 81

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам