Церковь и государство в XVI в.
Вопрос в начале параграфа
Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее отношения с властью?
Церковь в Российском государстве XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали; во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриархии.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 95
Вопрос к пункту 1
Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.?
Русская православная церковь в начале XV в. не имела самостоятельности. Ее главой считался митрополит Киевский и всея Руси, назначавшийся вселенским патриархом. С 1325 г. резиденция митрополита находилась в Москве. В 1448 г. был созван церковный собор, на котором впервые без согласия Константинополя митрополитом Киевским и всея Руси был избран епископ рязанский и муромский Иона. Этот шаг означал закрепление самостоятельности (автокефалии) Русской православной церкви, ее независимости от вселенского патриарха. Все последующие митрополиты всея Руси вводились в сан без участия константинопольских первосвященников. В 1458 г. вселенский патриарх и папа римский признали митрополитом Киевским и всея Руси сторонников унии Григория. С тех пор одновременно действовали два митрополита всея Руси.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 97
Вопрос к пункту 2
Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.
Император Византии был главой церкви. Церковь служила интересам государства и власти, отождествляя императора с Божьим помазанником. Проведение церковных соборов, утверждение их решений было во власти императора. Однако, формально церковь сохраняла свою самостоятельность.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 97
Вопрос к пункту 3
Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.
Ересь – религиозное учение, противоречащее основным положениям господствующей католической церкви, отступление от «истинной веры». Еретиков в средневековой Европе сжигали на кострах.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 100
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какую роль играл приходской храм для округи?
Приходской храм был центром религиозной жизни человека. Храм был не только местом для молитвы, но и местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных. Помимо этого, они учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании актов и завещаний, участвовали в межевании (определении границ) земель и расследовании преступлений.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что составляло основу экономического могущества церкви?
Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения и вклады прихожан.
Добавить текст Вернуть оригинал3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?
Суть спора между иосифлянами и нестяжателями заключалась в вопросах церковного землевладения. Иосифляне были сторонниками сохранения в руках церкви крупного землевладения, а нестяжатели – напротив, при этом выступая за необходимость придерживания духовенством скромной и даже аскетической жизни. В дальнейшем данный спор дополнился такими проблемами, как отношения между светской и духовной властями, а также независимостью церкви от светской власти.
Добавить текст Вернуть оригиналКонфликт между иосифлянами и нестяжателями закончился неоднозначно. Православная церковь сохранила свои земельные владения, но в политическом отношении стала ещё более зависимой от государства.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?
Светская власть не имела надежного аппарата управления страной, поэтому нуждалась в поддержке церкви.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Используя хрестоматию по истории России, составьте в тетради список церковных и светских письменных исторических источников, раскрывающих положение Русской православной церкви в рассматриваемый период.
Добавить текст Вернуть оригиналСкрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV– XVI вв.: Подвижники Русской церкви. Новосибирск, 1991.
Добавить текст Вернуть оригиналГолубинский Е. Е. История Русской церкви. М., 1997–1998. Т. 1–4.
Добавить текст Вернуть оригиналСиницына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV– XVI вв.). М., 1998.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 100
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.
Добавить текст Вернуть оригинал25 марта (5 апреля) 1713 г. в Санкт-Петербурге в присутствии Петра I была торжественно освящена деревянная Благовещенская церковь; именно этот день и является официальной датой основания Александро-Невской лавры.
Добавить текст Вернуть оригиналСогласно преданию, Пётр I, осматривая в 1710 г. окрестности Петербурга, обратил внимание на то место, где, по его мнению, 15 июля 1240 г. Святой Благоверный Князь Александр Ярославович одержал знаменитую победу над соединёнными силами Шведов, Норвежцев и Финнов под предводительством славного их военачальника Биргера (Невская битва), за что и получил от современников проименование Невского». Основатель северной столицы, назвал это место «Виктори» (победа), и велел построить здесь монастырь во имя Пресвятой Троицы и св. Александра Невского. В это же время архимандрит Феодосий водрузил здесь крест с надписью: «На сем месте создатися монастырю».
Добавить текст Вернуть оригиналНа указанном месте была поставлена часовня, а 25 марта (5 апреля) 1713 г., «при присутствии Царского Пресветлого Величества с его высоким синклитом, [была освящена деревянная церковь] во имя Благовещения Пресвятой Девы Богородицы…, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нём обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать».
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1714 г. были основаны братские кельи, и началось монашеское общежитие.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1716 г. было основано Лазаревское кладбище, получившее своё название по имени небольшой каменной церкви Праведного Лазаря, сооружённой вблизи алтаря деревянной Благовещенской церкви для погребения сестры Петра I царевны Наталии Алексеевны.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1720 г. при монастыре была открыта типография, а позже — Духовная академия, которая действует и сейчас. В 1722 г. по проекту Доменико Трезини была построена каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. 30 августа (10 сентября) 1724 г. сюда из Боголюбского Рождественского монастыря г. Владимира перенесли мощи святого Александра Невского. Здесь они находились до 1790 г., а затем их поместили в новый Свято-Троицкий собор, где они пребывали до 1922 г.
Добавить текст Вернуть оригиналСтроительные работы в монастыре продолжались практически до конца XVIII в. Были построены Митрополичий дом, Архиерейские палаты, новые корпуса. В 1776 г. под руководством архитектора И. Е. Старова началось создание нового монументального собора Александро-Невской лавры. Кроме Троицкого собора Старов спроектировал круглую площадь перед входом на территорию монастыря, построил надвратную церковь, которая завершает перспективу Невского проспекта, каменную ограду, два угловых жилых дома и здание богадельни при въезде на площадь.
Добавить текст Вернуть оригинал18 (29) декабря 1797 г. император Павел I повелел Святейшему Синоду Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево-Печерскою и Троицкою Сергиевскою».
Добавить текст Вернуть оригиналНа сегодняшний день Свято-Троицкая Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырём Санкт-Петербургской епархии10.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Найдите в тексте параграфа примеры, с помощью которых можно аргументировать положение о том, что церковные деятели играли значительную роль в жизни государства. Почему эти факты можно использовать для аргументации?
Добавить текст Вернуть оригиналВасилий III покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители митрополиту Даниилу. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками. Иосиф Волоцкий провозглашал божественный характер власти государя. Российские государи выступали покровителями православия.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман? Какие из них вам известны?
Архитектурные сооружения христиан – церкви, соборы, храмы. Успенский Собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор.
Добавить текст Вернуть оригиналАрхитектурные сооружения мусульман – мечеть. Мечеть Джума-Джами (Евпатория).
Добавить текст Вернуть оригинал4. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?
Добавить текст Вернуть оригиналФилипп был представителем одного из знатнейших родов. Колычевы были прямыми потомками Андрея Кобылы. Отец Филиппа был дядькой Юрия Васильевича – младшего сына Ивана III. Сам же Федор Степанович принял в Соловецком монастыре монашеский постриг под именем Филиппа. В 1548 году Филипп стал игуменом Соловецкого монастыря, в 1566 году митрополитом Московским. 23 декабря 1569 году Филипп был удушен одним из руководителей опричного войска Малютой Скуратовым.
Добавить текст Вернуть оригиналБудучи рожденным в семье, чьи представители принадлежали к верхушке московской аристократии, Федор готовился к государевой службе, обучался грамоте по Священному Писанию, владению оружием, верховой езде. Согласно «Бархатной книге» род Андрея Кобылы имел «немецкое» происхождение, уходящее еще во времена Александра Невского. Однако исследователями данная теория была опровергнута и высказано предположение, что Кобыла происходил из семьи знатных костромских бояр. Бесспорным является тот факт, что Андрей Кобыла был первым исторически достоверным предком дома Романовых.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1537 году Колычевы поддержали младшего сына Ивана III Андрея Ивановича князя Старицкого в его борьбе против регентствовавшей при малолетнем Иване IV Васильевиче Елены Глинской. Иван Умной-Колычев, дядя Федора, попал в тюрьму, троюродные братья же были казнены.
Добавить текст Вернуть оригиналПосле этих событий Федор принимает решение бежать из дома. С одной стороны, исследователи связывают такой поступок со страхом опалы, с другой, не стоит забывать, что Федору к тому моменту было 30 лет, но он не был женат, что являлось совершенно ненормальным в обществе XVI в. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Федор имел желание уйти в монастырь, а сложившаяся ситуации подтолкнула его к этому.
Добавить текст Вернуть оригиналИз Москвы Федор отправился на север. Около года он жил у крестьянина Суботы на берегу Онежского озера, выполняя самую тяжелую хозяйственную работу. Уходя, он сообщил Суботе, что из Москвы идет на Белое море. Подобные поразительные моменты в биографии Филиппа будут встречаться и далее. Прекрасно образованный, обученный ведению государственных дел человек, собираясь принять постриг, целенаправленно движется в крестьянский, мужицкий монастырь. На тот период существовало достаточное число обителей за пределами Москвы, где братия состояла из таких же высокообразованных интеллектуалов. Однако Федора не прельщает такой путь, он идет туда, где само повседневное житие крайне трудно – в Соловецкий монастырь.
Добавить текст Вернуть оригиналНезадолго до прибытия Федора на Большой Соловецкий остров, пожар практически подчистую уничтожает деревянный монастырь. Однако это не заставляет Колычева отвернуться от своего начинания. После полутра лет послушания тогдашний игумен Алексий постригает его с именем Филипп и определяет новоначальному духовным наставником старца Иону Шамина. Снова Филипп оказывается в крайне суровых условиях, так как ученик Александра Свирского Иона слыл самым строгим и жестким во всем монастыре.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1548 году игумен Алексий по старости лет сложил с себя сан и в качестве своего преемника предложил монастырскому собору Филиппа. Собор согласился с выбором Алексия и Филипп был возведен в сан новгородским архиепископом Феодосием.
Добавить текст Вернуть оригиналВ период своего игуменства Филипп, с одной стороны, всячески развивал монастырь, вкладываясь в него всей душой. Преображенский собор, Успенский храм с трапезной были отстроены в камне, в монастырских вотчинах было возведено огромное количество хозяйственных и промышленных сооружений, озера Большого Соловецкого острова были соединены сложнейшей сетью каналов. Царь отписал монастырю множество земель. Монастырская казна полнилась, и средства эти тут же направлялись в дело. При Филиппе Соловецкий монастырь стал безоговорочным духовным, промышленным и экономическим центром всего русского Севера.
Добавить текст Вернуть оригиналС другой стороны, Филипп крайне тяготился необходимостью постоянно быть в самом центре всех не связанных с монашеским бытием процессов, как то поездки в Новгород, переговоры с вышестоящими иерархами, воеводами, боярами. По этой причине он выстроил недалеко от монастыря пустынь, где мог подвизаться в молитве несколько дней, никого, не принимая и никуда не выходя.
Добавить текст Вернуть оригиналВ силу этого известие о том, что царь желает видеть его митрополитом Московским, Филипп воспринял крайне тяжело и отказался от столь высокого сана. Однако же епископы, прибывшие на собор 1566 года, все же убедили соловецкого игумена, и 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филипп был хиротонисан во епископа и поставлен на престол митрополита Московского и всея Руси.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1568 году Иван Грозный начинает репрессии по отношению к боярской верхушке, ряд представителей крупных семей казнят. Филипп увещевает царя не начинать опричный террор, однако слова эти остаются неуслышанными. Тогда 22 марта 1568 года после богослужения в Успенском соборе митрополит Филипп произносит обличительную речь перед всей паствой, в которой вопрошает Грозного государя: «Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки?». На что Иван IV отвечает: «Я был слишком милостив к тебе, митрополит, к твоим сообщникам в моей стране, но я заставлю вас жаловаться».
Добавить текст Вернуть оригинал28 июля во время службы в Новодевичьем монастыре, перед чтением Евангелия, Филипп обернулся и увидел на голове одного из опричников тафью. На что митрополит указал царю, однако опричник успел снять головной убор до того, как Грозный успел что-либо заметить. Иван IV пришел в ярость, назвав Филиппа лжецом и мятежником. После этого случая начался суд, во время которого митрополита Филиппа обвинили в колдовстве, в качестве свидетелей вызвав нескольких соловецких монахов.
Добавить текст Вернуть оригинал8 ноября 1568 года во время службы в Успенском соборе Филиппу объявили о низвержении его из сана и поместили под арест в Богоявленский монастырь, откуда затем перевели в Николо-Греческий. Туда царь, казнив племянника святителя, прислал отрубленную голову, зашитую в кожаный мешок, со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1569 году святитель Филипп был переведен в Отроч Успенский Тверской монастырь. Во время похода на Новгород того же года Иван Грозный отправил к святителю своего любимца, голову опричного войска Малюту Скуратова, который и задушил Филиппа.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1591 году, по просьбе братии Соловецкого монастыря, мощи Филиппа Московского были доставлены из Отроча монастыря и захоронены под папертью придела святых Зосимы и Савватия Спасо-Преображенского собора. К слову, именно Филипп перенес мощи соловецких отцов-основателей в Преображенский собор.
Добавить текст Вернуть оригинал19 июля 1652 года мощи святителя были доставлены в Успенский собор Московского Кремля и с почестями помещены в серебряную раку около иконостаса11.
Добавить текст Вернуть оригинал