Культура России в XVII в.
Главный вопрос урока
Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству?
В XVII в. русская культура состояла как из традиционных религиозных, так и из новых светских элементов.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 233
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Как процесс обмирщения отразился на русской литературе XVII в.?
Процесс обмирщения русской литературы способствовал тому, что большинство авторов в XVII в. уже составляли не представители духовенства, а служилые и посадские люди, а иногда – даже крестьяне. Их произведения отличались не религиозностью, а скорее развлекательным характером и сюжетами, взятыми из общественной жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие новые жанры появились в литературе?
В русской литературе XVII в. появились такие жанры, как приключенческие повести, «рыцарские романы», а также различные пародии и сатирические произведения.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 234
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Чем объяснить успешное развитие каменного светского и церковного строительства в XVII в.?
Успешное развитие каменного светского и церковного строительства в XVII в. объясняется бурным экономическим развитием Российского государства. Это способствовало массовому использованию камня в качестве главного строительного материала.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какой стиль появился в архитектуре в XVII в.? Расскажите о его особенностях?
В русской архитектуре XVII в. появился такой стиль, как нарышкинское (московское) барокко. Его особенностью была декоративность и динамичность, симметрия и строгая композиция, а также напряжённость и контрастность.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 235
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Какие новшества ввёл в иконопись Симон Ушаков?
Симон Ушаков ввёл в иконопись такое новшество, как очеловечивание образа Иисуса Христа, т.е. попытался изобразить его максимально похожим на простых смертных.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что такое парсуна? Почему её считают переходным жанром между иконой и портретом?
Парсуной называли портреты людей в XVII в. Переходным жанром парсуну можно считать из-за того, что она изначально писалась по правилам иконописи, но изображался на ней не Господь, Богородица или святые, а живой человек.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 237
Вопросы и задания к пункту параграфа
1. Как изменилось отношение к учёбе в XVII в.? Почему потребовались новые учебные пособия?
В XVII в., в связи с появлением в культуре светских черт, роль образования в жизни человека стала более важной. Новые учебные пособия потребовались, потому что содержание Псалтыря и Часослова, по которым традиционно учились дети, уже не соответствовало требованиям времени. Религиозные книги только приобщали к православной вере, но не давали тех знаний, которые были необходимы. Возникла необходимость в азбуках, букварях и грамматиках.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие новые учебные заведения были созданы в XVII в.?
В XVII в. были созданы следующие учебные заведения: училище при Андреевском монастыре, школа при Заиконоспасском монастыре, школа при Печатном дворе, а также Славяно-греко-латинская академия.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 238
Вопросы и задания в конце параграфа
1. Прочитайте эпиграф:
Как «старина и новизна перемешались» в развитии культуры в XVII в.? Свой ответ подтвердите примерами.
Стариной в русской культуре XVII в. можно назвать следование православным религиозным традициям (в литературе, архитектуре, изобразительном искусстве и т.д.). В свою очередь, новизной считается появление светских (нецерковных) элементов, а также некоторых западноевропейских веяний (например, архитектура барокко). На мой взгляд, наиболее ярким примером «смешивания старины и новизны» можно назвать изобразительное искусство, в частности парсуну, в которой соединялись черты как традиционной живописи, так и светского портрета.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Как вы понимаете выражение «обмирщение культуры»? Как процессы обмирщения отразились в литературе, архитектуре, живописи, образовании?
Добавить текст Вернуть оригиналВ моём понимании, «обмирщение культуры» – это уменьшение влияния на культуру церкви и её запретов, и усиление влияния общества (мира). Этот процесс в России был характерным для всего XVII в. и охватил абсолютно все аспекты культуры. В литературе «обмирщение» проявлялось в виде появления большого количества нерелигиозных развлекательных произведений, с сюжетами, взятыми из жизни общества. В архитектуре данные процессы отразились в виде строительства большого количества светских сооружений, и переходе от аскетизма и простоты сооружений до использования большого количества декоративных элементов (наиболее яркий пример – стиль барокко). В изобразительном искусстве, «обмирщение» проявлялось в виде писания икон, в которых Господь и святые изображались с проявлением человеческих черт и эмоций, а также в зарождении светского живописания (парсуна). В образовании «обмирщение» привело к появлению специализированных учебных пособий (азбук, грамматик) и основанию новых учебных заведений.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Вспомните особенности архитектуры Западной Европы в XVII в.? Сравните русскую и западноевропейскую архитектуры. Чем московское барокко отличалось от предшествующих архитектурных стилей в России и Западной Европе?
Добавить текст Вернуть оригиналРусская и западноевропейская архитектура XVII в., хоть и имели общие черты, всё же развивались независимо друг от друга. Это порождало определённые отличия. К примеру, с середины XVII в., в связи с появлением интереса к античному наследию Древней Греции и Древнего Рима, в Западной Европе стал популярным стиль классицизм, признаков которого в России в указанный период не наблюдалось.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако общей чертой в русской и западноевропейской архитектурах был стиль барокко. В России он получил название московского (нарышкинского) барокко. Он отличался от предшествующих архитектурных стилей тем, что характеризовался излишней декоративностью, торжественностью, симметричностью и сложностью форм.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Школы при Аптекарском и Посольском приказах».
XVII в. характеризовался как распространением образованности среди русского населения, так и появлением новых учебных заведений, часть из которых специализировалась на подготовке специалистов конкретной сферы деятельности. Именно такими заведениями были школы при Аптекарском и Посольском приказах, которые фактически являлись структурными подразделениями данных органов исполнительной власти и готовили кадры для работы в них.
Добавить текст Вернуть оригиналТак, в 1654 г. была основана школа при Аптекарском приказе, которую ещё называли Лекарской школой. Поскольку её задачей была подготовка русских лекарей, то данное заведение считается первым учреждением в России, где готовили профессиональных медиков. В неё набирали «стрелецких детей» – т.е. сыновей незнатных и малоимущих дворян. Учёба происходила на протяжении 4-6 лет. Преподавали основы хирургии, терапии, анатомии, физиологии и даже фармации (науки о лекарствах). Почти все преподаватели были иностранцами (в основном – немцы). Большинство выпускников данной школы направлялись лекарями в войска, т.е. выполняли роль военных врачей. К концу XVII в. стало нормой, что каждый полк имеет своего лекаря. При этом следует отметить очень малое количество медиков: ежегодно выпускалось не более 30 выпускников, что было явно недостаточно для потребностей Российского государства. Поэтому подавляющее большинство населения продолжало пользоваться услугами различных знахарей и народных целителей.
Добавить текст Вернуть оригиналУ школы при Посольском приказе было иное предназначение – здесь готовили будущих дипломатов России: послов, подьячих и думных дьяков, а также вспомогательный персонал: приказных судей, переводчиков, толмачей, приставов, золотописцев (писарей с красивым почерком). Поскольку дипломатическая служба была намного престижнее работы лекаря, то школа не ощущала недостатка в желающих получить такое образование. Поэтому обучались здесь не только дети дворян, но и бояр. На протяжении 5-7 лет их обучали дипломатическому этикету, придворному церемониалу, и самое главное – иностранным языкам. Во второй половине XVIII в. Посольский приказ имел специалистов по 21 языку: как по европейским (английскому, французскому, немецкому, польскому, шведскому и т.д.), так и по восточным (татарскому, турецкому, арабскому, персидскому, монгольскому и т.д.). Кроме того, в обязательном порядке изучали т.н. «мёртвые языки»: латынь и древнегреческий. В целом, выпускник такой школы знал в среднем 2-3 иностранных языка.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом выпускники школ при Аптекарском и Посольском приказах выполняли крайне важные функции как для Российского государства, так и для общества в целом.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://www.rmj.ru/articles/istoriya_meditsiny/Pervaya_medicinskaya_shkola_Rossii/
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://studfile.net/preview/6012108/page:77/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://istorja.ru/forums/topic/2390-posolskiy-prikaz/
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/1927
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:
1) создание Славяно-греко-латинской академии;
1687 г.
2) открытие школы при Заиконоспасском монастыре;
1665 г.
3) появление школы при Печатном дворе;
1680 г.
Стр. 239
Вопросы и задания к документу
1. Почему «Калязинская челобитная» относится к жанру сатирической литературы?
«Калязинская челобитная» является сатирическихм произведением, потому что в нём высмеиваются и осуждаются пороки и недостатки как архимандрита, так и православного духовенства в целом.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие претензии предъявляли монахи к настоятелю монастыря?
Монахи предъявляли настоятелю монастыря следующие претензии: расточительное отношение к монастырским деньгам и имуществу, неаккуратное отношение к церковной утвари (использование грязного кадила), самодурство (самовольное введение поклонов во время великого поста), кормление скудной пищей (тогда как архимандрит питается яствами).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 239
Главный вопрос урока
Можно ли назвать развитие культуры XVII в. переходным этапом от традиций к новаторству?
Правильный ответ.
В. Главной особенностью развития русской культуры в XVII в. было сочетание традиционных религиозных и новых светских элементов.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 239