Культурное пространство Русского государства в XV в.
Вопрос в начале параграфа
Как борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на развитие русской культуры ХV в.?
Добавить текст Вернуть оригиналСоздание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к изменению взглядов его жителей на окружающий мир, формированию национальной русской культуры, духовному и культурному взлёту России.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 107
Вопрос к пункту 1
Какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия?
Главными культурными центрами русской культуры до Батыева нашествия были Киев и Новгород.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 108
Вопрос к пункту 3
В чём состояла основная идея «Сказания о князьях Владимирских»?
Основная идея «Сказания о князьях Владимирских» заключалась в том, что московские великие князья имели право на самодержавную власть, так как они являются наследниками киевских князей.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 109
Вопрос к пункту 4
Почему многие литературные произведения XV в. испытывали на себе влияние «Слова о полку Игореве»?
«Слово о полку Игореве» было посвящено неудачному походу русских князей на половцев в 1185 г. Это произведение пропитано любовью к Отечеству, воспевала борьбу против захватчиков. Эта тема была актуальна в период борьбы с ордынским владычеством.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 114
Список исторических деятелей
Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский художник, ученый, изобретатель, мыслитель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
Добавить текст Вернуть оригиналСандро Боттичелли (1445-1510) – итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 114
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Как изменение политического положения русских земель повлияло на изменение в восприятии окружающего мира их жителями?
Добавить текст Вернуть оригиналДля русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой и т.д., появилась возможность их сравнивать.
Добавить текст Вернуть оригиналПревращение Москвы в центр освободительной борьбы привел к изменению образа великих князей, которые воспринимались как лидеры государства, ведущего справедливую борьбу с Ордой.
Добавить текст Вернуть оригиналПадение Византии, попытки католицизма проникнуть в православные земли привели к пониманию, что Русь становится последним оплотом православия в мире.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Назовите особенности русской культуры XV в.
В XV в. закладывались основы будущей единой русской культуры. Она впитывала в себя лучшие достижения жителей отдельных русских земель, а также других народов, с которыми русские люди имели тесные связи.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи Русского государства. Все больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру. Расширялись культурные связи с другими странами, особенно с Италией. Итальянские зодчие, которые приезжали работать в Россию, оставили глубокий след в истории русской культуры.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу?
Победа на поле Куликовом в 1380 г. придала русским людям уверенность в своих силах, вызвала желание отразить это событие в различных художественных произведениях. Сложился так называемый Куликовский цикл. В произведениях этого цикла люди черпали примеры мужества, служения Отчизне, верности православию.
Добавить текст Вернуть оригинал4. В чём главная идея теории «Москва – Третий Рим»?
Филофей утверждал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «Второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Москва осталась верна православию и потому теперь является центром истинного христианства, Третьим Римом, «а четвертому Риму не бывать».
Добавить текст Вернуть оригинал5. Какие изменения происходили в русском зодчестве и живописи XV в.? Расскажите об их достижениях.
Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти возродил на Руси изготовление кирпичей, которые вновь стали использовать для строительства. Русские мастера под руководством итальянцев сложили из кирпичей стены и башни нового Московского Кремля, возвели Успенский и Архангельский соборы. По-прежнему использовался белый камень. Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества.
Добавить текст Вернуть оригиналВ конце XIV – начале XV в. в Москве складывается собственная школа живописи. Наиболее ярким представителем стал Андрей Рублев. Самая известная работа Рублева – икона «Троица». В творчестве Андрея Рублева получает свое логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV – начала XVI в. был Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя только текст учебника.
Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени.
Добавить текст Вернуть оригиналРаботы Дионисия пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 114
Работаем с картой
1. Покажите на карте путь Афанасия Никитина. Какие государства он посетил?
Афанасий Никитин посетил Казанское ханство, Астраханское ханство, Ак-Коюнлу, Оман, государство Бахманидов, Византийскую империю, Великое княжество Литовское.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какие земли, острова были открыты русскими людьми?
Сибирь, Камчатка, Алеутские острова, остров Шпицберген, Северный Ледовитый океан.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 114
Изучаем документы
Д.С. ЛИХАЧЕВ ОБ ОДНОМ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Добавить текст Вернуть оригинал1. О каком произведении идёт речь?
Речь идет о «Хронографе».
2. Как представлял себе ход истории автор этого произведения?
Вся мировая история предстает в нем как цепь нравоучительных историй.
Добавить текст Вернуть оригиналИ.Н. ЗАВОЛОКО О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА
Добавить текст Вернуть оригинал1. Каковы особенности творчества Андрея Рублёва?
Особенностью творчества Андрея Рублева является возвышенное, проникнутое любовью стремление к далекому духовному началу, что было вообще отличительной особенностью древнерусской иконописи того периода. Рублевские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Как вы думаете, чем отличаются творения Рублёва от картин с религиозными сюжетами мастеров эпохи Возрождения?
В работах Рублева выражена самобытная особенность национального русского духа.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 115
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, сравните два произведения о Куликовской битве - «Задонщину» и «Сказание о Мамаевом побоище».
Добавить текст Вернуть оригинал«Сказание о Мамаевом побоище», как и «Задонщина», воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства. В «Задонщине» идет рассказ о душевных переживаниях героев битвы. В «Сказании о Мамаевом побоище» имеет больше подробностей самой битвы.
Добавить текст Вернуть оригинал2. К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение? Найдите объяснение в Интернете.
Добавить текст Вернуть оригиналАлтарь православного храма всегда обращен на Восток, а вход православного храма всегда смотрит на запад. Это было связано с тем, что Солнце восходит на Востоке, ожидая с этой стороны пришествия Христа.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, докажите, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии культуры.
Добавить текст Вернуть оригиналПатриотические настроения особенно отобразились в литературе. После победы на поле Куликовом в 1380 г. сложился так называемый Куликовский цикл. В этот цикл входят «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и летописные повести о битве. Все они воспевают героизм русских воинов в борьбе с иноземцами. Патриотические мотивы звучат и в хождениях, где идет сравнение культуры и быта других народов. В таких произведениях всегда воспевается Родина, любовь к ней.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Завершите заполнение таблицы в тетради «Важнейшие памятники русской культуры Х – начала ХVI в.»
Памятник | Время создания | Автор (если известен) |
---|---|---|
«Задонщина» | XV в. | Сафоний Рязанец |
«Сказание о Мамаевом побоище» | XV в. | - |
«Хождение за три моря» | XV в. | Афанасий Никитин |
«Хронограф» | XVI в. | - |
«Житие Сергия Радонежского» | XV в. | Епифаний Премудрый |
«Житие Стефана Пермского» | XV в. | Епифаний Премудрый |
Успенский, Архангельский соборы Московского Кремля | XV в. | Аристотель Фиораванти |
Грановитая палата | XV в. | Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари |
«Троица» | XV в. | Андрей Рублев |
Иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля | XV – XVI в. | Дионисий |
5. Почему культурные ценности, созданные нашими предками в далёком прошлом, не потеряли своего значения и в наши дни?
Культурные ценности, созданные нашими предками, являются составляющей нашей культуры, быта, нашей самоидентификации. Зная историю, храня память о прошлом, мы не теряем свою самобытность.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 116
Повторяем и делаем выводы
1. Кто из исторических деятелей ХV – начала ХVI в. способствовал объединению Руси, а кто препятствовал этому? Ответ обоснуйте. Кого из этих деятелей вы считаете самым выдающимся? Почему?
Добавить текст Вернуть оригиналОбъединению Руси в XV – начале XVI в. способствовали Василий I, Иван III, Василий III, которые проводили политику объединения русских земель вокруг Москвы.
Добавить текст Вернуть оригиналПрепятствовали этому процессу Юрий Дмитриевич, Юрий Косой, Дмитрий Шемяка, участники московской усобицы, что затормозило процесс объединения, а также усилила зависимость от Орды.
Добавить текст Вернуть оригиналСамым выдающимся, на мой взгляд, является Иван III, при котором практически закончился процесс объединения русских земель, удалось ликвидировать ордынское владычество на Руси, укрепить основы государства.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Сравните политическое устройство русских земель в начале ХIV и в начале ХVI вв. Что такое централизованное государство?
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале XVI в. формируется единое централизованное государство с центром в Москве. При Иване III появляется четкая система управления русскими землями, был создан первый свод законов единого государства. Все это говорит об укреплении Русского государства.
Добавить текст Вернуть оригиналВ начале XIV в. русские земли находились в состоянии раздробленности, отсутствовал единый центр, за объединение земель боролось несколько городов, что говорит о политической раздробленности русских земель.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как Русь освободилась от ордынского ига? Почему это стало возможным? С какими ещё внешними врагами боролась Русь в этот период? Каковы результаты этой борьбы?
Добавить текст Вернуть оригиналС 1472 г. Иван III перестал посылать дань Большой Орде. В 1480 г. хану Большой Орды Ахмату удалось собрать почти все военные силы бывшей Золотой Орды. 8 октября 1480 г. ордынские войска подошли к притоку Оки – реке Угре, по которой проходила русско-литовская граница, и стали поджидать литовского соперника.
Добавить текст Вернуть оригиналИван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, который организовал набег на южные земли Великого княжества Литовского. Таким образом, Орда лишилась союзника.
Добавить текст Вернуть оригиналРусская армия осенью 1480 г. встала на противоположном берегу Угры. Ахмат предпринял лишь одну попытку переправить через реку, которая оказалась неудачной. В итоге, 11 ноября 1480 г., Ахмат отвел свои войска.
Добавить текст Вернуть оригиналТак, Стоянием на Угре, закончилось продолжавшееся 240 лет ордынское владычество. Это позволило завершить объединение русских земель и сформировать единое Русское государство. Это стало возможным благодаря укреплению Русского государства и усобицам внутри самой Золотой Орды.
Добавить текст Вернуть оригиналВнешними врагами в этот период было Казанское ханство, которое располагалось близко к границах Руси, с территории которого совершались постоянные набеги, и Великое княжество Литовское, которое претендовало на объединение русских земель. Иван III организовал поход на Казань, что вынудило казанского хана пойти на мир и согласиться на условия Москвы. В борьбе с Великим княжеством Литовским удалось достичь больших успехов, главный из которых – возвращение в состав Российского государства Смоленска. Ивану III пришлось воевать с Ливонским орденом и Швецией, которые были союзниками Литвы. Войны шли с переменным успехом.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Назовите исторические события, влиявшие на развитие русской культуры ХV – начала ХVI в. Каковы главные достижения культуры того периода?
Добавить текст Вернуть оригиналОсвобождение от ордынского владычества и создание единого государства повлияли на развитие русской культуры XV – начала XVI в. В XV в. закладывались основы будущей единой русской культуры. Она впитывала в себя лучшие достижения жителей отдельных русских земель, а также других народов, с которыми русские люди имели тесные связи.
Добавить текст Вернуть оригиналВозродилось летописание, патриотические темы звучали в литературе (Куликовский цикл), развивается архитектура, особое место в развитии которой сыграли архитекторы из Италии. Было подчеркнуто особое положение Москвы как столицы возрожденной Руси. В конце XIV – начале XV в. в Москве складывается собственная школа живописи. Наиболее ярким представителем стал Андрей Рублев. Самая известная работа Рублева – икона «Троица». В творчестве Андрея Рублева получает свое логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV – начала XVI в. был Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 117
Информационно-творческие проекты
1. Археологические находки – свидетели истории
Аркаим:
На территории Челябинской и Оренбургской областей, Башкирии и Северного Казахстана в 1960–80-х годах обнаружили целую страну из более чем 20 укрепленных поселений. На рубеже III–II тысячелетий до нашей эры, когда в Египте возводились знаменитые пирамиды, Южный Урал «застраивали» индоиранские племена — арии. Их города находились на расстоянии 40–70 километров друг от друга и были спроектированы похожим образом. Эту городскую культуру археологи назвали синташтинской.
Добавить текст Вернуть оригиналСамый известный памятник синташтинской культуры — город-крепость Аркаим в 400 километрах от Челябинска. Это было поселение с двумя рядами кольцевых стен из стоящих полукругом жилых домов. Каждая стена была своеобразным «многоквартирным» домом. Вход в такое жилище располагался на крыше, куда поднимались по лестнице. В городе была канализация, выводившая воду за пределы крепостных стен. Жители пасли скот, добывали и обрабатывали медную руду и кремниевые породы. Были развиты деревообработка и производство керамики. В окрестностях археологи обнаружили некрополи, подтверждающие, что аркаимцы придерживались сложных погребальных обрядов.
Добавить текст Вернуть оригиналСинташтинские города возникали не как разраставшиеся со временем поселения — они имели изначальный план застройки, что уникально для бронзового века. Некоторые города имели в плане форму овала или круга, другие были прямоугольными. Концентрические кольца-стены Аркаима породили разнообразные гипотезы о мировоззрении древних ариев. Предполагается, что город строился как уменьшенная модель Вселенной. Некоторые исследователи писали и о том, что такие жилища отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую13.
Добавить текст Вернуть оригиналАркаим был обнаружен отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции, состоявшей из двух археологов (С.Г. Боталова и В.С. Мосина).
Добавить текст Вернуть оригиналХерсонес Таврический:
Древний город Херсонес Таврический является самым величественным археологическим памятником юга России. Его размеры, сохранность и расположение привлекают к нему взоры ученых и путешественников, краеведов и просто любителей древностей. Его история тесно связана с великими цивилизациями античности и средневековья, неотъемлемой частью которых он являлся на протяжении двух тысяч лет.
Добавить текст Вернуть оригиналОснованный греками в V в. до н.э., город пережил и римское присутствие, и византийское владычество. После череды разрушений XIII – XIV вв. город приходит в запустение, последние жители покидают его, и свое второе рождение Херсонес обретает уже как памятник археологии.
Добавить текст Вернуть оригиналПервые описания руин Херсонеса принадлежат перу Мартина Броневского, посла короля Речи Посполитой Стефана Батория к татарскому хану Мухаммед – Гирею II. Увиденное произвело на польского дипломата большое впечатление. С началом строительства крепости Севастополь, для расположенного неподалеку Херсонеса начались другие времена. К сожалению, первоначально руины древнего города служили лишь строительным материалом для растущего молодого города. Об этом писал и П.И.Сумароков в своих «Записках Крымского судьи», и академик П.С.Паллас, посетивший Крым в 1793 – 1794 годах по поручению российского правительства.
Добавить текст Вернуть оригиналВпервые раскопки Херсонеса были произведены в 1827 году лейтенантом К. Крузе по приказу командующего Черноморским флотом адмирала А.С. Грейга. В целом, середина ХIX в. характеризуется как период бессистемных раскопок Херсонеса. Молодая археологическая наука еще только делала свои первые шаги.
Добавить текст Вернуть оригиналСреди исследований этого времени выделяются работы основателей Московского археологического общества графа и графини Уваровых, раскопки Одесского общества истории и древностей. В 1852 году на территории херсонесского городища был открыт мужской монастырь Святого Владимира, который в 1861 году получил статус первоклассного. Кроме богослужебной и хозяйственной деятельности монастырь проводил и раскопки древнего города.
Добавить текст Вернуть оригиналПросвещенные умы XIX в. осознавали необходимость организации систематических исследований памятника. Так, по инициативе Императорской археологической комиссии был назначен заведующий раскопками Херсонеса. Им стал Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич, севастопольский банковский служащий, который с 1888 г. до дня своей смерти (1907 г.) беззаветно служил идее исследования и сохранения древнего города. Под его руководством были произведены крупномасштабные исследования Херсонеса и его округи; впервые раскопки стали сопровождаться описанием находок и планами раскопанных участков. Его отчеты о раскопках публиковались в научных изданиях. Стараниями Карла Казимировича в 1892 году был создан первый музей Херсонеса, так называемый «Склад местных древностей», в котором были заложены принципы экспонирования археологических находок. Преемником К.К. Косцюшко-Валюжинича на посту заведующего раскопками стал Р.Х. Лепер. Он продолжал раскопки Херсонеса до начала I Мировой войны.
Добавить текст Вернуть оригиналХерсонесский заповедник сегодня – это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, владеющее 418 га археологической территории. Его музейная коллекция насчитывает более 214 тысяч экспонатов, а архивное хранение составляет около 90 тысяч документов; научная библиотека содержит более 30 тысяч книг, в том числе и уникальных.
Добавить текст Вернуть оригинал26 июня 2013 года в ходе 37 сессии ЮНЕСКО объект «Древний город Херсонес Таврический и его хора» (№ 1411) был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО14.
Добавить текст Вернуть оригиналПетроглифы Канозера:
В 1997 году экспедиция краеведческого музея из поселка Ревда на юге Мурманской области обнаружила крупное скопление наскальной живописи. Более 1200 петроглифов (столько открыто на данный момент) оставили древние люди на островах Канозера. Самые ранние изображения датируются IV–II тысячелетием до нашей эры, то есть являются как минимум ровесниками уральской Страны городов и египетских пирамид.
Добавить текст Вернуть оригиналСкальная порода в этих краях мягкая, поэтому на ней нетрудно выбить рисунок древними орудиями. Многие годы на островах оставляли «автографы» сплавлявшиеся по рекам и озерам туристы, не подозревая, что на камнях проглядывают следы древней цивилизации. В 2008 году был открыт музей «Петроглифы Канозера», а в 2014 году 600 компактно размещенных рисунков накрыли прозрачным куполом, защищающим от выветривания и воздействия человека.
Добавить текст Вернуть оригиналГлубина линий петроглифов достигает сантиметра, а сами рисунки удивительно разнообразны по тематике. Одни изображают фигурки людей, в том числе беременной женщины с прорисованным младенцем в животе. Другие — сцены морской охоты и семейной жизни. Кто-то из древних художников нарисовал даже любовный треугольник. Самая крупная фигура — «Шаман» — почти метр в длину. В очертаниях животных угадываются лоси, олени, китообразные, рыбы, змеи, бобры, медведи, выдры, птицы. По изображениям лодок, топоров и даже лыж ученые могут представить быт неизвестного племени15.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Грозило ли ордынское владычество странам Западной Европы?
В XIII – начале XIV вв. в странах Западной Европы начинается процесс объединения земель и формирования единых централизованных государств. Происходит процесс усиления королевской власти, превращения ее в абсолютную. В XIII-XIV вв. начинается процесс расцвета культуры, что в середине XIV в. приведет к началу периода раннего Возрождения. В европейских странах начинают появляться сословно-представительные учреждения.
Добавить текст Вернуть оригиналУгроза завоевания Европы с востока была большой проблемой для европейских стран. Последствия могли быть ужасными – начало упадка культуры, которая начинала возрождаться; пришел бы крах формированию сословно-представительных органов, что затормозило бы политическое развитие Европы на многие десятилетия. Важным фактором была угроза уничтожения тех экономических достижений, которые уже удалось достичь. Экономика европейских государств стояла на пороге преобразований, и завоевание их восточными кочевниками уничтожила бы предпосылки этих преобразований.
Добавить текст Вернуть оригиналОднако, после гибели Чингисхана намечается процесс распада его империи на множественные государства. Наибольшую угрозу представляла Золотая Орда, которая имела в планах дойти до дальних европейских берегов. Но сопротивление со стороны Древнерусского государства лишило Золотую Орду возможности достичь этих задач. Имея у своих границ пусть и раздробленное, но достаточно мощное и обширное государственное образование, ханы Золотой Орды отказались от планов похода на Запад, так как получали хорошие доходы от Руси. Таким образом, сопротивление русских земель, начинающиеся усобицы в Золотой Орде, помешали планам захвата европейских государство, что позволило Европе развиваться без разорительного вмешательства кочевников с Востока.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Загадки герба России
Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Добавить текст Вернуть оригиналПервым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.
Добавить текст Вернуть оригиналВремя правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны. Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.
Добавить текст Вернуть оригиналНачиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.
Добавить текст Вернуть оригинал5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.
Добавить текст Вернуть оригинал8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации». Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.
Добавить текст Вернуть оригиналЗолотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.
Добавить текст Вернуть оригиналВосстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия16.
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://rusnardom.ru/russkiy-kostyum-x-xiii-vekov-kiev-novgorod/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/mongolskaia_impieriia↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://historyrussia.org/sobytiya/15-iyulya-1240-goda-sostoyalas-znamenitaya-nevskaya-bitva.html↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://historyrussia.org/sobytiya/5-aprelya-1242-goda-na-chudskom-ozere-proizoshlo-ledovoe-poboishche.html↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://w.histrf.ru/articles/article/show/giedimin↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.russian-money.ru/coins/dengi-drevnej-rusi/bezmonetnyj-period/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.russian-money.ru/coins/dengi-drevnej-rusi/bezmonetnyj-period/novgorodskaya-gorbataya-grivna--5778↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.russian-money.ru/coins/dengi-drevnej-rusi/bezmonetnyj-period/novgorodskaya-poltina--5126↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.russian-money.ru/coins/dengi-drevnej-rusi/bezmonetnyj-period/litovskaya--5777↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.russian-money.ru/coins/dengi-drevnej-rusi/bezmonetnyj-period/volzhskaya--47↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://arzamas.academy/materials/1461↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://hultafors-russia.ru/reka-ugra-istoriya-nazvaniya/↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.culture.ru/materials/208380/po-sledam-drevnego-mira↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://chersonesos-sev.ru/?page_id=4501↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.culture.ru/materials/208380/po-sledam-drevnego-mira↩︎
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://ria.ru/20081130/156156194.html↩︎
Добавить текст Вернуть оригинал