В афинском театре
Вопросы и задания первой рубрики
Объясните значение слов: сатир, орхестра, скена, трагедия, комедия.
Сатир – лесной бог, спутник бога виноделия Диониса.
Добавить текст Вернуть оригиналОрхестра – круглая или полукруглая площадка в афинском театре, где выступали актёры и хор.
Добавить текст Вернуть оригиналСкена – примыкавшая к орхестре постройка, в которой хранились костюмы и маски актёров.
Добавить текст Вернуть оригиналТрагедия – одна из разновидностей древнегреческих представлений, в котором действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и нередко – гибель.
Добавить текст Вернуть оригиналКомедия – весёлые и насмешливые представления в древнегреческом театре.
Добавить текст Вернуть оригиналПроверьте себя
1. Зарождение театра связано с празднествами в честь одного из богов. Кого именно? Что рассказывали о нём греки?
Зарождение театра связано с празднествами в честь бога виноделия Диониса. Греки рассказывали, что его сопровождают лесные боги – сатиры, которым они пытались подражать, одеваясь в козлиные шкуры.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Почему посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражданам?
Посещение театра в Афинах было доступно беднейшим гражданам, потому что государство выдавало им средства для покупки входных билетов.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Почему места в театре занимали с ночи?
Места в театре занимали с ночи, потому что днём было невозможно найти свободное место.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Чем участники представлений отличались от актёров нашего времени?
Участники древнегреческих представлений отличались от актёров нашего времени тем, что среди них отсутствовали женщины (все женские роли исполнялись мужчинами).
Добавить текст Вернуть оригинал5. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки?
Эсхил, Софокл и Аристофан были авторами пьес, которые ставились в древнегреческих театрах. Эсхил и Софокл прославились написанием трагедий, Аристофан созданием комедий.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 202
Вопросы и задания второй рубрики
Опишите здание театра и представление комедии по одноимённому рисунку.
Как и все древнегреческие театры, данное здание состояло из трёх частей. Самую большую из них занимали места для зрителей. Они всегда были битком набиты народом. Актёры выступали на другой части театра – орхестре, которая имела полукруглую форму. За ней была расположена третья часть – скена, специальная постройка, где хранились костюмы и маски актёров. Снаружи она расписана в виде неба. И это неудивительно, поскольку в данный момент идёт комедия Аристофана «Птицы», а точнее сцена, где богиню Ириду не пропускает большая стая птиц.
Добавить текст Вернуть оригиналКакую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил художник?
Художник изобразил сцены, где вестницу богов – богиню Ириду не пропускает стая птиц.
Добавить текст Вернуть оригиналПознакомьтесь с текстом — отрывком из трагедии Софокла «Антигона» (см. с. 201) и ответьте на вопросы: в чём видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?
По всей видимости, Софокл видит могущество человека в том, что он создал речь и законы. А осуждает он в людях то, что они часто не могут отличить добро от зла, и выступают против существующих законов и порядков.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 209
Города Эллады подчиняются Македонии
Вопросы и задания первой рубрики
Проверьте себя
1. Какие войны называются междоусобными? Почему они ослабляли Грецию?
Междоусобными называют войны, которые происходили не между разными странами, а внутри одной. При этом врагами могли выступать отдельные части страны, города или правители. Междоусобные войны существенно ослабляли Грецию, поскольку они приводили к разрушению селений и разорению населения. Постоянные конфликты между полисами делали невозможными нормальные торговые отношения. В итоге Эллада стала беднее и слабее, чем и воспользовались её соседи, и в первую очередь – Македония.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Каковы различия во взглядах Исократа и Демосфена? К чему призывал каждый из них?
Исократ видел причиной всех бед в Греции постоянные междоусобные войны. Поэтому он призывал всех эллинов добровольно подчиниться македонскому царю Филиппу ІІ, объединить все силы для борьбы с главным врагом – Персидским царством. Демосфен – напротив, считал, что важнее всего было сохранение независимости греческих полисов. Как следствие – он прямо призывал всех греков объединиться в борьбе против Македонии.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Что представляла собой армия Филиппа Македонского?
Армия Филиппа Македонского представляла собой грозную силу. При этом конница формировалась из знати, а пехота – из простых земледельцев и пастухов. Пехотинцы организовывались в фалангу, которая была фактически неприступной для атаки любого соперника. Кроме того, важнейшим элементом македонской армии было наличие метательных орудий, которые использовались для штурма осаждённых городов.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какую роль в битве при Херонее сыграл юный сын Филиппа?
Юный сын Филиппа, Александр, своими действиями фактически определил результат битвы при Херонее. Возглавляя македонскую конницу, в момент отступления отцовского войска, он нанёс неожиданный удар по противнику. В результате, греки потерпели сокрушительное поражение.
Добавить текст Вернуть оригинал5. При каких обстоятельствах Александр стал царём Македонии?
Александр стал царём Македонии в 336 г. до н. э., в результате убийства его отца Филиппа ІІ одним из царских приближённых.
Добавить текст Вернуть оригиналПоработайте с картой (см. с. 115). Найдите Македонию и определите её местоположение. Найдите город Херонею.
Македония находилась в северной (горной) части Балканского полуострова. Херонея находилась в Средней Греции, приблизительно между Дельфами и Фивами.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 200
Вопросы и задания второй рубрики
Опишите рисунок «Македонская фаланга» (см. с. 197). Как перед боем строилась македонская фаланга? Как она действовала в бою?
Добавить текст Вернуть оригиналПеред началом сражения македонцы традиционно строились в 16 рядов. Когда начиналась битва, воины первых 6 рядов держали двумя руками длинные копья, направляя их в сторону врага. При этом, первый ряд держал копья перед собой, а пехотинцы остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. В том случае, если вражескому войску удавалось зайти фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом и выставляли копья. Таким образом македонская фаланга фактически становилась неприступной для любого врага.
Добавить текст Вернуть оригиналПодумайте
1. В чём сильные и слабые стороны построения македонской пехоты фалангой? В какой местности фаланга не могла успешно действовать?
Добавить текст Вернуть оригиналСильной стороной построения македонской пехоты фалангой было то, что за счёт длинных копий ни вражеская пехота, ни конница не могли воспользоваться своим оружием и непосредственно вступить в рукопашный бой. Слабой стороной македонской фаланги была её неповоротливость и медлительность. К примеру, во время наступления македонцам нужно было двигаться медленно, чтобы сохранить строй. Соответственно фаланга не могла действовать успешно на сильно пересечённой местности, а также в лесах или горах. Ведь в таком случае, чтобы преодолеть препятствие (например, овраг или скалы), воинам приходилось разрывать строй, чем могли воспользоваться враги.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В наши дни грозную обвинительную речь называют филиппикой: как возникло это слово?
Термин «филиппика» возник благодаря грозным и обвинительным речам древнегреческого оратора Демосфена, направленных против македонского царя Филиппа ІІ.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 205