Решебник по истории 11 класс Мединский §19 – 20

Авторы:
Год:2024
Тип:учебник
Серия:Всеобщая история

§19 – 20

Наука и культура во второй половине XX – начале XXI в.

Стр. 238

Главный вопрос параграфа

Какие изменения в жизни общества во второй половине XX — начале XXI в. непосредственно связаны с развитием науки и культуры?

  Добавить текст Вернуть оригинал

С развитием культуры и науки во второй половине XX — начале XXI в. связаны активное внедрение компьютерных технологий, демократизация общественно-политической жизни, повышение общего уровня образованности населения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 241

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие черты характеризуют новый этап научно-технической революции?

Новый этап научно-технической революции характеризовали сокращение сроков между научным открытием и его внедрением в производство, а также массовым использованием компьютерных технологий и Интернета.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. С какими науками были связаны важные научные достижения?

Важные научные достижения связаны с кибернетикой, генетикой, медициной, биологией, физикой и химией.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 243

Вопросы и задания к иллюстрациям

Используя дополнительные источники, составьте справку о постройке и эксплуатации ледокола «Ленин».

Атомный ледокол «Ленин» – это первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Т.е. корабль приводился в движение силой атомной энергии. Решения о строительстве такого судна біло приянто 20 ноября 1953 года Советом министров СССР с целью обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации. Главным конструктором ледокола был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством И. И. Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Строительство судна началось летом 1956 г. на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Кроме того, более 500 советских предприятий создавали специально для атомохода 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования. На воду ледокол «Ленин» был спущен в конце 1957 г., а в эксплуатацию вступил 3 декабря 1959 г., после установки и пуска ядерного реактора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ледокол находился в составе Мурманского морского пароходства. Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, судно уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. За время работы он провёл 3740 судов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет, и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 243

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие события способствовали созданию ядерного оружия в СССР.

Созданию ядерного оружия в СССР способствовали создание ядерного оружия в США и его применение против японских городов Хиросима и Нагасаки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. В каких сферах используется атомная энергия.

Сегодня атомная энергия используется в оборонной промышленности, электроэнергетике, а также для строительства атомного ледокольного флота.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 246

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Почему освоение космоса было связано с советско-американской космической гонкой?

Советско-американская космическая гонка стимулировала разработку и активное внедрение новейших технологий, причем в кратчайшие сроки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Сколько пилотируемых орбитальных станций существовало и существует в мире.

Ранее существовала одна пилотируемая орбитальная станция – советско-российская станция «Мир». А сегодня таких станций существует две: Международная космическая станция (США, Россия, страны ЕС) и «Тюньгун» (Китай).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 248

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие направления появились в литературе в послевоенное время.

В послевоенное время в литературе появились такие направления, как постмодернизм, экзистенциализм, авангардные течения и фэнтези.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Какие проблемы поднимали писатели в своих произведениях?

Чаще всего в своих произведениях писатели поднимали тему Второй мировой войны, реальности информационной эпохи, проблему выполнения общественного долга в условиях бедности, необходимость осмысления жизни и совершения выбора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 249

Вопросы и задания к пункту параграфа

Какие факторы оказали влияние на театральное искусство во 2-й половине XX – начале XXI в.?

На театральное искусство второй половины XX – начале XXI в. оказали влияние использование различных новаторских форм и способов (например, авангардные течения, иммерсивный стиль).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 251

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какое направление в послевоенном кинематографе было особенно популярным?

Наибольшей популярностью в послевоенном кинематографе пользовался неореализм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. В чём заключаются причины популярности телесериалов?

Популярность телесериалов заключается в желании зрителя уйти от трудностей реальной жизни и «погрузится» в мир, изображаемый на экранах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 252

Вопросы и задания к пункту параграфа

Каковы были основные тенденции развития популярной музыки?

К основным тенденциям развития популярной музыки относятся: использование электрических музыкальных инструментов, отсутствие строгих культурных норм, популярность среди широких слоёв общества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 256

Вопросы и задания к пункту параграфа

1. Какие новые направления появились в архитектуре?

В архитектуре появились такие новые направления, как «интернациональный стиль» и деконструктивизм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как повлияли изменения в обществе на формирование новых тенденций в изобразительном искусстве?

На формирование новых тенденций в изобразительном искусстве повлияло стремление авторов выражать свои эмоции и собственный внутренний мир в произвольных формах, без какого-либо логического осмысления.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 257

Вопросы и задания к пункту параграфа

Какую роль играет Олимпийское движение в развитии отношений между странами.

Олимпийское движение способствует сближению стран, их культурной интеграции и дальнейшему улучшению международных отношений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 258

Вопросы и задания в конце параграфа

1. Какие достижения науки и техники конца XX — начала XXI в. являются, на ваш взгляд, наиболее важными?

На мой взгляд, к наиболее важным достижениям науки и техники конца XX — начала XXI в. следует отнести: широкое распространение Интернета, распространение компьютерных технологий и других гаджетов, клонирование живых существ, ускорение темпов освоения космоса.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Каким образом освоение космического пространства может помочь в решении глобальных проблем современности?

Благодаря освоению космического пространства, человечество может получить свободный доступ к высокоскоростному спутниковому доступу к Интернету, что в свою очередь ускорит развитие многих сфер экономики и жизнедеятельности человека.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Каковы особенности постмодернистской культуры. Приведите примеры.

К особенностям постмодернистской культуры следует отнести отказ от традиционных форм, стилей условностей и ограничений, а также смешивание различных художественных стилей в своих произведениях. Наиболее яркими примерами являются произведения таких писателей, как У. Эко, Г. Маркеса, Х. Кортасара.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Охарактеризуйте влияние Интернета на формирование эстетических и художественных взглядов.

Широкое использование Интернета привело, с одной стороны, к приобщению к культуре и искусству огромного количества людей в разных уголках мира, а с другой – отсутствие практически какой-либо цензуры неизбежно приводит к искажению взглядов зрителя на художественные произведения. Также Интернет привел к существенной коммерциализации культуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Как вы объясните увлечение молодёжи таким литературным жанром, как

фэнтези.

Массовое увлечение молодёжи таким литературным жанром, как фэнтези, объясняется желанием «погрузится» в выдуманный мир, отвлечься от реальных проблем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Заполните таблицу «Основные достижения в науке и технике во 2-й половине XX — начале XXI в.»

Дата Достижение Результат
1943 Создание первой ЭВМ Начало развития компьютерных технологий
1945 Осуществление цепной ядерной реакции деления урана Создание ядерного оружия
1947 Создание первого транзистора Ускорение развития радиотехники и телевидения
1953 Раскрытие структуры молекулы ДНК Начало использования генетики для нужд человека
1957 Запуск первого искусственного спутника Земли Начало освоения человеком космического пространства
1987 Интернет стал доступным широким массам населения Человек получил доступ к огромному количеству информации (т.н. информационная революция)
1996 Рождение клонированной овцы Долли Получение возможности для лечения множества тяжелых болезней, в т.ч. и генетических.

Стр. 258

Работаем с хронологией

Расположите в хронологическом порядке следующие события: начало работы МКС, расшифровка ДНК, изобретение транзисторов, рождение овцы Долли, запуск первого искусственного спутника Земли, начало работы первой в мире АЭС, создание сети Интернет, проведение Олимпийских игр в Москве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1 – изобретение транзисторов.

2 – расшифровка ДНК.

3 – начало работы первой в мире АЭС.

4 – запуск первого искусственного спутника Земли.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5 – проведение Олимпийских игр в Москве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6 – создание сети Интернет.

7 – рождение овцы Долли.

8 – начало работы МКС.

Стр. 258

Работаем с понятиями

Используя словари, объясните смысл понятия «постмодернизм». Приведите примеры произведений, испытавших влияние постмодернизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Постмодернизм – это направление в искусстве, получившее распространение во второй половине ХХ в., характеризующееся смешением разных художественных стилей, и отказом от традиционных форм и подходом. Примерами являются: роман Умберто Эко «Имя розы», картина Сальвадора Дали «Апофеоз доллара», «Кубические дома» в Роттердаме (Нидерланды).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 258

Сформулируйте ответ на главный вопрос урока, указав 2 – 3 изменения.

С развитием культуры и науки во второй половине XX — начале XXI в. связаны активное внедрение компьютерных технологий, демократизация общественно-политической жизни, повышение общего уровня образованности населения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 259

Вопросы и задания к главе

1. Составьте тесты по истории науки и культуры (в каждом тесте должно быть 4 элемента), требующие соотнести:

• деятелей культуры и их произведения;

• учёных и их достижения;

• деятелей культуры и вид искусства;

• учёных и сферы науки.

Режиссером какого фильма является Ф. Коппола?

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) «Титаник б) «Крёстный отец» в) «Взвод» г) «Апокалипсис сегодня»

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кто из перечисленных учёных известен тем, что работал над созданием баллистических ракет?

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Р. Оппенгеймер б) Я. Вильмут в) Н. Винер г) С. Королёв

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кто из указанных деятелей культуры является художником?

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Дж. Поллок б) Г. Маркес в) А. Таковский г) О. Нимейер

  Добавить текст Вернуть оригинал

В какой научной отрасли работал Н. Винер?

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Кибернетика б) Генетика в) Химия г) Медицина

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Напишите эссе на одну из тем:

1) «Наука не является и никогда не будет являться законченной книгой. Каждый важный успех приносит новые вопросы» (А. Эйнштейн);

  Добавить текст Вернуть оригинал

На мой взгляд, Альберт Эйнштейн абсолютно прав. Наука никогда не стоит на месте. Каждое открытие или достижение только порождает новые вопросы, точно подчеркивают её непрерывное развитие. Даже самые значительные открытия и прорывы в науке не приводят к окончательному знанию, а всего лишь расширяют горизонты неизвестного. Перед человечеством всё время открываются новые перспективы, которые оно и не могло ранее предугадать. Процесс постижения знаний является бесконечным, и, вероятно, в этом заключается сила науки.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во многом это объясняется тем, что научное знание строится на непрерывном анализе и проверке гипотез. Теории, признанные в одно время истинными, спустя годы и даже столетия вполне могут быть пересмотрены и даже опровергнуты в свете новых данных. Например, представления о строении атома неоднократно изменялись с момента их первого возникновения. Если изначально атом считался неделимой частицей, то со временем выяснилось, что он состоит из более мелких частиц, таких как протоны, нейтроны и электроны. Позже открытие субатомных частиц, таких как кварки, полностью изменило наше понимание структуры материи. Таким образом, каждое новое открытие не завершает исследование, а, наоборот, создаёт ещё больше вопросов, заставляя учёных углубляться всё дальше.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также следует отметить, что сферы научного познания постоянно расширяются. Новые технологии и методы исследования открывают области, которые ранее были недоступны. Сегодня, благодаря достижениям в области биологии, учёные изучают геном человека и могут анализировать его на уровне отдельных генов. Однако, с каждым успехом, связанным с расшифровкой генетического кода, возникают новые вопросы, такие как: каким образом гены влияют на развитие различных заболеваний? Как взаимодействуют гены и окружающая среда? Как можно использовать эти знания для борьбы с наследственными болезнями? Каждый ответ влечёт за собой череду новых проблем, которые требуют решения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, наука действительно не является законченной книгой, её успехи и достижения не ставят точку, а лишь добавляют многоточие. Научный процесс — это бесконечный поиск и стремление к знаниям, которые всегда остаются под вопросом. В этом и заключается истинная ценность науки: она учит нас не останавливаться на достигнутом и принимать неизвестное как часть вечного пути к истине. Слова Эйнштейна напоминают, что наука движима не стремлением к конечной истине, а жаждой исследования, открытий и преодоления границ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) «Искусство и приподымает человека и часто уводит его в сторону» (И. Эренбург).

Известный советский писатель и общественный деятель Илья Эренбург весьма оригинально сформулировал п воздействие искусства на человека. И в самом деле, с одной стороны, искусство возвышает людей, позволяет выйти за пределы обыденного, вдохновляет на глубокие размышления и душевное преображение. С другой стороны, оно может уводить человека от реальности, порой в мир иллюзий и фантазий, где можно потерять ясность восприятия жизни. Естественно, что в таких условиях неизбежно возникает вопрос: «А что же представляет собой искусство? Высокую цель или опасный соблазн?»

  Добавить текст Вернуть оригинал

На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку искусство — это та сила, которая способна и облагораживать, и сбивать с пути. Ведь через картины, музыку, поэзию и танец человек может познать глубину своих эмоций, приблизиться к пониманию высокой красоты и гармонии. Знаменитые произведения искусства веками вдохновляют людей, заставляют задуматься о вечных вопросах жизни, морали, смерти и любви. Таким образом, искусство действительно приподнимает человека, поднимая его над повседневной суетой и раскрывая перед ним смысловые и духовные глубины.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Однако ни в коем случае нельзя обращать внимание и на то, что искусство может быть в чем-то и опасным. Особенно если его влияние не направлено к добродетели и смыслу, а склоняет к бегству от действительности. Искусство способно увлечь в мир фантазий, иллюзорных представлений о жизни, где реальность воспринимается через призму идеализма или утопии. Также искусство иногда способно порождать чувство оторванности и одиночества. Некоторые художники и поэты, стремясь к уникальному самовыражению, создают произведения, которые далеки от общепринятых норм и ценностей. Многие из таких авторов, гонимые страстью к искусству и самовыражению, начинают искать «истину» вне общепринятых рамок. Подобный путь творчества может увлечь их и их поклонников далеко в сторону от реальных ценностей, их интерес к реальной жизни может затмиться захватывающим, но изолированным миром собственных идей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, высказывание И. Эренбурга правдиво отражает двойственную природу искусства. Оно и возвышает человека, дарит ему чувство красоты и сопереживания, помогает найти смысл в жизни и прикоснуться к чему-то великому и вечному, но при этом запросто может увести в сторону, заставить погрузиться в мир иллюзий, оторвать от реальности и утратить чувство настоящего.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Важнейшие научные открытия второй половины ХХ в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. Предпосылки основных научных открытий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Создание ядерного оружия.

б) Основание атомной электроэнергетики.

в) Первые разработки в отрасли кибернетики.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Основные направления научных открытий в 1950-х – 1960-х гг.

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Достижения в области генетики и медицины.

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) Основные открытия в физике и химии.

в) Начало освоения космического пространства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Информационная революция.

а) Усовершенствование компьютерной техники.

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) Создание персональных компьютеров.

в) Начало широкого использования Интернета.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основные тенденции развития науки в конце ХХ в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Цифровизация жизни человека.

б) Достижения в области клонирования.

в) Освоение космического пространства.

4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Развитые архитектуры во второй половине ХХ — начале XXI в.». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1. Характерные черты архитектуры середины ХХ в.

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Наиболее популярные архитектурные стили.

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) Самые известные архитектурные сооружения данной эпохи.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. «Интернациональный» стиль в архитектуре.

  Добавить текст Вернуть оригинал

а) Основные характерные черты данного стиля.

  Добавить текст Вернуть оригинал

б) Наиболее известные архитектурные сооружения в данном стиле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Архитектура деконструктивизма.

а) Характерные черты данного стиля.

б) Архитектурные сооружения в данном стиле и их авторы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стр. 259

Темы проектов

1. «Музыка 2-й половины ХХ — начала ХХI в.» — отражение политического и культурного развития в музыкальной культуре.

Музыкальное искусство второй половины ХХ – начала XXI века очень четко отражает динамичные изменения в политической и культурной жизни общества. Данная эпоха в жизни человека отмечен взрывным развитием различных музыкальных жанров и стилей, стремлением к свободе самовыражения, влиянием глобализации и цифровых технологий. При этом, следует подчеркнуть, что музыка стала не только способом развлечения, но и мощным средством выражения общественных настроений и протестов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Одним из самых ярких направлений того времени стал рок. В 1960-х – 1970-х годах рок-музыка стала символом свободы, бунта и протеста против системы. Артисты таких групп, как «The Beatles», «The Rolling Stones», «Pink Floyd» и других символизировали желание молодёжи быть услышанной обществом и правящими элитами. Важнейшими темами песен тех времен являлись критика норм капиталистического общества, социального неравенства, а также антивоенные протесты (прежде всего, против участия во Вьетнамской войне).

  Добавить текст Вернуть оригинал

С 1970-х годов активно развивался панк-рок. Это музыкальное направление родилось как вызов традиционным и коммерческим установкам, критикуя правительство, консервативные порядки и навязываемую обществом мораль. Панк-рок воспевал индивидуализм и свободу самовыражения, при этом тексты песен часто касались тем отчуждения и экономического неравенства. А в 1980-х – 1990-х гг., на фоне борьбы за гражданские права и роста бедности в городах США, возникли хип-хоп и рэп. Эти стили стали голосом афроамериканских и латиноамериканских общин, которые сталкивались с бедностью, расовой дискриминацией и полицейским произволом. Исполнители затрагивали темы социальной справедливости, прав человека и сопротивления насилию и несправедливости. Хип-хоп также стал мощным культурным движением, привнеся в массовую культуру элементы граффити, брейк-данса и DJ-культуры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

С начала ХХI века, благодаря глобализационным процессам, музыка стала более разнообразной. Этому также способствовали взаимопроникновение жанров и доступность, а также технологическое развитие. Последний фактор радикально изменил музыкальную индустрию и само восприятие музыки. С развитием цифровых технологий и массовым использованием Интернета музыка стала доступной для широкой аудитории. Такие платформы, как YouTube, Spotify и Apple Music, навсегда изменили способы распространения музыки и сделали её доступной для прослушивания из любой точки мира. Кроме того, цифровые технологии дали новый толчок развитию электронной музыки. Появление синтезаторов, драм-машин и семплеров позволило музыкантам создавать инновационные звуковые ландшафты. Электронные жанры, такие как техно, хаус и транс, оказали сильное влияние на популярную музыку и культуру клубов. Электронная музыка стала символом глобальной молодёжной культуры, объединяя людей на фестивалях и в клубах по всему миру.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В наше время, музыка продолжает нести в себе социальные и политические послания, привлекая внимание к вопросам экологии, прав человека и социальных проблем. А влияние музыки на общественное мнение стало ещё более значимым с развитием социальных сетей. Теперь музыканты могут напрямую общаться со своей аудиторией, донося до неё важные послания и мотивируя к активным действиям.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

http://files.mgik.org/oop/2015/mr_443265/530304/Metod_muz_vtor_pol_XX_veka_nach_XXI_530304_07.05.15.pdf

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://e.lanbook.com/book/156992

https://rostcons.ru/assets/edu3/spc/comp/rpd-8.pdf

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://skgii.ru/images/stories/oop/programmi/itm_spes/muz_20_21__for_vok_sp.pdf

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://e.lanbook.com/book/114390

2. «Живопись 2-й половины ХХ — начала ХХI в.» — эволюция изобразительного искусства после Второй мировой войны.

Радикальные изменения в политике, культуре и философии общества во второй половине ХХ – начале XXI в. нашли свое отражение и в живописи. Холодная война стала периодом новых идеологических вызовов и социальных перемен, что отразилось в искусстве. Художники стремились к пересмотру традиционных канонов и активно искали новые способы выразить своё видение мира. В это время зарождаются и получают развитие такие направления, как абстрактный экспрессионизм, поп-арт, минимализм, концептуализм и многие другие. Каждый из этих стилей стал откликом на исторические события и культурные трансформации, а также способом преодоления трагедий прошлого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Например, абстрактный экспрессионизм стал своеобразной реакцией на ужасы Второй мировой войны и желание авторов уйти от реализма, который, по мнению многих художников, был слишком привязан к действительности. Абстрактный экспрессионизм символизировал стремление к свободе самовыражения, что проявилось в динамичных мазках, абстрактных формах и использовании цвета как основного выразительного средства. Ключевыми представителями абстрактного экспрессионизма стали Джексон Поллок, известный своей техникой «дриппинга» (разбрызгивания краски на холсте), и Марк Ротко, чьи работы основаны на крупных цветовых полях. Их работы не просто картины, а мощные эмоциональные заявления, которые подчеркивают влияние бессознательного и интуитивного восприятия мира. Абстрактный экспрессионизм не стремится к отображению конкретных объектов или сюжетов, что подчеркивает желание художников уйти от формальных ограничений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1960-е годы в Западной Европе и США стали активно развиваться искусство массовой культуры – поп-арт. Это направление стало ответом на массовую культуру и коммерциализацию общества. Художники поп-арта черпали вдохновение в рекламных образах, массовых товарах, газетах и кинозвёздах. Поп-арт стремился стереть границы между «высоким» и «низким» искусством, утверждая, что любые изображения, будь то портреты знаменитостей или консервные банки, могут быть достойны изображения в живописи. Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн — одни из самых известных представителей поп-арта. Их работы стали своеобразной сатирой на общество, показывая, как предметы массового потребления становятся частью жизни и самовыражения людей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В начале 1970-х гг. популярность приобретает концептуализм, в котором главное внимание уделялось идее, а не визуальной составляющей произведения. В концептуальном искусстве первостепенное значение приобретает замысел, и произведение часто реализуется через тексты, инструкции или перформансы, а не через традиционные живописные приёмы. Художники-концептуалисты, такие как Джозеф Кошут и Сол Левитт, подчеркивали, что искусство может существовать как идея. А в 1980-х гг. в искусстве проявляется влияние постмодернизма. Постмодернистские художники отвергают идеи единого стиля или направления, экспериментируя с эклектикой, пародией и смешением различных жанров. Постмодернизм часто обращается к прошлому, используя и переосмысляя элементы традиционной живописи, что делает его антидогматичным и разнообразным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В 1990-е и 2000-е годы изобразительное искусство активно развивалось под влиянием глобализации и новых технологий. Появление цифрового искусства, которое сочетает живопись с компьютерной графикой и мультимедиа, открыло художникам новые формы для самовыражения. Цифровое искусство часто использует интерактивные элементы, привлекая зрителя к соучастию в создании произведения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В последние десятилетия искусство всё больше начинает отражать социальные и политические изменения. Такие современные художники, как Герхард Рихтер, Жан-Мишель Баския, Кит Харинг и Бэнкси используют свои работы как платформу для осмысления тем, связанных с глобализацией, миграцией, защитой окружающей среды, гендерными вопросами и проблемами неравенства. Живопись и инсталляции активно исследуют и выражают социальные конфликты, привлекая внимание к острейшим проблемам современного мира.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvo-vtoroy-poloviny-xx-nachala-xxi-vekov-kak-vizualnaya-filosofiya/viewer

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://arzamas.academy/materials/1665

https://studfile.net/preview/4241337/

3. «Архитектура 2-й половины ХХ — начала ХХI в.» — поиск новых форм

в зодчестве.

Во второй половине ХХ - начале XXI в. архитекторы во всех уголках планеты занимались поиском различных инновационных подходов, которые изменили традиционные представления о зодчестве. Архитекторы стремились не только создавать функциональные и эстетически выразительные здания, но и воплощать в них новые философские и культурные идеи. Быстрый рост городов, развитие технологий и глобализация стимулировали возникновение таких направлений, как модернизм, брутализм, постмодернизм, деконструктивизм, а также «зелёная» и цифровая архитектура.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая половина 1940-х – 1950-е гг. стала истинным расцветом модернизма, зародившегося еще в первой половине столетия. Этот стиль ориентирован на простоту форм, функциональность и использование современных технологий. В модернистской архитектуре главенствовала идея, что форма должна следовать за функцией, а декор и избыточные украшения отходили на второй план. Модернизм особенно ярко проявился в общественных зданиях, которые должны были выражать прогрессивные идеи своего времени. Среди известных примеров — штаб-квартира ООН в Нью-Йорке, спроектированная Ле Корбюзье и Оскаром Нимейером, и Берлинская национальная галерея Миса ван дер Роэ. Эти здания демонстрируют минимализм и строгость линий, а также функциональный подход, характерный для модернизма.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ближе к концу 1950-х гг. модернизм трансформировался в брутализм — стиль, который использовал грубые, необработанные материалы, в частности крайне популярный в то время бетон. Брутализм стремился выразить «честность» материалов, подчеркивая массивность и силу конструкций. Этот стиль часто применялся в общественных и жилых зданиях, школах и правительственных учреждениях, что подчёркивало его ориентацию на функциональность и практичность. Одним из наиболее известных примеров брутализма является Барбиканский комплекс в Лондоне, а также Жилой комплекс Марселя Ле Корбюзье. Эти здания обладают монументальными формами и открытыми бетонными конструкциями, что символизирует силу и основательность. Брутализм часто подвергался критике за свою тяжеловесность и мрачность, но в то же время он оказал значительное влияние на архитекторов следующих поколений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

1970-е - 1980-е гг. стали периодом расцвета постмодернизма. Этот стиль отвергал стандартизацию и однообразие, характерные для модернизма, и стремился к более эклектичному и выразительному подходу. Архитекторы постмодернизма использовали исторические стили и культурные символы, смешивая их с современными формами. Среди выдающихся постмодернистов можно назвать Майкла Грейвза и Роберта Вентури. А наиболее ярким примером здания в стиле постмодернизм стал Портленд Билдинг в США.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во второй половине 1980-х и в 1990-х гг. наибольшей популярностью пользовался деконструктивизм, который полностью изменил представления о форме и функции архитектуры. Этот стиль и стремится к нарушению симметрии и традиционной геометрии. Одним из самых известных представителей деконструктивизма является Фрэнк Гери, который спроектировал Музей Гуггенхайма в Бильбао — здание, состоящее из причудливых, изогнутых форм, напоминающих гигантские металлические волны. Деконструктивизм бросает вызов традиционным представлениям об архитектуре, предлагая смелые формы и нестандартные решения, что делает его символом инноваций и отказа от стандартов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В начале XXI века всё большее значение приобретает экологическая архитектура, основанная на принципах устойчивого развития. Экологическая архитектура стремится минимизировать воздействие зданий на окружающую среду, используя природные материалы, энергоэффективные технологии и возобновляемые источники энергии. Примером такого подхода является Эдем-проект в Великобритании, который включает в себя гигантские биомы — оранжереи, построенные из лёгких, прозрачных материалов, обеспечивающих естественное освещение и вентиляцию. В России концепцию экологического строительства воплощает проект «Москва-Сити», который включает современные здания с энергоэффективными технологиями. Такие проекты призваны подчеркнуть важность устойчивого развития и экологической ответственности в архитектуре.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Также в последние годы все более и более популярной становится т.н. цифровая архитектура. Этот стиль сформировался под воздействием компьютерного моделирования и 3D-печати, что, в свою очередь, позволяет архитекторам создавать сложные, органические формы, которые было бы невозможно реализовать традиционными методами. Эти технологии дали рождение так называемой цифровой архитектуре, где формы становятся гибкими, адаптивными и индивидуальными. Ярким примером цифровой архитектуры является плавательный павильон «Водяной куб» в Пекине, специально созданный для летних Олимпийских игр 2008 г.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, современная архитектура продолжает развиваться, сохраняя дух новаторства и открытия, что свидетельствует о её значительной роли не только как функционального, но и как культурного явления. И хотя архитектура стремительно меняется с внедрением новых технологий, её главная цель остаётся неизменной: улучшать и обогащать жизнь людей, создавая гармоничное и вдохновляющее пространство для жизни, работы и творчества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Источники информации:

https://studfile.net/preview/4410892/page:18/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://art24.info/articles/86/

https://architecturalidea.com/architecture-history/arhitektura-vtoroj-poloviny-xx-v-nachala-xxi-v/

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://elima.ru/articles/?id=961

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам