Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
Стр. 120
Главный вопрос параграфа
Каковы были основные пути осуществления культурной революции?
Основными путями осуществления культурной революции были эксперименторство и внедрение различных новаторских идей и направлений, а также постепенное установление партийно-идеологического контроля над духовной жизнью.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 121
Вопросы в середине параграфа
Когда выходил сборник «Вехи»? В чём состояли главные идеи его авторов?
Сборник «Вехи» выходил в 1909 г. Его авторы осуждали революцию 1905 – 1907 гг. и ее последствия.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 123
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг.?
Контроль за духовной жизнью общества усиливался по мере укрепления единоличной власти И. Сталина в высшем партийном руководстве.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?
Сборник «Смена вех» привел к тому, что многие деятели искусства и культуры, которые ранее пребывали в эмиграции, изменили свое отношение к СССР и вернулись на родину.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Каковы основные черты «нового советского искусства»?
Основными чертами «нового советского искусства» стали: отказ от предыдущей «буржуазной» культуры, упор на пролетарскую культуру, массовое распространение кинематографа, использование конструктивизма в архитектуре, а также использование образа революции как центральной темой всего советского искусства.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Какие новые явления возникли в повседневной жизни советских людей в годы нэпа?
В годы нэпа в повседневной жизни советских людей сформировались принципиально новые моральные установки и духовные ценности, особенно в том, что касается семейных отношений (раскрепощение женщин и фактическое разрушение института брака).
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 123
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Подготовьте сообщение о деятельности одного из советских педагогов-новаторов 1920 – 1930-х гг.
Выдающимся советским педагогом-новатором был Станислав Теофилович Шацкий (1878 – 1934). Свои прогрессивные подходы он начал реализовывать еще в царские времена. В 1905 г. он создавал первые в России детские клубы для детей и подростков рабочих окраин Москвы. Тем самым на практике Шацкий показал, что «детей улиц» можно оторвать от уличной жизни. В 1906 он создал общество «Сетлемент», которое через пропаганду было закрыто полицией за пропаганду социалистических идей среди подростков, а сам Шацкий ненадолго был арестован. В 1910 – 1911 гг. руководил обществом «Детский труд и отдых», а незадолго до начала Первой мировой войны он основал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска).
Добавить текст Вернуть оригиналШацкий приветствовал приход советской власти, видя в ней возможность для реализации собственных инновационных идей. Так, в 1919 г. он организовал опытно-показательное учреждение Народного комиссариата просвещения РСФСР – Первую опытную станцию по народному образованию. Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». А опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.
Добавить текст Вернуть оригиналСледует подчеркнуть, по образцу Первой опытной станции Шацкого были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые существовали и после смерти создателя – до 1936 г. Такая популярность объясняется прогрессивными педагогическими идеями, согласно которым обучение детей обязательно соединялось с общественно-полезным трудом. Шацкий рассматривал разностороннюю трудовую деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, развивая идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Главным девизом всей педагогической деятельности Шацкого было стремление сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной. Ведь школа будущего, по его мнению, должна вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
http://www.student-works.com.ua/kursovi/bjd/317.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://www.livelib.ru/author/867721-stanislav-shatskij
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Shatskij/shatskij.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://vestniknews.ru/prilozhenie/intervyu-i-stati/2528--sp-9357.html
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://obnpolis.tilda.ws/shackiy
2. Писатель Е. И. Замятин в 1921 г. в статье «Я боюсь» утверждал: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики... Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое». Выскажите предположение, какие особенности политической и духовной жизни страны в 1920-е гг. внушили писателю эти опасения.
Добавить текст Вернуть оригиналНа мой взгляд, автор высказал свое предположение, основываясь на том, что в 1920-х гг. советская власть фактически отказывалась от ценностей и культурных достижений дореволюционной эпохи. Таким образом, у автора автоматически возникала как ностальгия за прошлым, так и отсутствие уверенности в то, что в Советской России возможно создать новую культуру «с нуля».
Добавить текст Вернуть оригинал3. Н. И. Бухарин в 1924 г. утверждал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определённый манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике». Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определённый манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике».
Добавить текст Вернуть оригинал«Кадры интеллигенции» – образованные люди, воспитанные в духе советских ценностей.
Добавить текст Вернуть оригинал«Натренированные идеологически» – это та часть интеллигенции, которая преданная коммунистическим идеалам.
Добавить текст Вернуть оригинал«На определённый манер» – согласно требуемым правилам.
Добавить текст Вернуть оригинал«Штамповать интеллигентов» – подготавливать советских интеллигентов массово, в большом количестве.
Добавить текст Вернуть оригинал«Вырабатывать интеллигентов, как на фабрике» – максимально контролировать деятельность советских интеллигентов и результаты их труда.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, Н. Бухарин фактически предлагал подробный план по подготовке новой советской интеллигенции, преданной коммунистическим идеям.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Соберите материал о разрушенных после революции храмах вашего города/региона, найдите их изображения, узнайте, какие из них восстановлены в наше время. Подготовьте презентацию на данную тему.
Добавить текст Вернуть оригиналКострома очень сильно пострадала от атеистической политики советской власти. На протяжении 1920-х – 1930-х гг. советской властью были закрыты, а потом разрушены: Богоявленский собор, Успенский собор, Богоявленско-Анастасиин монастырь, Церковь Иоанна Богослова на Кадкиной горе, Собор Преображения Господня, а также весь архитектурный ансамбль Костромского кремля, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Рождества Христова на Городище. Сохранились лишь Церковь Спаса в Рядах, Иоанно-Златоустовская церковь и Церковь Воскресения на Дебре. И то их здания много десятилетий использовали не по прямому назначению использовали как антирелигиозный музей и складские помещения. В 1990-х – начале 200-х гг. были восстановлены Богоявленский собор, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Богоявленско-Анастасиин монастырь и церковь Рождества Христова на Городище. В ближайшие годы планируется восстановление Успенского собора.
Добавить текст Вернуть оригиналИсточники информации:
https://web.archive.org/web/20120321054600/http://www.kostroma-eparhia.ru/index.php/eparhia/temples/7881-khramy-goroda-kostromy
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://enckostr.ru/
https://von-hoffmann.livejournal.com/2515284.html
Добавить текст Вернуть оригиналГлава II
Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.