Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор стихотворения — Михаил Юрьевич Лермонтов. Название — «Воздушный корабль». Стихотворение написано в 1840 году. Оно связано с образом Наполеона Бонапарта, который был кумиром для Лермонтова. Поэт видел в Наполеоне не только великого полководца, но и символ гордого одиночества и трагической судьбы. Образ Наполеона в этом стихотворении олицетворяет сломленную волю, утраченные мечты и безуспешные попытки вернуть былое величие.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр
Стихотворение относится к романтической балладе. В нем присутствуют элементы фантастики (воздушный корабль, возвращение мертвеца к жизни), лирические и эпические мотивы. Лермонтов сочетает элементы романтизма и трагедии, создавая атмосферу тайны и предопределенности судьбы.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Тема стихотворения — трагедия личности, утратившей свое величие и славу. Лермонтов изображает Наполеона, который покинул мир живых, но каждую годовщину своей смерти возвращается к родной Франции в попытках вновь обрести свое прошлое величие и власть. Однако каждый раз его попытки остаются тщетными. Стихотворение посвящено драме невозможности вернуть утраченные силы и былую славу.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит мрачное, трагическое настроение. Оно постепенно нарастает, начиная с описания одинокого воздушного корабля и заканчивая отчаянием императора, стоящего в одиночестве на пустынном берегу. Стихотворение проникнуто чувством безысходности и печали. Настроение передается с помощью образов пустынного берега, молчаливых пушек, мрачных островов и ночного мрака. Эти образы усиливают ощущение одиночества и неизбежности трагедии.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция
Стихотворение можно разделить на три части:
Добавить текст Вернуть оригиналПервая часть — описание мрачного корабля, который бесшумно и таинственно плывет по волнам океана. Это вводит читателя в атмосферу тайны и загадочности.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть — встреча Наполеона с родной Францией. Он сходит на берег, призывает соратников и маршалов, но никого не находит. Его былое величие и армия — всего лишь тени прошлого.
Добавить текст Вернуть оригиналТретья часть — осознание Наполеоном своей безысходности, горькое разочарование и возвращение на корабль, который вновь уносит его прочь.
Добавить текст Вернуть оригиналСтихотворение развивается от статичного изображения одинокого корабля к динамичной сцене встречи с Францией, после чего переходит в финал — момент отчаяния и возвращения.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины, которые представляются: мне видится темное ночное море, над которым бесшумно плывет воздушный корабль. На острове пустынный мрачный пейзаж, могила и камень, под которым похоронен император. Затем сцена на берегу Франции: одинокий силуэт Наполеона в старом походном мундире, устало зовущего своих маршалов.
Добавить текст Вернуть оригиналСредства выразительности:
Эпитеты: «таинственный корабль», «пустынный гранит», «мрачный берег», «грустная кончина».
Добавить текст Вернуть оригиналМетафоры: «могила зарыта в сыпучий песок», «очнувшись, является вдруг» (возвращение мертвого императора как фантастический элемент).
Добавить текст Вернуть оригиналОлицетворение: «пушки молча глядят».
Сравнения: «и капают горькие слезы из глаз на холодный песок».
Добавить текст Вернуть оригиналПовторы: «зовет он любезного сына», «и снова он громко зовет».
Добавить текст Вернуть оригиналАнтитезы: «под снегом холодной России, под знойным песком пирамид» (противопоставление мест, где проливалась кровь его армии).
Добавить текст Вернуть оригиналВсе эти средства создают атмосферу мрачного одиночества и подчеркивают трагизм судьбы героя.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придает ему ритмичность и плавность.
Добавить текст Вернуть оригиналПример:
«По си-ним вол-нам о-ке-а-на,
Лишь звез-ды бле-снут в не-бе-са-х,
Ко-рабль оди-но-кий не-сет-ся,
Не-сет-ся на всех па-ру-са-х».
Рифма — перекрестная (ABAB), что придает стихотворению ритмическую стройность и гармоничность.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения заключается в том, что величие и сила могут быть потеряны навсегда, а прошлое невозможно вернуть. Лермонтов показывает трагедию великого человека, чья судьба обернулась поражением и изгнанием. Образ Наполеона, каждый год возвращающегося к родной Франции, символизирует тщетность попыток оживить утраченное и обреченность великой личности на вечное одиночество.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит сильное впечатление своим мрачным, но в то же время величественным настроением. Образ Наполеона, который каждый год возвращается к Франции и вновь переживает свое одиночество и утрату, вызывает одновременно восхищение его волей и сострадание. Лермонтов мастерски передает атмосферу трагической безысходности и меланхолии, создавая один из самых ярких романтических образов в своей поэзии.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Воздушный корабль» Михаила Юрьевича Лермонтова написано в 1840 году. Это произведение относится к позднему периоду творчества поэта, когда он уже был известен своими размышлениями о судьбах великих людей, роли личности в истории и одиночестве сильных духом. Стихотворение не предназначалось для официальной публикации, так как в нем поднимается тема трагедии Наполеона — личности, вызвавшей неоднозначное отношение у современников.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Стихотворение занимает особое место в поэтическом наследии Лермонтова. Оно продолжает его размышления о судьбах великих людей, начатые в стихотворении «Смерть поэта». В образе Наполеона Лермонтов видит символ величия и трагизма, мужественной борьбы и неизбежного падения, что перекликается с темами одиночества и внутренней драмы, характерными для его творчества.
3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение написано в жанре баллады. Лермонтов использует фантастические элементы (возвращение мертвого Наполеона, волшебный корабль), чтобы передать трагизм и романтическую напряженность. Балладный жанр позволяет соединить эпическую и лирическую линии, создать героическую, но в то же время мрачную и загадочную атмосферу.
4. Основная тема
Основная тема стихотворения — трагедия великой личности, разочарование и одиночество. Наполеон — символ могущества и славы — предстает перед читателем в образе тени, обреченной на вечное возвращение в родную Францию. Однако вместо прежнего величия он находит лишь забвение и одиночество. Тема невозможности вернуть утраченное проходит через все произведение.
5. Смысл названия
Название «Воздушный корабль» символично. Корабль, который движется по воздуху, подчеркивает эфемерность и нереальность происходящего. Он становится символом тоски и стремления мертвой души к недосягаемой мечте. Воздушный корабль также намекает на бесплотность и призрачность фигуры Наполеона, который не может обрести покой и вновь стремится к потерянной славе.
6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет строится на циклическом движении: каждую годовщину смерти Наполеон возвращается из мира мертвых на волшебном корабле и стремится попасть во Францию. Прибыв на родину, он пытается вернуть себе прежнюю славу и собрать своих верных соратников, но находит лишь пустоту. Конец сюжета — осознание своего одиночества и возвращение в могилу.
7. Композиция. Наличие обрамления, основные структурные части
Стихотворение можно разделить на три основные части:
Вступление — описание воздушного корабля и его таинственного движения по ночному океану.
Основная часть — встреча Наполеона с родной Францией, его попытки вернуть былое величие, призывы к соратникам и маршалам.
Добавить текст Вернуть оригиналЗаключение — осознание императором своего одиночества, горечь утраты и его возвращение на корабль.
Композиция стихотворения подчеркивает цикличность движения: каждый год Наполеон вновь повторяет свою попытку, вновь обрекается на разочарование и уходит.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
В стихотворении царит мрачное, трагическое и меланхоличное настроение. Оно усиливается по мере того, как Наполеон сталкивается с пустотой и забытием. Лермонтов передает это настроение через образы мрака, ночи, пустынного берега и одинокого императора. Тональность стихотворения — элегическая, что подчеркивает неизбежность трагического конца.
9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Основные лейтмотивы — одиночество, тоска, невозможность возвращения. Опорные слова: «одинокий», «пустынный», «могила», «зарыт», «покинувший», «сердце трепещет», «громко зовет», «никто не слышит». Эти слова создают ощущение разрыва между прошлым величием и настоящей пустотой.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — Наполеон, великий полководец, ставший пленником своих утраченных надежд и славы. Он раскрывается через свои действия: его попытки вновь обрести прежнюю силу, призывы к соратникам и горькие слезы разочарования. Герой не меняется, он циклично повторяет одну и ту же трагедию, что подчеркивает его обреченность.
11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Единственный персонаж, активно действующий в стихотворении, — Наполеон. Соратники, маршалы и гренадеры упоминаются как тени прошлого. Они либо погибли, либо предали его. Судьба Наполеона — трагедия великого человека, оставшегося в одиночестве.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении сталкиваются два уровня сознания: реальный и фантастический. Наполеон, будучи мертвым, продолжает бороться за свое место в мире живых, но реальность оказывается сильнее его стремлений. Эти два уровня соединяются в фигуре мертвеца, который живет только в своих мечтах.
13. Позиция автора
Позиция Лермонтова — элегическая грусть и восхищение силой духа героя. Поэт сочувствует Наполеону, но в то же время подчеркивает тщетность его попыток. Он показывает трагедию великого человека, чья воля бессильна перед лицом времени.
14. Музыка стихотворения
Стихотворение звучит мелодично и ритмично благодаря четкой структуре и размеренности строк. Оно напоминает траурную балладу, полную мистической музыки, что усиливает ощущение неизбежности и мрачного предопределения.
15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придает тексту энергичность и ритмичность.
Пример:
«По си-ним вол-нам о-ке-а-на,
Лишь звез-ды бле-снут в не-бе-са-х».
16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрестная (ABAB). Это придает стихотворению симметрию и стройность, создавая ощущение ритмичности и гармонии.
17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика стихотворения насыщена эмоционально окрашенными словами и выражениями: «грустная кончина», «тяжкий вздох», «горькие слезы». Лермонтов использует эпитеты, метафоры, антитезы и повторы, чтобы передать мрачное и меланхоличное настроение.
18. Поэтический синтаксис
Поэт использует риторические обращения, инверсии, повторения для создания напряженности: «Зовет он любезного сына, / Опору в превратной судьбе». Это придает тексту выразительность и усиливает драматизм.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Использование аллитерации и ассонанса («луки чугунные пушки») создает звуковую картину ночного пейзажа и передает ощущение тишины и напряжения.
20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Главная идея — трагедия великой личности, оказавшейся бессильной перед временем и историей. Лермонтов показывает, что даже величайшие из людей обречены на забвение, если теряют свою силу и поддержку.
21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают, что «Воздушный корабль» — одно из самых ярких произведений Лермонтова на историческую тему. Оно подчеркивает романтическую идеализацию и одновременно трагическое восприятие судьбы Наполеона.
22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение воспринимается как размышление о неразрешимых конфликтах между силой личности и историей, оно остается актуальным в контексте тем власти, одиночества и утраты.