Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина называется «Ненастный день потух». Оно было написано в 1830 году. Пушкин в этот период находился в Болдино — это время стало для него чрезвычайно плодотворным. Годом ранее поэт пережил сильные эмоциональные потрясения, связанные с отношениями с Натальей Гончаровой, и тема любовных переживаний и тоски присутствует в стихотворении. Предполагается, что стихотворение посвящено Наталье Гончаровой, с которой в это время Пушкин поддерживал сложные и напряженные отношения.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр
Стихотворение относится к лирическому жанру, так как в нем поэт выражает свои внутренние переживания, глубокие чувства и мысли, обращенные к воображаемой или реальной возлюбленной. Это типичная любовная лирика, пронизанная мотивами тоски и одиночества.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения. Лирический герой и образы
Основная тема стихотворения — тоска по далекой возлюбленной и одиночество. Лирический герой размышляет о ненастной ночи и в то же время его мысли уносятся к образу возлюбленной, которая одна и печальна. Стихотворение наполнено образами природы: мрачная мгла, туманная луна, море, волны, скалы. Все это создаёт атмосферу уныния и безысходности. Лирический герой находится далеко от любимой, и это разлука усиливает его чувство тоски. Возлюбленная представлена в светлых тонах, она — как небесное существо, недоступное и одинокое, она достойна любви, но никто не может выразить ее истинную ценность.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит мрачное и тоскливое настроение. На протяжении всего текста настроение не меняется: мрак и одиночество доминируют с первых строк и усиливаются к концу произведения. Стихотворение проникнуто чувством безысходности и грусти. Настроение выражается через описание природы («ненастный день», «одежда свинцовая», «мрачная тоска»), а также через образы возлюбленной, которая остается одинокой и покинутой.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение можно разделить на две части.
Первая часть — описание ненастного дня и мрачного пейзажа: «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…». Она передает ощущение тьмы и тоски, окруживших лирического героя. Картина природы мрачна, и это состояние внешнего мира символизирует внутреннее состояние героя.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть — размышления героя о возлюбленной: «Вот время: по горе теперь идет она…». Здесь на фоне мрачной ночи он видит образ своей возлюбленной, которая также одна и несчастна. Ему представляется, что она переживает то же самое одиночество, что и он.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины, которые представляются при чтении: пустынный ночной пейзаж, зловещая мгла, бледный свет луны, печальная женщина, сидящая у моря под скалами. Для создания настроения автор использует:
Добавить текст Вернуть оригиналМетафоры: «одежда свинцовая», «море движется роскошной пеленой».
Эпитеты: «мрачную тоску», «влажные уста», «белоснежные перси».
Сравнения: «как привидение».
Повтор: «одна, одна…».
Олицетворение: «луна туманная взошла» — создается ощущение, что даже природа переживает схожие с героем чувства.
6. Размер и рифма стихотворения
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой АВАВ в первой части и чередующейся рифмовкой ААБВВБ во второй части. Это придаёт тексту мелодичность и музыкальность. Примеры:
Добавить текст Вернуть оригинал«ненастный день потух / ненастной ночи мгла / одеждою свинцовой / за рощею сосновой / Луна туманная взошла».
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения (основная мысль)
Основная мысль стихотворения — невозможность воссоединения с любимой и осознание того, что их одиночество обоюдно. Это стихотворение о тоске, разлуке и нереализованной любви. Лирический герой понимает, что их разделяет не только расстояние, но и судьба, и даже при взаимных чувствах они остаются одинокими и несчастными.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления
Стихотворение оставляет мрачное, но глубокое впечатление. Оно передает чувства тоски, грусти и безнадежности, но в то же время поражает искренностью и правдивостью этих эмоций. Яркие образы природы и романтический тон создают атмосферу трагизма и недосказанности, подчеркивая внутренний мир лирического героя.
Добавить текст Вернуть оригиналПодробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение А.С. Пушкина «Ненастный день потух» было написано в 1830 году. Это время — Болдинская осень, один из самых продуктивных и творчески насыщенных периодов в жизни Пушкина. Стихотворение не было опубликовано при жизни поэта, но вошло в его наследие как одно из ярких произведений зрелой лирики.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Это стихотворение принадлежит к любовной лирике Пушкина и отражает характерные для поэта мотивы разлуки, тоски и одиночества. Важно, что оно демонстрирует переход Пушкина к более зрелым и глубоким эмоциональным переживаниям, свойственным его позднему творчеству.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение написано в форме элегии — жанра, который в русской литературе XIX века часто использовался для передачи меланхоличных и трагических переживаний. Элегия позволила Пушкину выразить весь спектр чувств: одиночество, грусть и безнадежность, при этом акцентировав внимание на любовной теме.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема — тоска по далекой возлюбленной и ощущение внутренней пустоты. Лирический герой находится в разлуке с любимой, что наполняет его одиночеством и вызывает ощущение ненастного, холодного мира. Эта тема разлуки и безответной тоски пронизывает все произведение.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Ненастный день потух» символично и передает внутреннее состояние героя. Ненастный день — это не просто описание погоды, а метафора состояния души лирического героя, угасающей и утомленной тоской.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет развивается от описания ненастного дня и ночи к переживаниям лирического героя о возлюбленной. Вначале мы видим мрачную, туманную картину природы, а затем — плавный переход к мыслям героя о любимой, которая где-то далеко, также одинока и несчастна.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция. Наличие обрамления, основные структурные части
Стихотворение делится на две композиционные части:
Описание природы — образ ненастного дня и ночи, который создаёт эмоциональный фон произведения.
Воспоминание о возлюбленной — мысли лирического героя переносятся к образу женщины, которая также страдает и переживает одиночество.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Тональность стихотворения — мрачная, грустная и меланхоличная. Настроение выражается через пейзажные детали, такие как «ненастный день», «одежда свинцовая», и усиливается через чувства лирического героя.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Ведущие лейтмотивы — одиночество, разлука и тоска. Опорные слова: «ненастный», «тоску на душу наводит», «одна», «печальна», «плачешь», «я спокоен».
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — человек, переживающий разлуку с возлюбленной. Он отстранён от окружающего мира, погружен в свои мысли и испытывает одновременно грусть и спокойствие. Он раскрывается через описание природы, которая как будто отражает его внутренний мир.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Персонажи стихотворения — лирический герой и возлюбленная. Герой чувствует глубокое одиночество, его душу угнетает разлука. Возлюбленная также представлена одинокой и грустной, но она недосягаема для него.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Столкновение происходит между внешним и внутренним: мрачный пейзаж и тоска души героя соединяются, создавая цельное ощущение подавленности и безнадежности.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора выражается через элегическую грусть и меланхолию. Поэт будто говорит нам, что разлука и одиночество неизбежны, но в этом есть и определенное спокойствие, принятие ситуации.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыкальность стихотворения проявляется в гладких ритмах и мелодичных повторах, что подчеркивает печальность и тягучесть чувств героя.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придает тексту плавность и текучесть.
16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрестная в первой части (АВАВ) и более сложная во второй (ААБВВБ), что передает эмоциональную насыщенность произведения.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика богата эпитетами («ненастной ночи мгла», «луна туманная», «вечерней теплотой»), метафорами («одеждою свинцовой», «море движется роскошной пеленой») и олицетворениями («луна туманная взошла»).
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Стихотворение насыщено повторами («одна, одна...») и риторическими вопросами, что подчеркивает эмоциональность и драматизм произведения.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Фонетическая окраска создается за счет аллитераций (повтор согласных «м», «н» в строках про ненастный день и мглу), что усиливает мрачность настроения.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея стихотворения — изображение невозможности воссоединения с любимой и вечное одиночество, отраженное как в природе, так и в душе героя.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Современники Пушкина отмечали лирическую глубину и эмоциональную насыщенность его поздней любовной лирики. Критики XIX века восхищались способностью поэта передавать тонкие чувства и создавать атмосферу тоски и одиночества.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
В наше время стихотворение воспринимается как классический образец элегической лирики. Оно продолжает волновать читателей своей искренностью и эмоциональной насыщенностью, оставаясь актуальным и сегодня.
Добавить текст Вернуть оригинал