Религиозная политика Александра III
Религиозная политика Александра III под руководством обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева была направлена на укрепление православия как опоры самодержавия. Правительство активно способствовало восстановлению церквей, увеличению числа священнослужителей и расширению православного влияния на нерусские народы. Церковь играла важную роль в поддержании общественного порядка и единства государства.
Иоанн Кронштадтский
Иоанн Кронштадтский был уважаемым духовным лидером Русской православной церкви. Его проповеди и активная благотворительная деятельность сделали его фигуру чрезвычайно популярной среди всех слоёв общества. Он был известен своей заботой о нуждающихся, его религиозное влияние распространялось далеко за пределы Кронштадта.
Национально-религиозная политика в Царстве Польском, Финляндии, прибалтийских губерниях, Украине и Белоруссии
В этих регионах национально-религиозная политика была направлена на укрепление позиций России через внедрение русского языка в образовательную и административную сферу. Правительство стремилось к экономической и культурной интеграции регионов, а также к ослаблению местного влияния в пользу русской культуры и православия.
Национально-религиозная политика на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии
В этих регионах правительство внедряло единое административное управление, проводило социальные реформы и способствовало развитию экономики. Местные народы сохраняли свои языки, культуру и обычаи, при этом православие постепенно укрепляло свои позиции. Политика переселения русских крестьян способствовала освоению новых земель и культурной интеграции.
Национально-религиозная политика на территории Среднего Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока
Христианизация народов Поволжья и Сибири продолжалась через миссионерские и образовательные программы. Правительство содействовало культурной интеграции местных народов в российское общество, распространяя образование и православие. Образование на родных языках способствовало распространению грамотности и адаптации нерусских народов.
Положение нехристианских религий
Отношение к нехристианским религиям, таким как ислам и буддизм, было относительно лояльным, если их деятельность не противоречила православию. Мусульмане сохраняли свободу вероисповедания, исламская община в России процветала, будучи частью государственного управления. В отношении евреев сохранялись некоторые ограничения, особенно в вопросах проживания и доступа к образованию.
Подведём итоги
Национально-конфессиональная политика 1880–1890-х годов была направлена на укрепление Русской православной церкви и её роли в государственном управлении. В регионах с нерусским населением правительство стремилось к интеграции через распространение русского языка и православия, сохраняя при этом лояльное отношение к другим конфессиям, если их деятельность не мешала православию. Усиленная миссионерская работа, особенно в Среднем Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, способствовала адаптации местных народов в общеимперскую жизнь.