В середине XVI века Реформация распространилась по всей Европе, охватив многие страны, включая Англию, Францию, Данию, Норвегию, Нидерланды и Швейцарию. Швейцария стала одним из крупнейших центров Реформации, где Жан Кальвин, создавая новое христианское учение, оказал большое влияние на религиозные и социальные преобразования в европейских странах.
Жан Кальвин и учение о предопределении. Жан Кальвин (1509-1564), один из виднейших деятелей Реформации, утверждал, что судьба каждого человека, включая его спасение или вечную погибель, предопределена Богом. Верующий не может точно знать, избран ли он для спасения, но его долг — упорно трудиться, раскрывая свои способности, что должно стать знаком его избранности. Таким образом, успех в земных делах рассматривался как подтверждение спасения.
Учение Кальвина о труде. Кальвин учил, что одной только веры для спасения недостаточно. Каждый человек должен трудиться всю свою жизнь, проявляя терпение и упорство, чтобы заслужить знак Божьей милости. Эта идея нашла отклик среди предпринимателей и городских слоёв, так как подчеркивала богоугодность накопления и умеренности, что способствовало развитию капиталистических отношений.
Кальвинистская церковь. Кальвинистская церковь отличалась от католической и лютеранской, так как ее общины пользовались самоуправлением. Пасторы и старшины выбирались из числа прихожан, а священники как отдельный институт отсутствовали. Однако, несмотря на внешнюю демократичность, пасторы строго контролировали частную жизнь прихожан и жестоко наказывали за отступление от кальвинистских норм.
Женева как центр кальвинизма. Женева, где Кальвин установил строгие религиозные порядки, превратилась в центр кальвинизма, получив прозвище "Рим кальвинизма". Под управлением Кальвина здесь исчезли традиционные праздники и развлечения, а люди вели строгий и аскетичный образ жизни. Это привело к временному изгнанию Кальвина, но его учение продолжало распространяться в других странах.
Влияние кальвинизма на предпринимателей. Кальвинизм, благодаря своей этике упорного труда, сдержанности и накопления, оказал поддержку развивающемуся слою предпринимателей в Швейцарии, Англии, Франции и Голландии. Бизнес и накопление теперь не считались греховными, а напротив, воспринимались как богоугодная деятельность, что способствовало укреплению капиталистических основ в обществе.
Католическая церковь против Реформации. Католическая церковь, столкнувшись с протестом против своих порядков, начала борьбу с Реформацией, объявив протестантов еретиками. Для противодействия были задействованы инквизиция, цензура и доносы. Папа римский стремился любыми средствами вернуть влияние и доходы, особенно десятину, потерянную из-за распространения протестантских учений.
Орден иезуитов. В 1540 году был основан орден иезуитов, который стал мощным орудием в борьбе против Реформации. Создатель ордена, Игнатий Лойола, направил деятельность ордена на защиту и укрепление католической церкви. Иезуиты активно занимались воспитанием элиты, миссионерской деятельностью, благотворительностью и созданием школ, что помогало им влиять на общественную жизнь.
Попытки реформ в католической церкви. Потеряв контроль над рядом стран, католическая церковь признала необходимость некоторых реформ. Были переведены Библии на национальные языки и запретили продажу индульгенций, но Тридентский собор, заседавший почти 18 лет, оставил власть папы неприкосновенной. Большая часть духовенства сопротивлялась любым изменениям, и борьба с протестантами продолжалась.
Контрреформация и Тридентский собор. Основным результатом Тридентского собора стало утверждение верховенства папы и укрепление инквизиции. Попытки изменить структуру церкви оказались неуспешными, а разделение католиков и протестантов продолжалось. Реформация затронула значительную часть Европы, вызвав глубокие перемены в духовной, политической и экономической жизни.
Филипп II против Реформации. Испанский король Филипп II, фанатичный католик, посвятил свою правление борьбе с протестантами как внутри страны, так и за её пределами. При нём в Испании свирепствовала инквизиция, было проведено более ста публичных казней еретиков, что привело страну к разорению и экономическому упадку.