Японское общество периода Эдо: Японское общество в период Эдо было сословным и состояло из самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Самураи были на вершине социальной иерархии, крестьяне составляли основную часть населения, а ремесленники и купцы имели более низкий статус, хотя часто были богаче.
Самураи: Самураи были опорой токугавского режима и занимали высшую ступень общества. Они считались элитой нации, а также формировали государственный и военный аппарат, и среди них были интеллектуалы.
Крестьяне: Крестьяне составляли 80% населения и занимались земледелием, которое считалось благородным занятием. Они были главными производителями риса, но не могли менять место жительства или род деятельности, что делало их зависимыми.
Ремесленники и купцы: Ремесленники и купцы были ниже крестьян в социальной иерархии, хотя часто имели лучшее имущественное положение. Они объединялись в союзы и гильдии, а наиболее успешные могли быть возведены в ранг самураев.
Парии («неприкасаемые»): Вне сословной системы находились парии, которые занимались непрестижной работой, такой как уборка отходов и выделка кожи. Они испытывали презрение со стороны всех остальных слоёв общества.
Управление страной: Государство возглавлялось сёгуном и советом старейшин, состоящим из пяти назначенных им князей. Существовала тайная слежка за должностными лицами, а контроль над населением обеспечивался системой круговой поруки.
Экономическое положение деревни: В XVIII веке японская деревня столкнулась с экономическим кризисом из-за проникновения товарно-денежных отношений. Цена на рис упала, что привело к дефициту государственного бюджета и возникновению новых помещиков.
Расслоение среди крестьян: Крестьяне начали всё больше заниматься торговлей и огородничеством, что стало приносить более стабильный доход. Появлялась прослойка зажиточных крестьян и «новых помещиков», многие из которых были выходцами из купечества или самураев.
Японские города: Крупные города, такие как Эдо, Осака и Киото, играли важную роль в экономике и культуре Японии. Эдо был центром самураев и политической жизни, Осака — торговым центром, а Киото — культурной столицей страны.
Развитие торговли и городской культуры: Городское население активно включалось в рыночные отношения, развивалась печатная продукция, прикладное искусство и строительство. Процветала торговля, возводились новые магазины и дома для купцов.
Путь горожанина: В городах формировалась новая идеология, которая противопоставлялась самурайскому «пути воина». Горожане гордились своим вкладом в экономику через ремесло и торговлю, ценя прибыль и материальные блага.
Ронины: Многие самураи становились ронинами — воинами без хозяина, которые искали работу в городах. Они были вынуждены искать заработок у купцов или ремесленников, а также занимались вымогательством и грабежом.
Реформы: В течение XVIII века сёгуны трижды предпринимали попытки реформировать экономику и общество. Реформы были направлены на сокращение роскоши, увеличение налогов, экономию и регулирование торговли, но кризисные явления сохранялись.
Борьба с роскошью: В первой половине XVIII века были предприняты меры по борьбе с роскошью среди знати и сокращению государственных расходов. Вводились дополнительные налоги на рис и предоставлялись льготы купцам.
Европейские знания: В 1720 году были сняты ограничения на ввоз европейских книг по прикладным наукам. Это стало первым шагом к знакомству Японии с европейскими знаниями и технологиями.
Меркантилизм и реформы экономики: В 60—80-е годы XVIII века правительство начало проводить политику меркантилизма и усилило контроль за расходами и налогами. Купеческие объединения получили поддержку, что способствовало развитию торговли.
Политика экономии: В конце XVIII века продолжились реформы, направленные на экономию государственных средств, сокращение коррупции и улучшение управления. Крестьян возвращали из городов на землю, а трудовая повинность частично отменялась.
Продолжающийся кризис: Несмотря на реформы, кризис в японском обществе углублялся. Самураи и крестьяне продолжали нищать, финансы государства оставались нестабильными, а социальные проблемы нарастали, что предвещало грядущие изменения.