Вопросы и задания к документу
1. Почему вопрос о смысле жизни, по словам философа, «волнует» и «мучает» человека?
Данный вопрос волнует каждого человека, потому что любопытно, какая роль принадлежит именно ему, зачем он существует в этом мире. Этот вопрос - не «теоретический вопрос», не предмет праздных игр ума; этот вопрос - вопрос самой жизни, он так же страшен, и, на самом деле, даже более страшен, чем вопрос о куске хлеба для утоления голода в тяжелые времена.
Добавить текст Вернуть оригинал2. С какими свойствами человека связано стремление обрести смысл жизни?
Стремление человека обрести смысл жизни связан с такими качествами, как стремительность, целеустремленность.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как связаны между собой вопрос о смысле жизни и то, что человек смертен? Почему этот вопрос носит «не теоретический» характер? В чём вы видите его практическую направленность?
Добавить текст Вернуть оригиналМне кажется, что тот факт, что человек смертен, делает его жизнь драгоценной от рождения до смерти. Именно поэтому человек стремится найти определенные смыслы в своем существовании, посвятить это время чему-то особенному, ведь у него есть только один шанс на это. Вот как связаны ограниченность жизни человека и смысл жизни, который он ищет на этом пути.
Добавить текст Вернуть оригиналПоскольку все люди разные, у них разные интересы и разные потребности, то и смыслы в жизни тоже разные. Здесь нельзя создать теорию и заставить всех жить по одному сценарию. Хотя религия, возможно, и пытается это сделать.
Добавить текст Вернуть оригиналПрактическая направленность связи между смыслом жизни и смертью заключается в том, что человек применяет эту связь непосредственно на практике, в своей жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Известен ли вам рассказ А. П. Чехова, на который ссылается автор приведённого фрагмента?
Автор фрагмента ссылается на произведения «Скучная история», «Учитель словесности», «Дуэль».
Добавить текст Вернуть оригиналВ записной книжке А.П. Чехова есть еще один вариант данного сюжета: «Молодой, только что окончивший филолог приезжает домой в родной город. Его выбирают в церковные старосты. <...> ...и не заметил, как исполнилось ему 45 лет, и он спохватился, что все время ломался, строил дурака, но уже переменять жизнь было поздно. Как-то во сне вдруг точно выстрел: «Что вы делаете?» – и он вскочил весь в поту».
Добавить текст Вернуть оригинал5. Почему многие люди всё-таки считают нужным «отмахнуться» от вечного вопроса о смысле жизни? В чём ограниченность «страусовой политики»?
Добавить текст Вернуть оригиналМногие люди считают необходимым «отмахнуться» от вечного вопроса о смысле жизни, именно потому, что он вечен. Этот вопрос порождает множество споров - каждый судит, исходя из своих приоритетов и принципов. Большинство людей не умеют аргументировать свою точку зрения, а споры о вечном заканчиваются ссорой. Именно поэтому люди не говорят о «высоком». Лучше пропустить эту тему и поставить ее в ранг «не решаемых».
Добавить текст Вернуть оригиналВ то же время вопрос о смысле жизни многим видится вопросом субъективным - каждый выбирает для себя сам. Для кого-то смысл жизни - просто жить, для кого-то - растить детей, кто-то намерен исправлять экологию и видит свой смысл жизни в том, чтобы выращивать все больше и больше растений. Поэтому думается, что спорить о субъективном считается дурным тоном.
Добавить текст Вернуть оригиналИ скорее всего, действительно, не существует универсального смысла жизни, который подошел бы всем 8 миллиардам людей, особенно в современном обществе. И мы не можем винить людей в том, что они не хотят обсуждать смысл жизни. Тем более что философы всех мастей уже говорили об этом. А вопрос о смысле жизни требует от человека знаний о себе и об окружающем мире, нужно знать все, чтобы ответить на этот вопрос с абсолютной уверенностью. А это невозможно.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто касается «страусиной политики», то ее ограниченность заключается в том, что человек не намерен решать любой вопрос, любую проблему, он хочет уйти от нее, полагая, что этим он избавится от вопрос, он обойдет человека стороной. Но это заблуждение.
Добавить текст Вернуть оригиналСтр. 41
Вопросы для самопроверки
1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?».
Вопрос о сущности человека формулируется таким образом для того, чтобы подчеркнуть философский аспект проблемы. Немецкий философ И. Фихте считал, что понятие «человек» относится не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельного человека, взятого самого по себе, вне отношений с другими людьми, то есть вне общества.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
Сущность человека как «культуросозидающего» существа проявляется в том, что человек является носителем и творцом культуры. Культура ориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в результате формирует не только историю общества, но и самого себя.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
Человек, как социальное существо имеет:
- высокоорганизованный мозг;
- мышление;
- членораздельную речь;
- умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
Добавить текст Вернуть оригинал- способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
Добавить текст Вернуть оригинал- способность к самопознанию и саморазвитию;
Добавить текст Вернуть оригинал- способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?
Самореализация – это процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Американский ученый А. Маслоу отнес потребность в самоактуализации к высшим человеческим потребностям. Он определил ее как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется посредством целенаправленного воздействия человека на самого себя. Способность человека к самоактуализации – это синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой человек максимально реализует свой потенциал.
Добавить текст Вернуть оригинал
Стр. 41
Задания
1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?»
Добавить текст Вернуть оригиналВ этом суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность строения человека, а именно его социальную и биологическую сущность.
Добавить текст Вернуть оригиналСпособность мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хотя и отличает человека от животных, но не отделяет его от природы.
Добавить текст Вернуть оригиналЧеловек является частью и общества, и природы.
Добавить текст Вернуть оригинал2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И.Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливаются перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
Добавить текст Вернуть оригиналСегодня человек сам изменяет природу, тогда как в недавнем прошлом человеку приходилось самому приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие экономической деятельности стало одним из важнейших факторов, влияющих на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, и человек начал задумываться о том, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменить природу, но не в ущерб ей.
Добавить текст Вернуть оригинал
3. Составьте схему «Социальные качества личности».
Схема социальных качества личности:
4. Подготовьте проект на тему «Сильная личность».
Проект «Сильная личность»
1) понятие сильной личности: сильная личность – это человек, обладающий сильным характером.
Добавить текст Вернуть оригинал2) качества сильной личности:
- воля;
- выдержка;
- активное социальное поведение;
- открытое проявление своих эмоций, чувств, переживаний;
Добавить текст Вернуть оригинал- сильный характер;
- настойчивость;
- целеустремлённость;
- способность отказаться от личных благ и интересов;
Добавить текст Вернуть оригинал- здоровая самокритичность.
3) пример сильной личности:
- Александр Македонский;
- Петр Великий;
- Екатерина Великая;
- Александр Второй (пережил 7 покушений);
Добавить текст Вернуть оригинал- Александр Первый (победа над Наполеоном);
Добавить текст Вернуть оригинал- Наполеон Бонапарт;
- Александр Суворов;
- Иосиф Сталин.