Размышляем над прочитанным
1. Как меняется картина утренней степи? Какие особые приметы жизни степной природы выделяет автор? Найдите наиболее характерные детали, которые создают эту картину.
Добавить текст Вернуть оригинал…поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Добавить текст Вернуть оригиналПриметы жизни:
Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Найдите описание одинокого тополя. Какую роль играет этот образ? Как вы думаете, почему именно на этом необычном явлении степной природы автор акцентирует внимание читателей?
Добавить текст Вернуть оригиналА вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь — бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один…
Добавить текст Вернуть оригиналЧехов описанием тополя обращает внимание читателя на то, что душа маленького мальчика еще способна замечать прекрасное, он видит красоту природы, его разум жадно впитывает детали окружающего мира, его сердце хочет познать жизнь.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Какие средства художественной изобразительности, помогающие передать ощущение степного зноя, использует писатель? Приведите примеры из текста.
Добавить текст Вернуть оригиналЭпитеты: побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, загорелые холмы, душно и уныло,
Добавить текст Вернуть оригиналОлицетворения: обласканное солнцем, все оживало, загорелые холмы, трава поникла
Добавить текст Вернуть оригиналМетафора: машет крыльями мельница, воздух застыл
Добавить текст Вернуть оригиналСравнения: как тень, точно задумавшись о скуке жизни
Добавить текст Вернуть оригинал4. В описание картины жизни степной природы вплетаются эпизоды со встреченными на пути людьми: «сонной девкой», лежащей на возу со снопами, косарями и бабами, вяжущими снопы. Какую роль играют эти эпизоды? Как они связаны с изображением степи?
Добавить текст Вернуть оригиналЭти прохожие являются частью степных просторов, Егорушке сначала трудно наблюдать за безжизненными пейзажами степи, он рад рассматривать проезжающих:
Добавить текст Вернуть оригинал«Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами».
Добавить текст Вернуть оригиналМы можем проследить, как другие герои воспринимают степь и как мальчик воспринимает их внутри степи.
Добавить текст Вернуть оригинал
5. Как вы думаете, чьими глазами увидены картины степной жизни в этом фрагменте повести? Можно ли сказать, что здесь используется только одна точка зрения? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.
Добавить текст Вернуть оригиналМы наблюдаем степь глазами мальчика Егорушки. Но также мы видим образные картины, созданные самим Чеховым:
Добавить текст Вернуть оригиналЛетит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница…
Добавить текст Вернуть оригинал