Размышляем над прочитанным
1. Какой предстаёт степь в русской народной песне «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» и в стихотворении «В степи»? Похожи ли картины, изображённые в этих произведениях? Каким настроением они проникнуты?
Добавить текст Вернуть оригиналВ песне степь предстает широкой, необъятной. Далее мы читаем историю доброго молодца, который захворал в дороге, он просит не за себя, а за своих родных. Суриков положил в основу своего стихотворения народную песню, отразив ту же историю. Настроение обеих картин тревожное, печальное. Жизнь забирает молодого ямщика. Степь у Сурикова предстает такой же стихийной, но мы явно понимаем, что над природой властвует зима.
Добавить текст Вернуть оригиналПесня проникнута народными нотами, стихотворение более литературно.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Что говорится о судьбе ямщика в народной песне? Кто и с каким чувством ведёт этот рассказ? Есть ли такой же рассказчик в стихотворении И. З. Сурикова, или там звучит иной голос?
Добавить текст Вернуть оригиналМолодой ямщик захворал в дороге. Повествование в двух произведениях ведется будто бы от третьего лица, от лица самого автора, который был там, видел этот пейзаж, слушал речи ямщика.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Как в народной песне, так и в стихотворении И. З. Сурикова выделена прямая речь. Кому она принадлежит? Сравните эти фрагменты произведений по содержанию и форме. Приведите примеры.
Добавить текст Вернуть оригиналПрямая речь принадлежит самому ямщику.
Низкий поклон,
Родной матушке челобитьице,
Да челобитьице,
Малым детушкам моё благословеньице,
Благословеньице
Молодой моей жене полну волюшку,
Всё свободушку. – в песне речь проникнута народными оборотами.
Добавить текст Вернуть оригиналПередай словцо
Ей прощальное
И отдай кольцо
Обручальное.
Пусть о мне она
Не печалится;
С тем, кто по сердцу,
Обвенчается! – речь также тяготеет к народной, нет обилия уменьшительно-ласкательных форм.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Найдите и выделите в народной песне «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» художественные приёмы, характерные для русского фольклора. Используются ли эти приёмы в стихотворении «В степи»? Какие средства художественной выразительности, не характерные для фольклора, использует поэт? Найдите и выпишите примеры из обоих произведений.
Добавить текст Вернуть оригиналПесня:
Обилие уменьшительно-ласкательных форм: молоденькие, лошадки, несчастьице
Добавить текст Вернуть оригиналВозвратные формы: протянулася, солучилося
Добавить текст Вернуть оригиналПовторы: все наборные, все шиповные, челобитьице, протянулася
Добавить текст Вернуть оригиналОбращения: степь ли моя
Междометия: уж ты
Стихотворение Сурикова:
Эпитеты: снежная, широко-велик, злых
Повторы: злых обид моих, отведи домой
Метафоры: вьюга гудит, сердце грусть берет
Добавить текст Вернуть оригиналОлицетворения: вьюга плачется
Уменьшительно-ласкательные формы: батюшке, матушке
Добавить текст Вернуть оригиналВсе средства могут быть использованы и в фольклоре. Но выражения типа «отдавал приказ», «неразумных слов», «ей еще не забудь сказать» не характерны для фольклора.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Известно, что стихотворение «В степи» И. З. Сурикова, положенное на музыку, стало очень популярным и часто воспринимается как настоящая народная песня, а не переработка русской народной песни «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...». Знаете ли вы эту песню на стихи И. З. Сурикова? Какое название она получила? Как вы думаете, в чём причина такой необычной судьбы стихотворения поэта? Аргументируйте свой ответ.
Добавить текст Вернуть оригинал«Степь да степь кругом» — известная русская песня, по тематике относящаяся к ямщицким песням.
Стихи народные, в основу которых положено стихотворение поэта И. З. Сурикова «В степи» (1865 г.)
Добавить текст Вернуть оригиналКомпозитор: С. П. Садовский.
Когда именно композитор Сергей Садовский положил эти стихи И. Сурикова на музыку, неизвестно. Но песня, созданная им, вошла прямиком в народную душу и очень скоро разрослась в различных исполнениях новыми вариантами: люди слышали песню и повторяли ее, не помня какие-то слова и заменяя их на свой лад. Причем далеко не всегда сохранялась и логическая основа, и незыблимость стихотворной рифмы, и главное — сам смысл текста. В народных вариациях суриковские слова про то, что песню поет ямщик, оказались пропущены. Получалось, что случившееся несчастье в песне про Моздокскую степь, спроецировалось на самого суриковского ямщика: это не он пел песню про умирающего доброго молодца, а умирал сам и отдавал последний наказ товарищу похоронить его здесь же, в степи (нечего, мол, по-христиански, тащиться на кладбище), и передавал через него же волю родным: кому — коней, кому — поклон, кому — свободу и нового мужа.
Добавить текст Вернуть оригиналИменно в таких исполнениях песня обрела огромную популярность. Причем возникло несколько похожих редакций одной и той же песни, и к настоящему времени их существует не менее шести вариантов.
Добавить текст Вернуть оригиналА смысловая нелогичность ушла на задний план, уступив главенствующее место лирической печальной напевности.
Добавить текст Вернуть оригиналИ поныне песня «Степь да степь кругом», названная по первой строчке народных исполнений (у автора есть название стихотворения и начало совсем иное), — в ее народных редакциях — является одной из самых популярных в русской музыкальной культуре. https://cyclowiki.org/wiki/
Добавить текст Вернуть оригинал