Решебник родная русская литература 9 класс Александрова ФГОС | Страница 60

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник

Страница 60

Содержание

Вопросы и задания

1. В рассказе встречаются фамилии писателей и поэтов, цитаты и имена героев из их произведений. В каком контексте и почему автор вспоминает их? Как вы думаете, с какими ещё произведениями русских писателей и поэтов может быть связана история о петербургских фонариках? Для ответа используйте материал рубрики «Круг чтения», справочную литературу и интернет-ресурсы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

В сознании русского народа степь — это не просто определённая местность с характерной для неё природой, а особый уникальный мир, насыщенный преданиями, легендами, былинами и сказаниями о русской истории и русском человеке с его широкой душой, устремлённой к манящим просторам в долгий и порой опасный путь. Парадоксальность русской души, её противоречия и крайности отражаются в восприятии народом наиболее характерных природных пространств России — леса и степи. При этом именно степь всегда воплощала для русского народа мечту о вольной волюшке, широте и размахе, присущих национальному характеру.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Перечитайте высказывания, приведённые в рубрике «Из первых уст». Как вы понимаете слова известного русского философа ХХ века Н. С. Бердяева о необъятных русских пространствах: «Это — география русской души»? Как они перекликаются с размышлениями русского историка В. О. Ключевского об историческом значении степи в формировании русского национального характера? Аргументируйте свой ответ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Образ степи отражает стремление русского человека к воле, к простору, к раздолью. Ключевский подчеркивает это в своем высказывании, вспоминая вольных казаков.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. С чем связано появление «ямщицких» песен в русском фольклоре? Какое отражение они нашли в русской литературе? Назовите как можно больше народных песен и стихов русских поэтов, связанных с этой темой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Недаром степь с её неброской, скудной, но завораживающей, а иногда и внушающей страх природой стала главной темой многих народных песен, таких как «Ах ты, степь широкая», «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…». Исполнителями, а часто и героями этих песен были ямщики, которые скрашивали ими свой долгий, трудный путь по степным дорогам. Вспомните стихотворение А. С.Пушкина «Зимняя дорога»: «Что-то слышится родное / В долгих песнях ямщика: / То разгулье удалое, / То сердечная тоска».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Постепенно такие народные песни, получившие название «ямщицких», стали настолько популярными, что поэты на их основе создавали свои собственные произведения, составившие особую тематическую группу в русской литературе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Значительное место занимает народная тема и в творчестве П. А. Вяземского, современника и друга А. С. Пушкина. Среди «ямщицких» стихотворений поэта наибольшую известность приобрело стихотворение «Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт…»), которое было положено на музыку композитором П. П. Булаховым и стало одним из самых популярных русских романсов о тройке. Уже в этом стихотворении поэт обозначил своё видение темы степи: «Много в ней и думы томной, и раздолья много есть». Но самым развёрнутым и глубоким поэтическим высказыванием П. А. Вяземского о степи стало его стихотворение «Степь» (1849), в котором безбрежный степной простор не просто выражает мысли и чувства лирического героя, но соотносится с душой русского народа, выражает глубинную суть России. Степь вдохновляла не только русских поэтов, она стала неотъемлемой частью художественного мира многих русских прозаиков, главное место среди которых по праву принадлежит Н. В.Гоголю. Другой певец степных просторов, А. П. Чехов, назвал Гоголя «степным царём» русской литературы. Именно Гоголь укоренил в русской культуре представление о степи как об особом пространстве, в котором «есть место, где развернуться» русской душе, подобной «птице-тройке», несущейся по необъятным просторам Руси, всё ещё ждущей появления своего героя-богатыря.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вслед за Гоголем поэтические картины степи создавали И. С. Тургенев и Н. С. Лесков, С. Т. Аксаков и В. Г. Короленко и многие другие русские писатели. Но к концу XIX века «степная» тема ушла на второй план, уступив место остросоциальной проблематике. Заслуга её возрождения, безусловно, принадлежит А. П. Чехову, сделавшему степь не просто местом действия, прекрасным пейзажем, но и одним из главных героев своего творчества.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Почему А. П. Чехов назвал Н. В. Гоголя «степным царём» русской литературы? Какие произведения этих двух русских писателей, связанные с образом степи, вы знаете? Известны ли вам другие произведения русских писателей и поэтов, посвящённые теме степи? Назовите их.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Другой певец степных просторов, А. П. Чехов, назвал Гоголя «степным царём» русской литературы. Именно Гоголь укоренил в русской культуре представление о степи как об особом пространстве, в котором «есть место, где развернуться» русской душе, подобной «птице-тройке», несущейся по необъятным просторам Руси, всё ещё ждущей появления своего героя-богатыря.

  Добавить текст Вернуть оригинал

А. Чехов: «Двадцать девятое июня», «Казак», «На пути», «Перекати-поле», «В родном углу», «Степь».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Н. Гоголь: «Тарас Бульба».

И. Тургенев «Лес и степь»

А. Кольцов «В степи»

С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…»

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам