Решебник родная русская литература 9 класс Александрова ФГОС | Страница 31

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник

Страница 31

Размышляем над прочитанным

1. Перечитайте первые пять строф стихотворения. Каким предстаёт в них собирательный образ молодых генералов? Чем он необычен по сравнению с традиционным изображением воинов?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Автор поэтично и образно рисует образы молодых генералов. Это необычно для изображения воинов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Как вы понимаете строки: «Цари на каждом бранном поле и на балу»? Как поэт передаёт быстроту взросления бойца на войне? Какие художественные средства для этого используются?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Офицеры были галантными кавалерами на балах, также филигранно они сражались в боях. Для них война и обычная светская жизнь, любовь и смерть срослись воедино.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Быстроту взросления бойца на войне поэт передает с помощью выразительных средств:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вчера —

Малютки-мальчики, сегодня —

Офицера! (антитеза)

Весело звенели, очаровательные франты (эпитеты)

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как бриллианты (сравнение)

3. Прочитайте фрагмент стихотворения, посвящённый Тучкову-четвёртому. Что вы знаете об этом герое Отечественной войны 1812 года? Какие особенности личности этого человека привлекли поэта?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Александр Алексеевич Тучков 4-й (1778—1812) — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, младший (четвёртый) из братьев Тучковых, служивших в то время в русской армии — отсюда его наименование Тучков-четвёртый. На Бородинском поле увлёк за собой полк, бросившись вперёд со знаменем в руках и получив смертельное ранение. Тело обнаружить не удалось, поскольку вся местность у Семёновских флешей была буквально перепахана снарядами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вдова Тучкова, Маргарита Михайловна, урождённая Нарышкина, славившаяся своей красотой, грацией, чудесным голосом, была безутешна: она стала настоятельницей Спасо-Преображенского монастыря, построенного ею на месте гибели мужа. Умерла в 1852 году, до конца сохранив верность памяти мужа и всех павших героев войны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Насколько точно в стихотворении передаются детали портрета А. А. Тучкова работы Дж. Доу? Где он сейчас находится? Как вы думаете, почему Цветаевой был так дорог именно этот портрет? Аргументируйте свой ответ.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ах, на гравюре полустертой,

В один великолепный миг,

Я встретила, Тучков-четвертый,

Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,

И золотые ордена…

И я, поцеловав гравюру,

Не знала сна…

О, как, мне кажется, могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать — и гривы

Своих коней.

Цветаева отлично передает изображение Тучкова на картине. Подчеркивает его лик, взгляд, ордена.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Готовый портрет поступил в Эрмитаж 7 сентября 1825 года.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон рассказала о том, насколько важен был этот образ, вдохновивший поэта: «…На толкучке, в той, старой Москве, которую я ещё застала ребёнком… мама купила чудесную круглую высокую (баночку? коробочку?) из папье-маше с прелестным романтическим портретом Тучкова-четвёртого в мундире, в плаще на алой подкладке — красавец! И… перед красотой Тучкова не устояла, — вот и стихи! Коробочка эта сопутствовала маме всю жизнь, стояла на её столе, с карандашами, ручками». Так в стихотворении Цветаевой удивительным образом сошлись события прошлого и настоящего, соединилось восприятие истории и личной жизни поэта.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Прочитайте заключительные три строфы стихотворения. Как они соотносятся с его началом? Почему образ «златокудрой Фортуны» соединяется с образом матери? Как вы понимаете строки: «И весело переходили в небытие»? Что необычного в этом художественном образе?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Концовка соотносится с началом стихотворения, поэт восхищается юными героями войны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Образ «златокудрой Фортуны» соотносится с образом матери, лелеющей свое дитя. Непредсказуемость случая, удачи вела защитников Родины материнской любовью. Она пыталась их сохранить. Герои отдались Фортуне с такой же верой, как доверились бы матери.

  Добавить текст Вернуть оригинал

«Весело переходили в небытие» - значит умирали без оглядки, отдавая свою жизнь за Родину. Поэт использовала оксюморон.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. В 1918—1920 годах М. И. Цветаева написала свой отклик на события революции и Гражданской войны — стихотворный цикл «Лебединый стан», своеобразным эпиграфом к которому стало стихотворение, посвящённое, как и «Генералам двенадцатого года», Сергею Эфрону. Прапорщик пехотного полка, он ушёл в январе 1918 года в Белую гвардию — Добровольческую армию генерала Л. Корнилова, а после её разгрома, как и многие русские офицеры, оказался за границей. Прочитайте это стихотворение и сравните его со стихотворением «Генералам двенадцатого года». Какие мотивы объединяют эти два произведения?

  Добавить текст Вернуть оригинал

На кортике своём: Марина —

Ты начертал, встав за Отчизну.

Была я первой и единой

В твоей великолепной жизни.

Я помню ночь и лик пресветлый

В аду солдатского вагона.

Я волосы гоню по ветру,

Я в ларчике храню погоны.

18 января 1918 г.

Военная тематика, мотив разлуки объединяют стихотворения. В произведениях звучат ноты грусти, сожаления, тяжести военного времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам