Решебник родная русская литература 9 класс Александрова ФГОС | Страница 10

Авторы:
Год:2023
Тип:учебник

Страница 10

Размышляем над прочитанным

1. К какому известному вам фольклорному жанру следует отнести песню «Как не две тученьки не две грозныя…»? Аргументируйте свой ответ. Какие ещё народные песни этого жанра вы знаете?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Я отнесу это произведение к жанру исторической песни. Исторические песни — характерные для русского фольклора песни, повествующие о реальном или вымышленном историческом лице или событии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Другие исторические песни:

Песня об Авдотье Рязаночке отражает реальные события 1237 года, когда татары захватили город Рязань.

  Добавить текст Вернуть оригинал

От первой половины XIV века до нас дошла песня о Щелкане, обычно её рассматривают как поэтический отклик на происшедшее в 1327 году восстание жителей Твери против Щелкана, представителя золотоордынского хана. Действительно, в песне изображается это событие, но совсем не так, как это происходило. Эта песня не может быть ограничена рамками восстания, это произведение о татарском иге, осуждение и морально-политическое разоблачение нашествия.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Среди исторических песен XVI века велико значение цикла песен о Ермаке Тимофеевиче. Этот цикл открывает длинный ряд произведений, посвящённых темам освободительной борьбы, темам социальных конфликтов, непосредственных столкновений народных масс с самодержавной властью. В цикл входят песни: «Ермак в казачьем кругу», «Взятие Ермаком Казани», «Ермак взял Сибирь», «Ермак у Ивана Грозного», «Поход на Волгу» и др. Наиболее популярная песня – «Ермак в казачьем кругу» (около 40 вариантов).

  Добавить текст Вернуть оригинал

https://rodb-v.ru/literary-ethnography/the_school_curriculum/istoricheskie-narodnye-pesni/

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. О каких двух «силахармеюшках» говорится в народной песне? Кого в песне называют Царь Белый и Король французский и почему?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Царь Белый – Кутузов (по цвету волос), Король французский – Наполеон (по происхождению).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Две силы-армеюшки – русская и французская армии

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Какое историческое событие описывается в этой народной песне? Что в тексте соответствует историческим фактам, а что можно отнести к художественному вымыслу?

  Добавить текст Вернуть оригинал

Решение М.И. Кутузова дать генеральное сражение армии Наполеона на позиции, выбранной русскими генералами у Бородина, состоялось за неделю до первого осеннего праздника по народному православному календарю – Семенова дня. Песня запомнила эту дату. Конечно, от песни, записанной почти через сто лет (в 1903 году), нельзя ожидать точности всех деталей: винтовок в 1812 году еще не было у войск, сошедшихся под Бородином, – были гладкоствольные ружья.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Прочитайте рубрику «Историко-культурный комментарий». С какими традиционными праздниками и обрядами связан Семёнов день? Как вы думаете, соответствуют ли чувства, с которыми описываются изображённые в песне события, этому празднику? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст песни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Семёнов день — традиционный народный и церковный праздник, знаменующий начало осени и Новолетие (начало нового года) по православному календарю; отмечается 14 сентября (1 сентября по старому стилю); другое название — Симеон-летопроводец (буквально: лето провожающий). В христианской традиции этот праздник связан с именем святого Симеона Столпника, а в народных поверьях — с началом бабьего лета. На Руси этот день обычно отмечали весёлыми гуляньями, играми и подготовкой к свадебным смотринам.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Описанные в песне события не соответствуют веселому настроению праздника:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Как Семенов день проходит, братцы,

Как река бежит.

Как ударили из пушек, братцы,

Из винтовочек –

Покатились с могучих плеч

Головушки,

Полилася басурманская кровь

На все четыре стороны.

5. Какие традиционные для русского устного народного творчества художественные приёмы используются в этой песне? Приведите примеры.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: тученьки, армеюшки, генералушки, думушку

  Добавить текст Вернуть оригинал

Инверсии: вместе соезжалися, Царя Белого, покатилися головушки

  Добавить текст Вернуть оригинал

Наличие слов с возвратными суффиксами: соезжалися, покатилися, соходилися

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сравнения: как гора валит, как река бежит

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Рассмотрите рисунок — карикатуру, выполненную художником И. И. Теребенёвым — автором популярной серии из 43 гравюр, высмеивавших Наполеона и его армию (так называемые «Теребенёвские листы»). Обратите внимание на подпись к рисунку, стилизованную под народную речь (такие подписи были сделаны ко всем 43 карикатурам). Как вы считаете, соответствует ли эта карикатура и подпись к ней по настроению и смыслу народной песне «Как не две тученьки не две грозныя…»? Докажите свою позицию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Я думаю, настроение карикатуры соответствует песне, в которой в конце говорится о победе русской армии:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Полилася басурманская кровь

На все четыре стороны.

Скачать ответ
Есть ошибка? Сообщи нам!

Решебники по другим предметам