Размышляем о прочитанном
1.
Мотив одиночества является ведущим в лирике Лермонтова.
Добавить текст Вернуть оригиналПри жизни Михаил Лермонтов печатался редко: он был слишком требовательным к своим стихотворениям. Лермонтов выпустил первый и единственный сборник произведений в 1840 году. Основной мотив лермонтовской лирики — мотив одиночества. Лирический герой, противостоящий обществу, бунтует, а потому оказывается одинок. Стихотворения Михаила Лермонтова отличаются мелодичностью и эмоциональной насыщенностью. Виссарион Белинский писал в статье «Стихотворения М. Лермонтова»: «Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются». https://www.culture.ru/materials/202503/mikhail-lermontov-lirika
Добавить текст Вернуть оригиналОсновные темы:
любовь-страдание
жажда свободы, вольности, борьбы
критика самодержавия и светского общества
Добавить текст Вернуть оригиналразочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром
Добавить текст Вернуть оригиналтрудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии
Добавить текст Вернуть оригиналжажда свободы, вольности, борьбы
2.
Тема поэта и поэзии не перестает волновать современников, является интересной темой для изучения. Для углубленного изучения этих понятий мы решили обратиться к творчеству двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, но очень схожие по духу и по особенности постановки жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.
Добавить текст Вернуть оригиналА.С. Пушкин был основоположником развития новых традиций, тем самым внес неоценимый вклад в литературу. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества. В нашей статье мы хотим остановиться на творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а именно из творчества А.С.Пушкина рассмотреть стихотворение «Поэт» и повесть «Египетские ночи»; из творчества М.Ю.Лермонтова рассмотреть стихотворения «Поэт» и «Смерть поэта».
Добавить текст Вернуть оригиналСтихотворение « Поэт» является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом. Поэт жил с народом и для народа. В каждом слове звучит вечная тема о миссии поэта в обществе. Пушкин высказывает мысль о том, что душа творческого человека полна поэтического дара. В вечной суете и серых буднях без творчества душа погибнет. Только поэзия спасает поэта и движет вперед. Таким образом, поэт приходит к выводу , без творчества, без возможности писать он погибнет духовно. То есть именно творчество - не просто смысл жизни, оно самая суть поэта. Поэт уверен и убежден в том, что поэзия пробудит светлое начало, встряхнет народ. Поэт призывал своих единомышленников к тому, чтобы говорить о проблемах общества, призывать народ к единству, стойко стоять на своем, не поддаваться соблазнам.
Добавить текст Вернуть оригиналВосторженных похвал пройдет минутный шум;
Добавить текст Вернуть оригиналУслышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Добавить текст Вернуть оригиналНо ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Главная мысль произведения заключается в становлении и стремлении человека стать выше всех бытовых мелочей, добиться духовного богатства, быть ближе к искусству и творению. Вот в чем видел поэт свое предназначение - донести до общества суть и смысл жизни.
Добавить текст Вернуть оригиналАнализируя следующее произведение гения повесть « Египетские ночи» , мы пришли к следующему : темы поэта и толпы, гения, человеческих искушений и пороков, роли поэта - это основа творчества Пушкина. Основная тема повести — противоречивость положения творца в современном обществе.
Добавить текст Вернуть оригиналНемаловажный вклад в развитии русской литературы внес М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии свойственна позднему творчеству поэта, но занимает одну из важных ролей в его жизни и произведениях. Пушкин всегда был кумиром для Лермонтова. Для анализа мы выбрали стихотворение Лермонтова «Поэт». Многие считают, что Лермонтов подражал Пушкину, якобы многие стихотворения были схожи, но это не подражательство, изучив материал, мы пришли к выводу, что это был некий односторонний диалог одного поэта с другим.
Добавить текст Вернуть оригиналПоэт сравнивает поэзию с кинжалом, пока кинжал остр, блистает, он много чего может сделать, если его повесить на стену, станет просто сувениром и игрушкой, так и с поэзией, нужно постоянно творить, говорить и выражать в словах все, что твориться вокруг. Автор зол и огорчен тем, что нет таких поэтов, которые смогли бы открыть простому народу глаза, вести их, сплотить и встать на борьбу с произволом, бедностью, ложью. Поэт понимает, что поэзия стала для многих пустым звуком. От этого у него болит душа . Его печалит то, что происходит утрата истинных ценностей, общество интересует только то, что блестит, можно вкусно покушать. Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.
Добавить текст Вернуть оригиналОтделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
Добавить текст Вернуть оригиналИ не одну прорвал кольчугу.
Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта. Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.
Добавить текст Вернуть оригиналСтихотворение Лермонтова мы считаем пророческим. Уже в девятнадцатом веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово. Мы согласимся с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.
Добавить текст Вернуть оригиналСмерть Пушкина стала невосполнимой утратой для Лермонтова. Поэтому мы с большим удовольствием прикоснулись к следующему творению Лермонтова - это его стихотворение, написанное в январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Смерть Пушкина для Лермонтова стала невосполнимой утратой, а главное для России, немногие понимали о том, какую драгоценность они потеряли в лице Пушкина.
Добавить текст Вернуть оригиналВ своем стихотворении поэт воспевает не только талант , но и доброе сердце, справедливость и благородство Пушкина. Образ Пушкина автор приравнивает образу Иисуса Христа. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.
Добавить текст Вернуть оригиналПогиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Изучив и проанализировав произведения двух великих поэтов, мы пришли к выводу - тема поэта и поэзии традиционна, в центре - мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.
Добавить текст Вернуть оригиналВажными мотивами и образами является поэт и толпа, назначение творчества, свободы, поэта и эпохи, вдохновение, одиночество.
Добавить текст Вернуть оригиналПушкин и Лермонтов ставят и разрешают вопросы, которыми должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе. Они считают, что путь и творчество поэта должно быть бескорыстным. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова стала основой для развития русской литературы в целом.
Добавить текст Вернуть оригинал1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981
2. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. Л., 1979-1981
Добавить текст Вернуть оригинал3. Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С. Пушкина. М., 1979
Добавить текст Вернуть оригинал4. Маймин Е.А. Пушкин, Жизнь и творчество. М., 1982
Добавить текст Вернуть оригинал5. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972
Добавить текст Вернуть оригинал6. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. Т. IV. М., 1960.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М., Наука, 1991
Добавить текст Вернуть оригинал8. Турбин В. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. М., 1973
Добавить текст Вернуть оригинал9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. - Л., 1961
Добавить текст Вернуть оригинал3.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:
Добавить текст Вернуть оригиналВ основе поэмы лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным сказам о царе Иване Грозном, многие из которых сохранились и были записаны. Стиль произведения выдержан в манере русского народного эпоса; все герои повествования — яркие и самобытные личности. Главная тема произведения — проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы эпохи, судьба, место и роль личности в истории.
Добавить текст Вернуть оригиналПоэма написана в 1837 году; впервые опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». В 1840 году открыла единственное прижизненное издание поэта — сборник «Стихотворения М. Лермонтова».
Добавить текст Вернуть оригинал«Бородино»: В знаменитой поэме Михаила Лермонтова «Бородино» простой солдат рассказывает о решающем сражении в войне 1812 года —
Добавить текст Вернуть оригиналБородинской битве. Артиллерист, один из многих, кто защищал родину, с восторгом вспоминает бой, в котором русские солдаты проявили невероятное мужество и победили наполеоновскую армию.
Добавить текст Вернуть оригиналМихаил Лермонтов написал «Бородино» к 25-летию Бородинской битвы. Литературный Виссарион Белинский писал о стихотворении Лермонтова: «…в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
Добавить текст Вернуть оригинал«Мцыри»: Произведение, написанное в 1839 году, относится к поздним кавказским поэмам Михаила Лермонтова и считается одним из последних классических образцов русской романтической поэзии. Сюжет поэмы взят поэтом из кавказской жизни и вдохновлен фольклорными мотивами. В основе поэмы — трагическая история мальчика-горца, который был пленен русским генералом. Заболевшего в дороге ребенка оставили на воспитание в монастырской обители, где он и вырос вдали от отечества и «вдали от солнечного света». Мцыри убегает из монастырской неволи и бежит неведомо куда. Ощущение свободы возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя, — память детства.
Добавить текст Вернуть оригиналПоэма написана четырехстопным ямбом с исключительно мужской рифмой. Опубликована в 1840 году.
Добавить текст Вернуть оригиналПо материалам https://www.culture.ru/books/
Добавить текст Вернуть оригинал4.
Композиционные особенности романа следующие:
Добавить текст Вернуть оригиналнесовпадение сюжета и фабулы
наличие отдельных повестей, в которых есть собственный сюжет и система образов
Добавить текст Вернуть оригиналсмена рассказчиков
наличие «Журнала Печорина»
5.
Печорин полон скуки и страдания. Он тоскует оттого, что душа его преждевременно остыла, охладела, оттого, что ему всё заранее известно. Печорин, как и герой лирики Лермонтова, не ждёт от жизни ничего, но готов броситься на зов чувства и ощутить душевный подъём, пока не остынет жар сердца, пока не будет утолена жажда жизни, пока ещё веет свежестью чувств, пока разъедающий, скептический ум демонического героя, всё подвергающий беспощадному и строгому анализу, не заморозит сердце и не уймёт волнение страстей.
Добавить текст Вернуть оригиналСознание Печорина наделено главной способностью — скептическим анализом, который выступает и как неоспоримое достоинство героя, и как мучение, наносящее ему неизгладимые душевные раны. Сильные и слабые, «светлые» и «тёмные» стороны героя взаимно обусловлены, неотделимы друг от друга и способны перетекать одна в другую.
Добавить текст Вернуть оригиналАвтор не знает, кто Печорин — «герой» или «злодей». Он не осуждает и не оправдывает Печорина, воздерживаясь от утверждения и от отрицания. Суть позиции автора состоит в том, что, наблюдая за Печориным, он раскрывает его душу посредством изображения самоанализа героя. В ходе самоанализа Печорин подвергает сомнению и отрицанию все духовные ценности. Лермонтов обращается к таким духовным ценностям, которые наиболее личны, являясь внутренним достоянием человека. Ценностями, не зависящими от любых посторонних соображений, в литературе всегда выступали любовь и дружба. Печорин подвергает анализу свои отношения с людьми. Все его дружеские связи непрочны. Сомнение Печорина касается трёх типов любви: естественной (Бэла), романтической («ундина») и светской (княжна Мери).
Добавить текст Вернуть оригинал(по статье учебника с. 294)
6.
Характеристики всех героев представлены авторами учебника с. 299
Добавить текст Вернуть оригинал7.
Все эти герои предстают неким зеркалом, отражающим характер Печорина. В зависимости от обстоятельств Печорин ведет себя определенным образом, оставляя след в жизни каждого из героев. Они помогают ему на пути к самосознанию, пониманию мира и своей собственной души.
Добавить текст Вернуть оригинал8.
М. Лермонтов настолько точно нарисовал характеры и эмоции героев, что роман смело можно назвать психологическим. Мы наблюдаем за самоанализом Печорина, шаг за шагом раскрывающего на страницах романа тайны своей личности.
Добавить текст Вернуть оригинал9.
Главной цели — раскрытию внутреннего мира Печорина — посвящена вся композиция романа — порядок расположения частей, событий, эпизодов в избранной автором последовательности. Так, Лермонтов, передавая рассказ герою, снимает напряжение с происшествий и приключений, т. е. с внешних событий, и переключает его на внутреннюю жизнь Печорина.
Добавить текст Вернуть оригиналВ «Герое нашего времени» и вообще в прозе Лермонтов идёт, как и в лирике, по пути совмещения жанровых форм. В «Княжне Мери» очевидно влияние жанра современной Лермонтову светской повести. Её сюжет часто основан на соперничестве двух молодых людей, которое заканчивается поединком.
Добавить текст Вернуть оригиналВ повести «Фаталист» легко угадать признаки фантастической прозы с её загадочностью и необъяснимым вмешательством высших сил. В повести «Бэла» путевой очерк сращивается с романтической новеллой о любви европейца к дикарке. Любовная игра часто создаёт для Печорина опасность, угрожающую его жизни. Она перерастает в игру с жизнью и смертью. Так происходит в «Бэле», где Печорин может ждать нападения и от Азамата, и от Казбича. В «Тамани» «ундина» чуть не утопила героя, а в «Княжне Мери» Печорин стрелялся с Грушницким. В повести «Фаталист» Печорин проверяет свою способность к деятельности и бесстрашно обезвреживает пьяного казака, который только что зарубил Вулича. (по статье учебника с. 281)
Добавить текст Вернуть оригинал10.
На дворе было темно, хоть глаз выколи. Тяжелые, холодные тучи лежали на вершиннах окрестных гор: лишь изредка умирающий ветер шумел вершинами тополей, окружающих ресторацию; у окон ее толпился народ. Я спустился с горы, и повернув в ворота, прибавил шагу. Вдруг мне показалось, что кто-то идет за мной. Я остановился и осмотрелся. В темноте ничего нельзя было разобрать; однако я из осторожности обошел, будто гуляя, вокруг дома. Проходя мимо окон княжны, я услышал снова шаги за собою; человек, завернутый в шинель, пробежал мимо меня. Это меня встревожило; однако я прокрался к крыльцу и поспешно взбежал на темную лестницу. Дверь отворилась; маленькая ручка схватила мою руку...
Добавить текст Вернуть оригинал— Никто тебя не видал? — сказала шепотом Вера, прижавшись ко мне.
Добавить текст Вернуть оригинал— Никто!
— Теперь ты веришь ли, что я тебя люблю? О, я долго колебалась, долго мучилась... но ты из меня делаешь все, что хочешь.
Добавить текст Вернуть оригиналЕе сердце сильно билось, руки были холодны как лед. Начались упреки ревности, жалобы, — она требовала от меня, чтоб я ей во всем признался, говоря, что она с покорностью перенесет мою измену, потому что хочет единственно моего счастия. Я этому не совсем верил, но успокоил ее клятвами, обещаниями и прочее.
Добавить текст Вернуть оригинал— Так ты не женишься на Мери? не любишь ее?.. А она думает... знаешь ли, она влюблена в тебя до безумия, бедняжка!..
Добавить текст Вернуть оригиналПо этой сцене мы видим, что Печорин и Вера встречались тайно, Вера была замужем, но любила Печорина. Она любила его беззаветной и мучительной любовью, забывая о себе, готова была на все ради Печорина. Герой был холоден с Верой, мучил ее пустыми сомнениями. Позже Григорий Александрович понимает, как эгоистично поступал с Верой, жалеет об упущенном счастье.
Добавить текст Вернуть оригинал11.
Можно смело назвать этот роман шедевром 19 века. Печорин является самой главной загадкой романа.
Добавить текст Вернуть оригиналСцена погони за Верой:
Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.
Добавить текст Вернуть оригиналСолнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку... Я молился, проклинал плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков — казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.
Добавить текст Вернуть оригиналВсе было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.
Добавить текст Вернуть оригиналИ долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.
Добавить текст Вернуть оригиналВ данной сцене холодный и разумный Печорин предстает несчастным и слабым, он даже позволяет себе плакать горько об ушедшей любви. Эта сцена показывает, что у героя есть живая душа, которую он прячет на страницах всего романа.
Добавить текст Вернуть оригинал12.
Сцена после погони за Верой:
Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.
Добавить текст Вернуть оригиналМне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.
Добавить текст Вернуть оригиналВсе к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.
Добавить текст Вернуть оригиналВ данной сцене мы наблюдаем, как к Печорину возвращается хладность ума, как он приходит в себя. Здесь мы видим глубочайший психологизм Печорина, который забрасывает себя вопросами и сам же дает на них ответы. Лаконичность и ясность языка Лермонтова придают рассуждениям невероятную реалистичность.
Добавить текст Вернуть оригинал13.
Грушницкий. Сюжет повести «Княжна Мери» разворачивается через противостояние Грушницкого и Печорина в их притязаниях на внимание княжны Мери. В любовном треугольнике (Грушницкий — Мери — Печорин) Грушницкий играет сначала роль первого любовника, но затем оттесняется на второй план и перестаёт быть соперником Печорина в любви. Его незначительность как человека, известная Печорину с самого начала повествования, становится очевидной и для княжны Мери. Из приятеля и соперника Грушницкий превращается во врага Печорина и скучного, надоедливого собеседника Мери. Познание характера Грушницкого не проходит бесследно ни для Печорина, ни для княжны и кончается трагедией: убит Грушницкий, погружена в духовную драму Meри, Печорин находится на распутье и вовсе не торжествует победу. Если характер Печорина остаётся неизменным, то Грушницкий претерпевает эволюцию: в недалёком и неумелом романтике обнажается подлая и злобная натура.
Добавить текст Вернуть оригиналВернер. В отличие от Печорина Вернер — созерцатель. Он лишён внутренней активности. Холодная порядочность — вот принцип поведения Вернера. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, заговоре, готовящемся преступлении (в пистолет Печорина «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого он отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения, и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. В тот момент, когда Печорин особенно нуждался в душевной поддержке, Вернер демонстративно отказал в ней. Однако внутренне он чувствовал себя не на высоте положения и желал, чтобы Печорин первым протянул руку. Доктор готов был ответить душевным порывом, но Печорин понял, что Вернер хочет уйти от личной ответственности, и расценил поведение доктора как измену и нравственную трусость.
Добавить текст Вернуть оригиналВера. Индивидуалист Печорин стал препятствием для воплощения в жизнь лучших сторон более чем незаурядного героя. И это подчёркнуто любовной линией Печорин — Вера. Герои любят друг друга, и ценность любви могла бы осуществиться в их союзе. Но в том-то и дело, что нравственный идеал всё время ускользает и оказывается недостижимым. Печорин проверяет ценность людей в своих жестоких опытах. Но в чём состоят законы, стоящие над ним и управляющие его поведением, он узнать не может. После того как Печорин теряет Веру, герой впадает в отчаяние, понимает, что счастье упущено.
Добавить текст Вернуть оригиналКняжна Мери. Мери не вмещается в те рамки, в которые заключил её Печорин. Она выказывает и отзывчивость, и благородство, понимает, что ошиблась в Грушницком. Мери с доверием относится к людям и не предполагает интриги и коварства со стороны Печорина. Герой помог Мери разглядеть фальшивость и позёрство юнкера, рядящегося в тогу мрачного героя романа, но сам влюбил в себя княжну, не чувствуя к ней влечения. Мери снова обманута, и на сей раз человеком действительно «страшным» и незаурядным, знающим тонкости женской психологии, но не подозревающим, что имеет дело не с ветреной светской кокеткой, а с действительно достойным любви человеком. Следовательно, обманута не только княжна, но неожиданно для себя обманулся и Печорин: он принял Мери за обычную светскую девушку, а ему открылась глубокая натура. По мере того как герой пленяет Мери и ставит на ней свой опыт, ирония его рассказа исчезает. Жеманство, кокетство, притворство — всё ушло прочь, и Печорин отдаёт себе отчёт в том, что поступил с Мери жестоко.
Добавить текст Вернуть оригинал(по материалам учебника с.281)
14.
Соприкосновение с личностью Печорина оставляет отпечаток на жизни Веры и Мери.
Добавить текст Вернуть оригиналМери, потрясенная смертью Грушницкого, из легкомысленной и вольной девушки превращается во взрослую даму, критически размышляющую. Вера любит Печорина страстной любовью, но она все же принимает решение остаться с мужем, думая, что Печорин не сможет ее так же самоотверженно любить.
Добавить текст Вернуть оригиналРазвиваем дар слова
«Дума» М. Лермонтов
Печально – грустно
Грядущее – будущее
Бремя познанья и сомненья – тяжесть самопознания
Добавить текст Вернуть оригиналБездействие – отсутствие действия
Постыдно равнодушны - безучастны настолько, что уже стыдно
Добавить текст Вернуть оригиналТощий плод – скудный, незрелый плод / плохой результат
Добавить текст Вернуть оригиналОсиротелый – оставшийся один
Осмеянных страстей – глубоких чувств, подверженных насмешке
Добавить текст Вернуть оригиналОстаток чувства – малая часть, оставшаяся от настоящих чувств
Добавить текст Вернуть оригиналГлядя насмешливо назад – окунаясь в прошлое с усмешкой
Добавить текст Вернуть оригиналОбманутый сын – о молодом поколении, идеалы которых обмануты
Добавить текст Вернуть оригиналПромотавшийся отец – о старшем поколении, утратившем нравственные идеалы
Добавить текст Вернуть оригиналНастроение этих фраз угрюмое, печальное. Очень трудно ввести их в современную речь, так как они имеют определенный подтекст, устаревшую лексику, в обычной речи мы почти не употребляем эти выражения.
Добавить текст Вернуть оригиналПримеры:
Печально смотреть на дождь из окна.
Осиротелый щенок ласкается к кошке.
Тощий плод висел на дереве.
Глядя насмешливо назад, я понимаю, что не нужно было так нервничать из-за школьных оценок.
Добавить текст Вернуть оригинал