3.
А. А. Блок:
«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин. Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.» ( Из речи «О назначении поэта», произнесенной в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. 1921.)
Добавить текст Вернуть оригинал4.
«Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим».
(«К морю» о Байроне)
«Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль»
(«К Портрету Жуковского»)
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Добавить текст Вернуть оригиналМой брат родной по музе, по судьбам!
Я жду тебя, мой запоздалый друг –
«Приди; огнём волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи...»
(«19 октября», Вильгельму Кюхельбекеру)
«Стих каждый в повести твоей
Звучит и блещет, как червонец»
(«К Баратынскому»)
В портретах Пушкин подчеркивает сове отношение к поэтам.
Добавить текст Вернуть оригинал5.
Когда Пушкин вспоминает об адресатах своей любви, его переполняют и сообщаются читателю такие чувства, как восхищение и восторг («Мадона»), горечь от безответности («Сожжённое письмо»), романтическая тревога влюблённое («Признание», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»), интимной нежности («Ты и вы»).
Добавить текст Вернуть оригиналЭтот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
Поэт восторгается взглядом любимой, сам желает испытывать иллюзии.
Добавить текст Вернуть оригинал... И сердце вновь горит и любит — оттого,
Добавить текст Вернуть оригиналЧто не любить оно не может.
Пушкин также говорит о своей любви, о невозможности утраты любовного чувства.
Добавить текст Вернуть оригинал6.
Предметом поэзии Пушкина была сама жизнь. Своей злободневностью, отражением реальной действительности лирика поэта «берет в плен».
Добавить текст Вернуть оригиналПушкин верил в доброе и разумное начало в человеке. Он показывал многообразие жизни во всех ее аспектах. В каждом событии можно найти элементы гармонии и красоты.
Добавить текст Вернуть оригиналРазвиваем дар слова
Нерукотворный – созданный без участия человека
Добавить текст Вернуть оригиналНародная тропа – человеческая память
Главою непокорной – не подчиняющейся, строптивой главою
Добавить текст Вернуть оригиналДуша в заветной лире – стихи пишутся по велению души
Добавить текст Вернуть оригиналРуси великой – великой России
Гордый внук славян – речь о предках славян
Добавить текст Вернуть оригиналЖестокий век – грубый, безжалостный век
Милость к падшим призывал – призывал видеть страдания обездоленных
Добавить текст Вернуть оригиналВеленью Божию – приказу Бога
Словосочетания усиливают главную мысль стихотворения о бессмертии творчества Пушкина.
Добавить текст Вернуть оригиналТворческое задание
Пушкин в Михайловском
В июле 1817 г., после окончания Царскосельского лицея, юный поэт впервые посещает Михайловское, в те годы принадлежавшее его матери – Надежде Осиповне. Он был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.», как напишет потом в одной из своих автобиографий.
Добавить текст Вернуть оригиналВ 1819 г. Пушкин провел здесь лето, восстанавливаясь после болезни. В это время было написано антикрепостническое стихотворение "Деревня".
Добавить текст Вернуть оригиналВ августе 1824 г. Александр Сергеевич Пушкин был сослан в Михайловское по указанию императора Александра I за увлечение «атеистическими учениями» под надзор местных властей и духовенства. В ссылке Пушкин провел более двух лет, жизнь поэта-изгнанника скрашивали народные сказки, множество которых знала няня Пушкина – Арина Родионовна, их сюжеты были использованы в дальнейшем для написания собственных сказок в стихах. В Михайловском поэта навещали лицейские друзья – Дельвиг, Пущин, Горчаков. Также Пушкин общался с Осиповыми-Вульф, хозяевами соседского имения Тригорское. Здесь же произошла встреча с племянницей Осиповой - Анной Керн, которой поэт посвятил стихотворение "Я помню чудное мгновенье…".
Добавить текст Вернуть оригиналНесмотря на душевные переживания, период ссылки в Михайловском был плодотворным для Пушкина, он много работал, читал, размышлял, и после окончания ссылки в сентябре 1826 г., поэт часто приезжал сюда, в «обитель дальнюю трудов и чистых нег» в поисках уединения и творческого вдохновения.
Добавить текст Вернуть оригиналИменно в Михайловском Пушкин создал более ста лирических стихотворений, поэму "Граф Нулин", драму "Борис Годунов", основную часть романа в стихах "Евгений Онегин".
Добавить текст Вернуть оригиналПоэт много общался с местными крестьянами и помещиками, впитывал народное творчество, что помогало ему находить новые образы и сюжеты. Он любил дальние прогулки, иногда путь его лежал к стенам расположенного в пяти километрах от Михайловского Святогорскому монастырю, где находится некрополь Ганнибалов. Здесь в 1836 году была похоронена его мать Надежда Осиповна Пушкина, а менее чем через год — и сам поэт, погибший на дуэли ...
Добавить текст Вернуть оригиналПосле смерти А.С. Пушкина судьба Михайловского имения была непростой. Оно неоднократно перестраивалось потомками поэта, почти полностью уничтожалось в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, но затем было вновь восстановлено. Сейчас Михайловское и его окрестности — это историко-литературный мемориальный комплекс и природно-ландшафтный музей-заповедник.
Добавить текст Вернуть оригиналВ селе Михайловском Псковской губернии располагалась родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, где Александр Сергеевич неоднократно бывал в разные годы своей яркой, творчески плодотворной жизни и затем обрел свой последний приют. В настоящее время здесь действует Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское".
Добавить текст Вернуть оригиналhttps://alexanderpushkin.ru/mikhajlovskoe.html
Добавить текст Вернуть оригиналОпыт литературоведческого исследования
А. Пушкин много внимания уделил теме поэта и поэзии в своем творчестве. Стихотворениями «Пророк», «Поэту», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг…» автор пытался донести до читателя, что быть поэтом – особый дар.
Добавить текст Вернуть оригиналМы знаем, что Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» по мотивам произведений «Памятник» Горация и Державина. Облик новой культуры эпохи 19 века сложился благодаря Пушкину. Он смело писал об окружающей действительности, о человеческих пороках, призывал к милосердию и любви. Пушкин призывает Музу быть послушной только «Божьему велению», имея в виду свободу и независимость поэтического слова.
Добавить текст Вернуть оригиналСтихотворения Пушкина и Державина в целом огромного различия не имеют. Тема и идея здесь одни – поэты верят в силу и бессмертие своего творчества. Подражая Горацию, поэты внесли индивидуальность в свои произведения.
Добавить текст Вернуть оригиналКак уже было сказано, Пушкин в своем стихотворении откровенно цитирует всем известный тогда текст «Памятника» Державина.
Добавить текст Вернуть оригиналУ Державина стихотворение начинается словами: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». Пушкин демонстративно начинает свое стихотворение: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Добавить текст Вернуть оригиналВторая строфа у Державина начинается словами: «Так! — весь я не умру», — у Пушкина: «Нет, весь я не умру».
Добавить текст Вернуть оригиналНачало третьей строфы у Державина: «Слух про́йдет обо мне», — у Пушкина в рукописи было также: «Слух пройдет обо мне», а затем он переставил те же слова: «Слух обо мне пройдет».
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, совершенно ясно, что Пушкин все время подчеркивает непосредственную связь, прямую зависимость своего стихотворения от Державина. Читая эти стихи, мы должны их воспринимать на фоне державинского стихотворения, все время сопоставляя их, фиксируя свое внимание на отступлениях Пушкина от его предшественника. Тем самым эти отличия, эти пушкинские замены державинского текста по замыслу поэта особенно выделяются, приобретают особую значительность...
Добавить текст Вернуть оригиналПо одному из толкований, в первом четверостишии говорится вовсе не о политических вопросах («восславил свободу» — писал революционные стихи; «милость к падшим призывал» — добивался освобождения декабристов), а о вопросах эстетических и моральных. «Призывал милость к падшим» — значит «призывал смотреть на людей без злобы, на падших — с милосердием, на несчастных — с состраданием».
Добавить текст Вернуть оригинал«Свобода» в стихотворении Пушкина обозначает будто бы не столько политическую свободу, сколько главным образом «полноту наслаждения, доставляемого искусством», «проявление высокой духовной раскованности, внутренней человеческой свободы»; «...высокая свобода, приходящая в моменты творчества и созерцания искусства — та свобода, когда человек как будто все может, когда перед его внутренним взором открывается целый мир, когда он властен быть свободным даже в том унижении, которому подвергает его «жестокий век»...».
Добавить текст Вернуть оригиналПо другому толкованию, Пушкин в четвертой строфе «Памятника» высказывает не собственное мнение о ценности своей поэзии, о ее праве на любовь народа в будущем, а понимание этой поэзии «народом», «толпой», понимание заведомо неверное, прямо противоречащее взглядам самого Пушкина на цели поэзии вообще и на его собственное творчество в частности. Вот чему, указывают приверженцы такого толкования, вслед за этой строфой идет последняя, где поэт увещевает свою музу не страшиться обиды, равнодушно относиться и к хвале и к клевете и не оспаривать глупцов, не понимающих настоящего смысла его поэзии.
Добавить текст Вернуть оригиналПушкин, вслед за Державиным, тоже упоминает три стороны своей поэзии, дающей ему право на бессмертие. Но, в отличие от Державина, он вторую и третью темы соединяет в одну — политическую. Стих: «Что в мой жестокий век восславил я свободу» — никак нельзя объяснить как «полноту наслаждения, доставленного искусством» (при чем тут «свобода»?), как «проявление высокой духовной раскованности»... А у какого гениального поэта нет такой «раскованности» в процессе творчества? И где, в каких произведениях Пушкин «восславлял» духовную раскованность своего творчества? И, наконец, как понимать первый, беловой вариант этого стиха в «Памятнике»: «Что вслед Радищеву восславил я свободу»? Тут возможным были бы два варианта: или Пушкин имел в виду не «Вольность» Радищева, а какое-то другое его произведение, или Пушкин и здесь (как и в первом стихе) решительно отказался от своего прежнего варианта и четкую политическую тему заменил крайне неопределенной метафорой: «свобода» — в значении состояния человека, когда он как будто все может, когда перед его внутренним взором открывается целый мир?.. При чем тут «свобода»? И где Пушкин «восславлял» это чувство, употребляя слово «свобода»? Да и сам Пушкин не дал нам в этом стихе никаких оснований придавать слову «свобода» не политическое, а какое-то отвлеченно-метафорическое значение..
Добавить текст Вернуть оригиналhttp://feb-web.ru/feben/pushkin/critics/bnd/bnd-442-.htm?cmd=2
Добавить текст Вернуть оригинал